Всего новостей: 2525534, выбрано 3 за 0.022 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Долгов Константин в отраслях: Внешэкономсвязи, политикаОбразование, наукавсе
Долгов Константин в отраслях: Внешэкономсвязи, политикаОбразование, наукавсе
Россия > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 21 октября 2016 > № 1941325 Константин Долгов

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов рассказал в интервью РИА Новости, что сегодня есть все формальные факторы для передачи Ярошенко России по конвенции Совета Европы.

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов призывает президента США Барака Обаму отпустить российского летчика Константина Ярошенко в Россию, но "гарантий нет". Об этом, а также о закрытии счетов RT в одном из банков Великобритании, ситуации с российскими детьми в Скандинавии и реакции России на обвинения во вмешательстве в президентские выборы в США, Долгов рассказал в интервью РИА Новости.

— Официальный представитель британского премьер-министра Терезы Мэй объяснил закрытие счетов RT в одном из банков Великобритании внутренним делом самого банка. Как бы вы охарактеризовали данное заявление и сам факт закрытия счетов? Не является ли это прямой цензурой? О какой свободе прессы и демократии в Великобритании может идти речь, если в стране не дают работать одному из крупнейших мировых телевизионных каналов?

— Все, что сейчас происходит, можно назвать одним словом — цензура и проявлением политики двойных стандартов, хотя официально это отрицается. Они же нарушают и права своих граждан, усложняя им доступ к разным средствам массовой информации. Простой американец или британец имеет право доступа к различным легальным источникам информации, но его лишают этого права. Об этом надо говорить, так как это серьезное нарушение право-человеческих норм.

— Как вы оцениваете шансы на возвращение Ярошенко до президентских выборов в США?

— Мы передали запрос о передаче Ярошенко по конвенции Совета Европы. Все условия для этого есть, он отсидел уже значительную часть срока. Вся ситуация с Ярошенко — вопиющая с точки зрения изъянов американского правосудия или отсутствия такового и, конечно, тотальной политизации, не говоря уже о тотальном нарушении прав нашего гражданина, его похищении и применение к нему пыточных методов со стороны спецслужб с целью выбивания показаний и признания вины, которую он отрицает, естественно. Сегодня все формальные факторы есть, чтобы принять положительное решение.

Мы надеемся, что с учетом его ухудшившего состояния здоровья, с учетом общего гуманитарного характера обстоятельств и с учетом, что мы неоднократно говорили, что готовы со своей стороны передать по этой конвенции американских граждан, которые сидят в российских тюрьмах, это решение будет принято.

Гарантий нет, и я бы пока не строил прогнозов. Технически или процедурно все необходимые условия сложились, чтобы он в ближайшие время, до выборов, уже был переведен в Россию, но вопрос в политической воле американских властей. Пока ее не было. Я бы не привязывал это к выборам, хотя, с другой стороны, я бы призвал Обаму проявить гуманный подход по отношению к Ярошенко.

И мы надеемся, что эта половинчатость в деятельности администрации Обамы на право-человеческом направлении не привела бы к тому, что судьба его осталась неопределенной.

Все попытки закрыть Гуантанамо и попытки разобраться с пытками, которые применялись американскими спецслужбами и в Ираке, и в Гуантанамо, не увенчались успехом. Никто не наказан, и ничего не расследовано. И ни один человек не понес ответственность, а Гуантанамо как было, так и есть. Да, там стало поменьше узников, но давайте разберемся, куда эти узники делись. Их наспех распихивают по миру без малейшей мысли о том, что с этими людьми будет дальше, и это напоминает человеческий базар, на котором торгуют рабами.

— Сейчас на спортивных аренах наступило затишье, как мне кажется, перед бурей, предшествующей зимним Олимпийским играм в южнокорейском Пхенчхане. Казалось, что после окончания игр в Рио руководители российского спорта обрушат на МОК массу исков и претензий, учитывая тот факт, что не так давно американские олимпийские чемпионки Симона Байлз, теннисистки Серена и Винус Уильямс, баскетболистки и так далее были уличены в допинге после взлома базы данных Всемирного допингового агентства ADAM. Готовит ли российский спорт иски против мировых антидопинговых комитетов? Как и должна ли Россия заставить Параолимпийский международный комитет отказаться от выходящего за правовые рамки решения о недопуске параолимпийской сборной России к зимней Олимпиаде-2018?

— Принцип верховенства права должен соблюдаться везде, в том числе и в этой сфере, потому что речь идет о неправовых решениях, но, помимо всего прочего, нарушены олимпийские принципы о том, что спорт должен оставаться вне политики. Поэтому, конечно, мы будем противодействовать такой позиции с применением правовых инструментов, дипломатических средств. Мы об этом прямо говорим со всех международных площадок и будем продолжать ставить эти вопросы и в рамках ООН, и в рамках Совета ООН по правам человека, и в других структурах.

Налицо откровенная дискриминация России и российских спортсменов. Это нарушение прав российских граждан со стороны ряда международных спортивных функционеров, и они открывают путь для целого спектра мер по юридической линии. Я не хочу входить в детали, но это очевидно, что подобные дискриминационные действия не должны оставаться безнаказанными.

Есть двойные стандарты в работе антидопинговой службы, и они очевидны. Это характерная черта Запада в вопросе прав человека. Эта тенденция вызывает самую большую озабоченность. Двойные стандарты по принципу, что Юпитеру можно, то быку нельзя, но встает вопрос, кто назначил себя Юпитером. Попытки себя выделить в определенную категорию, которые мы наблюдаем со стороны США и некоторых других стран, противоправны, так как они приводят к нарушениям прав других стран.

— США отказались признавать решение Верховного суда России о запрете деятельности меджлиса крымских татар после того, как 29 сентября суд признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России как экстремистской организации. Насколько правомерно непризнание решения Верховного суда России Соединенными Штатами и во что это может вылиться?

— Я не владею юридического стороной вопроса. У нас нет соглашения с американцами о взаимном признании решений судов. Здесь важно не столько формально-юридическая сторона, сколько политическая сторона вопроса. Вот у вас нарушения, говорят они, конечно, нарушения есть всюду, но вы конкретно приведите факты. Давайте смотреть на масштаб и на тенденции, потому что в Крыму ситуация с правами человека по международному стандарту после воссоединения существенно выправилась и продолжает выправляться. В украинский период Крыма там были колоссальные проблемы с точки зрения право-человеческих стандартов. Этого не хотят замечать, как и не хотят замечать прогресса в целом с правами человека в нашей стране, потому что совсем другие политические заказы на Западе. Поэтому касательно отдельно принятого решения США — это звенья одной цепи.

— Власти Эквадора признали частичное ограничение доступа к интернету в посольстве, где находится Джулиан Ассанж, в связи с тем, что недавние публикации WikiLeaks оказывают серьезное влияние на предвыборную гонку в США. Как бы вы прокомментировали последние события и общую ситуацию вокруг дела Ассанжа? Не считаете ли вы, что это давление со стороны США?

— К давлению американцев не привыкать там, где их не устраивает деятельность людей, которые работают в правозащитном поле. И когда вскрывается информация, которая их не устраивает, они пытаются ее приглушить и подавить очень жесткими средствами, но я бы не хотел комментировать непосредственно ситуацию вокруг нарушения прав Ассанжа.

— Французский президент Франсуа Олланд допустил возможность выдвижения против России обвинений в военных преступлениях за ее бомбардировки второго по величине сирийского города Алеппо, уточнив, что дело может быть передано на рассмотрение Международного уголовного суда (МУС). Насколько реалистично такое развитие событий?

— Я бы не хотел вовлекаться подробно в комментарии по данному вопросу. Во-первых, Путин и Олланд встречались и у Олланда была возможность напрямую обсудить все эти вопросы. Обсуждали ли они конкретно этот аспект, я не знаю, но знаю, что они обсуждали Сирию в Берлине. Хочу только подчеркнуть, что мы уже говорили неоднократно. Никаких доказательств, в том числе у французов, того, что Россия нарушает международное право в Сирии, нет.

С точки зрения верховенства права для нас абсолютный приоритет — это защита гражданского населения, и мы это постоянно подчеркиваем.

Дайте нам хотя бы один факт, нам никто не представил никаких фактов, поэтому это голословные обвинения.

— Примерно раз в год из Финляндии приходит новость о том, что местные органы власти отобрали ребенка или сразу нескольких детей у русской семьи. Известно, что по местному закону, принятому в 2015 году, власти имеют право изымать детей у любого человека, попавшего в их страну. Судя по последнему делу, этот закон действует. Я говорю о практически разрешенном уже деле семьи Медведевых. Какова, в частности, ситуация по нашим детям в странах Скандинавии да и по всей Европе? Сколько случаев пока не разрешены окончательно?

— Больше случаев у нас было зафиксировано с Норвегией, чем с Финляндией. Там действуют ювенальные системы. У нас совсем другая правовая культура и другие традиции, но с финнами есть больше двустороннего диалога. Пока не создан полноценный диалоговый механизм по разрешению и предотвращению подобных ситуаций, к чему мы призываем всех наших коллег.

C французами действует подобный механизм и есть комиссия, которая решает вопросы, связанные с защитой прав детей, а также подобный механизм действует и с рядом других стран.

Скандинавские страны пока не идут на создание комиссии, но с финнами у нас есть так называемый обмен списками контактных лиц. Я вхожу в российский список. Мы знаем, кто с кем должен контактировать в подобных ситуациях, но хотелось бы перейти к превентивным действиям и предотвращать подобные ситуации.

С Норвегией у нас вообще нет никакого диалогового механизма и приходится постфактум разрешать возникшие ситуации. С финнами, по крайней мере, у нас идет диалог, и с ними у нас наработан неплохой уровень понимания, что права наших детей должны соблюдаться.

Мы предлагаем создавать постоянно действующие диалоговые структуры, но пока нет готовности с их стороны. Эта улица с двусторонним движением. В идеале нужно создавать соответствующие соглашения. Для нас защита прав детей — это абсолютный приоритет.

— К чему готовиться России после того, как Белый дом официально обвинил Россию во вмешательстве в президентские выборы с помощью сверхсовременных кибератак? Готова ли Россия к тому, что могут последовать какие-нибудь финансовые санкции согласно приказу президента Обамы, который он подписал после того, как Северная Корея атаковала Sony Pictures Entertainment?

— Все заявления сделаны с нашей стороны на этот счет, нас обвиняют без всяких доказательств. Это порочная практика, которая наблюдается последнее время. Мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран, мы привержены верховенству права. Один из фундаментальных аспектов — это невмешательство в дела других стран. Мы не вмешиваемся и не делаем заявлений, которые можно было бы расценить как вмешательство во внутренние дела.

Другое дело, что американские выборы для серьезного международного наблюдения, как правило, закрыты. У них на уровне многих штатов есть подобная традиция, где решения о допуске наблюдателей на выборы, международных в частности, принимаются властями отдельных штатов. Во многих штатах крайне негативное отношение к международным наблюдателям. Они и сейчас делают заявления о том, что вплоть до уголовной ответственности будут нести те, кто из иностранных представителей попытается прийти на избирательные участки и понаблюдать.

У них есть серьезные накопившиеся проблемы и перекосы в избирательной системе. Я не столько хочу критиковать американцев за их, мягко говоря, несовершенство избирательной системы с точки зрения международных стандартов, сколько призывать наших американских коллег перестать читать лекции другим странам и перестать вмешиваться в существующие электоральные системы, правовые системы в других странах.

— Есть ли какая-то новая информация по делу задержания в США двух граждан России Дмитрия Карпенко и Алексея Крутилина. Было ли уведомление от американских властей? Был ли обеспечен консульский доступ к задержанным Карпенко и Крутилину?

— Уведомление было формальное. Но ситуация пока неопределенная, там было перенесено заседание суда по некоторым формально-юридическим причинам, и там идет подбор адвокатов. Мы внимательно следим за этой ситуацией, и наши консульские сотрудники в контакте с ними и в контакте с американскими властями по этому вопросу. Мы выразили наши ожидания, что права наших граждан, в том числе процессуальные, будут соблюдаться американскими властями.

Ситуация пока непонятна. Обвинения вновь серьезные, пока никаких доказательств нет. Мы будем оказывать и консульскую, и правовую поддержку.

— Согласно последней информации, которой располагает Москва, сколько россиян находятся в местах лишения свободы на Украине? Обсуждается ли вопрос их обмена на украинцев?

— Мы много раз призывали наших западных коллег обратить внимание на масштабные нарушении прав человека на Украине. У нас до сих пор нет информации о том, сколько наших граждан находится в украинских тюрьмах. Мы отправили официальную ноту украинской стороне с просьбой оперативно сообщить нам общее количество российских граждан, находящихся в тюрьмах и СИЗО Украины, и они обязаны это делать согласно двусторонней консульской конвенции. Это их обязательство, но они этого не делают. Ответа на эту ноту мы до сих пор не получили, хотя мы им постоянно об этом напоминаем. По нашей информации из разных источников, общее количество — несколько сот человек.

Россия > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 21 октября 2016 > № 1941325 Константин Долгов


Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 23 сентября 2016 > № 1906003 Константин Долгов

О выступлениях Папы Римского Франциска

Константин Долгов, Профессор, доктор философских наук

История человечества полна вооруженных конфликтов и войн. Наиболее масштабные и кровопролитные из них происходили в XIX и особенно в XX веке - достаточно вспомнить лишь две мировые войны, унесшие десятки миллионов людей, не говоря о многочисленных революциях и гражданских войнах. К сожалению, эта трагическая ситуация продолжается и в XXI веке. Многим кажется, что наступают «последние времена» - времена Апокалипсиса и что мечты народов об установлении вечного мира, о котором так восторженно писал в свое время И.Кант, навсегда канули в Лету. События последних лет - война в Югославии, Ираке, Ливии, Чечне, Сирии, других регионах, а также всякого рода «цветные» революции, гражданская война на Украине - показывают, что надежд на всеобщий мир остается все меньше и меньше.

Тяжелейшие кризисы, разразившиеся в современном мире, оказали огромное негативное воздействие на взаимоотношения народов и государств и в том числе на развитие всех сфер человеческой деятельности, включая образование, науку, международное право, религию, культуру.

Во все времена мировые религии представляли в целом истоки стабильности в развитии человеческого общества в силу тысячелетних традиций, священных заповедей, твердых основ веры в Бога. Однако в последние столетия кризис не миновал и религиозные учения. И дело не только в конфликтах, возникавших между теми или иными религиями, но и в том, что внутри самих религий происходили сложные процессы, связанные с индифферентизмом, равнодушием, «прохладно-теплым» отношением к вере, с утратой истинной веры и ориентиров на высшие человеческие ценности.

Разрекламированные и употребляемые к месту и не к месту лозунги борьбы за свободу и демократию, истинные идеалы и ценности утонули в океане лжи, лицемерия и кощунства, в потоках пустых формальных фраз, в то время как люди не видят реальной демократии и реальной свободы, подлинных идеалов и ценностей ни в одном современном обществе и государстве.

Что касается великих религиозных вероучений, то именно последние столетия зримо свидетельствуют о весьма ощутимом отходе верующих от своих религий, к сожалению, это особенно характерно для христианства. Если раньше народы Европы активно участвовали в религиозной жизни, то в настоящее время многие храмы - Германии, Франции, Италии, Испании, Польши и других стран - пустуют даже в периоды религиозных праздников, а иногда и вовсе закрываются и продаются с молотка. Возникают и множатся различного рода секты и атеистические ассоциации. Поведение самих священнослужителей вызывает у мирян все возрастающее осуждение (гомосексуализм, педофилия и т. д.). Во многих европейских странах приняты законы об однополых браках, что непосредственно ведет к разрушению семьи, лежащей в основе человеческого общества и любого государства.

Эти и многие другие подобного рода явления свидетельствуют в известной степени о постепенно нарастающей деградации религии, культуры и человеческого общества. Мы не говорим уже о тяжелейших финансово-экономических кризисах, все чаще охватывающих мировое сообщество. Здесь нет необходимости специально рассматривать причины локальных войн и вооруженных конфликтов, революций и контрреволюций, терроризма, но все это вместе взятое не может не волновать каждого человека и все человечество в целом.

Неслучайно наиболее трезвомыслящие политики, священнослужители, деятели науки и культуры так озабочены все ухудшающейся экономической, политической и особенно нравственной ситуацией в современном мире. Они постоянно отмечают недостаток, а то и отсутствие справедливости в обществе, грандиозное углубление пропасти между богатыми и бедными, наступление воинствующего аморализма в отношениях как между отдельными людьми, так и между народами и государствами.

В свое время, как известно, подобную озабоченность выражал Папа Римский Иоанн Павел II в своих энцикликах «Спаситель человечества» («Redemptor hominis»), «Трудом своим» («Laborem exercens») и других, в частности выступая в Европарламенте и Совете Европы. Нарастание указанных негативных явлений в жизни и сознании европейских народов побудили Папу Римского Франциска снова (спустя 25 лет) обратиться к Европарламенту и Совету Европы, представляющим более чем полумиллиардное население Европы.

В своих выступлениях Папа ссылается на двухтысячелетнюю историю христианской церкви, игравшей в истории Европы исключительно важную роль. Он напоминает, что при всех конфликтах и даже войнах между европейскими народами и государствами христианство ориентировало многие миллионы людей на установление мира, любовь к человеку, на то, чтобы они относились друг к другу как родные братья, а не как враги. Священные заповеди Нагорной проповеди Иисуса Христа - не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д. - служили важнейшими ориентирами в жизни. Вера в Бога, в учение Иисуса Христа, ориентация на высшие человеческие ценности - Истину, Добро, Красоту, Любовь, Милосердие - были важнейшей опорой в жизни каждого человека и европейского общества в целом.

Обращаясь к депутатам Европарламента, Папа Франциск констатировал, что по прошествии 25 лет с момента выступления Папы Иоанна Павла II мир существенно изменился: исчезли военные блоки, противостоявшие друг другу, изменилась сама Европа, как в политико-экономическом, так и в антропологическо-географическом отношении, произошли весьма серьезные изменения и во всем мире. Прежде всего, по мере развития и усложнения взаимосвязей, взаимоотношений между народами и расширения самого Европейского союза мир становился все менее и менее европоцентричным. И несмотря на укрепление Евросоюза, Европа все больше стала производить впечатление чего-то изможденного, состарившегося, она все меньше и меньше ощущает себя протагонистом в мире, который все чаще относится к ней с равнодушием, отчужденностью, недоверием и временами даже с подозрением.

Естественно, эти серьезные проблемы не должны ввергать европейцев в отчаяние, скорее напротив, они должны их объединять для поисков оптимальных решений. Папа напоминает, что основатели Европейского союза исходили из самого главного и существенного, что лежало в сердце этого грандиозного проекта, - веры в человека не как просто гражданина или экономического субъекта, а в человека как личность, наделенную трансцендентным достоинством. Он специально подчеркивает тесную взаимосвязь между этими двумя понятиями - достоинством и трансцендентностью. И это не случайно, потому что Европа постоянно повторяет правильные, но формальные слова о человеческом достоинстве и правах человека, не обращая внимания на глубокие трансцендентные корни, их питающие. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к крайнему индивидуализму, к пониманию человека как абсолютной монады, никак не связанной с другими монадами.

Идея человеческого достоинства была поворотным пунктом после Второй мировой войны, она явилась результатом огромного многовекового исторического опыта, полного страданий, притеснений, насилия и жертв. Эта концепция, отмечает Папа, созревала в глубинах истории, во многих поколениях различных народов - Греции и Рима, кельтских, германских, славянских - и из христианства, которое их формировало и помогало выработать идею личности.

Достоинство и права человека предполагают свободное выражение мнения, религиозных убеждений, юридическое обоснование законов, которые должны господствовать над властью грубой силы и тирании, отсутствие дискриминации, обеспечение условий, необходимых для самого существования человека, - пищи и т. д. и, наконец, работы, вселяющей чувство уверенности.

Поверхностное и формальное понимание прав человека, человеческого достоинства Папа считает неприемлемым, поскольку эти понятия всегда были и должны быть связаны с идеей общего блага. Больше того, он напоминает также о тесной взаимосвязи понятий достоинства и прав человека с категорией долга, о чем в настоящее время часто забывают. А ведь об этом в свое время прекрасно писал один из основоположников европейской философии Иммануил Кант. Что такое достоинство и права человека без долга перед другими людьми, обществом, наконец, Богом?

Рассматривая состояние современного европейского общества, Папа снова и снова обращает внимание на трансцендентность человека, которому изначально дана способность отличать добро от зла, она заложена в самом сердце человека и является его своеобразным внутренним компасом. При этом человека не следует рассматривать как нечто абсолютное, а напротив, он есть существо «относительное», связанное с другими людьми, с семьей, обществом, в конечном счете со стремлением к достижению общего блага. В этой связи Папа констатирует, что самой распространенной болезнью современной Европы является одиночество (то, что еще Гегель называл отчуждением, Entheuserung, Entfremdung, то есть отчуждением человека от продуктов своего труда, от самого себя, от других людей, от общества, словом, тотальное отчуждение; а Карл Маркс показал, что по своей сути капиталистический способ производства превращает человека в средство, а не в цель, и приводит его к абсолютному, тотальному отчуждению). Это одиночество старых и больных людей, людей молодых, потерявших ориентиры, одиночество мигрантов, прибывающих в Европу в поисках лучшей жизни. По существу, Папа отмечает тотальное одиночество, или отчуждение, современного человека.

К этому приводит прежде всего формальный и поверхностный характер европейской политики, ставящей на первое место экономические и технологические вопросы, а не вопросы, связанные с самим человеком, превращение человека в средство, а не в цель и т. д. Как следствие, чем более расширяется и бюрократизируется Евросоюз, тем большее недоверие со стороны простых людей он вызывает, все чаще «мы встречаем общее ощущение усталости, чувство старения, образ Европы, как «старой бабушки», которая перестала быть плодородной и энергичной. В результате те великие идеи, которые когда-то вдохновляли Европу, теперь, кажется, уже потеряли свою привлекательность и заменены бюрократическими формальностями институтов власти».

Наряду с этим мы «встречаем достаточно эгоистический образ жизни, основанный на доминировании материального», что ведет к равнодушию в мире вокруг нас, особенно по отношению к беднейшим слоям. Мы видим, что «технические и экономические вопросы доминируют в политических дебатах, оставляя в стороне вопросы, подлинно главные и значимые для человека». На мужчин и женщин начинают смотреть как на винтики в машине, как на элементы, которые после использования можно выбросить за ненужностью.

Было большой ошибкой «позволить технологии взять верх», результатом чего стало смешение цели и средств. Это есть «неизбежное следствие «культуры отбросов» и бесконтрольного потребления». Обращение к идее человеческого достоинства означает «признание ценности человеческой жизни, которая дана нам свободно и, следовательно, не может являться объектом торговли». Папа акцентирует внимание на том, что обращение к самим людям и их нуждам есть «защита памяти и надежды, ответственность за настоящее», способность «утвердить чувство достоинства».

Размышляя о будущем Европы, Папа обращается к фреске Рафаэля «Афинская школа», в центре которой изображены Платон, указующий перстом на небо, и Аристотель, рука которого указывает на землю. Будущее Европы зависит от органического соединения этих двух начал: духовного, божественного, с земным, практическим, прагматическим. Европа, не открытая к трансцендентному началу, рискует потерять все, прежде всего свою душу, свой гуманистический дух. Европа, способная открыться этому началу, снова возродится и восстановит свое былое величие со всеми высшими дарами и ценностями, которыми восхищались другие народы. В центре этого исторического процесса, подчеркивает Папа, должна стоять человеческая личность, то, что христианство с самого начала предложило миру. Этот вклад христианства в мировую культуру и цивилизацию не только не представляет никакой опасности светской культуре и цивилизации и светским политическим и другим институтам, но, напротив, обогащает их содержание и деятельность.

Проблема человеческой личности стоит в центре внимания при рассмотрении таких важнейших вопросов, как экология, семья, образование, демократия, иммиграция. Так, люди не должны хищнически относиться к природе, главная их задача состоит в том, чтобы беречь, возделывать ее, ибо сам человек является ее органической частью. Больше того, ставится вопрос об экологии самого человека.

Что касается семьи, очевидно, что она является основой любого общества и государства и ее следует не разрушать, а так же, как и природу, возделывать и беречь, потому что прежде всего человека воспитывает и образовывает семья. Семья - это основа подлинного образования и воспитания, ибо школа, средние и высшие учебные заведения лишь дополняют и развивают все то, что семья призвана закладывать в человеке, и здесь, как отмечает Папа, важно не столько получение профессиональных навыков, сколько духовный рост и духовное созревание человека.

Еще одной из наиболее обсуждаемых в Европе и мире проблем является проблема демократии, которой в выступлении было уделено большое внимание. Папа ратует за демократию живую, непосредственно связанную с жизнью людей, поскольку понимание европейского единства как унификации способно лишь разрушить животворные связи между людьми и между различного рода институтами и организациями, что может привести к полному выхолащиванию содержания самого понятия демократии.

Еще одну болезненную проблему для Европы, проблему иммигрантов, Папа предлагает решать вместе с теми странами, откуда исходят иммиграционные потоки, чтобы предотвратить, по его выражению, превращение Средиземного моря в огромное кладбище. Однако Европа сможет решить проблемы иммиграции, только если она прежде всего решит проблему своей культурной идентичности, а затем примет соответствующие законы, учитывающие человеческое достоинство и права как своих граждан, так и иммигрантов. Любые частные, половинчатые решения будут приводить к усилению социальной напряженности.

Вся двухтысячелетняя история Европы неразрывно связана с христианством, его духовными началами и принципами. Папа приводит высказывание одного неизвестного автора о том, что христиане для мира представляют то же, что душа для тела. Душа призвана поддерживать тело, быть его совестью и исторической памятью. История христианства и Европы полна конфликтов, ошибок и заблуждений, но, несмотря на это, вклад христианства в историю Европы трудно переоценить.

Пришло время, завершает свою речь Папа, вместе строить Европу, вращающуюся не вокруг экономики, а вокруг святости человеческой личности, ее неотъемлемых ценностей, Европу, которая бы смело воспринимала свое прошлое и уверенно смотрела в будущее. Пришло время отказаться от Европы, испытывающей страх и поглощенной собой, чтобы вновь создать Европу с ее духом лидерства, как оплот науки, искусства, человеческих ценностей и веры. Это будет Европа, устремленная к небесам и высшим идеалам, заботящаяся и защищающая интересы каждого отдельного человека, Европа, которая стала бы подлинной точкой отсчета для всего человечества.

К тем важнейшим фундаментальным проблемам, которые были поставлены в выступлении перед Европарламентом, Папа Франциск в своей речи в Совете Европы добавил ряд проблем, не менее важных и значительных для современной Европы и всего мира.

Отмечая, что постепенно, на всем протяжении своего исторического развития Европа утрачивала все то, чем всегда гордилась и что отличало ее как наиболее цивилизованную и культурную часть человечества, Папа Римский Франциск ставит перед народами Европы вопросы, затрагивающие суть европейского бытия и сознания, европейской культуры: «У Европы можно спросить: где твоя сила? Где то стремление к идеалу, которое воодушевляло и возвеличило твою историю? Где твой дух любознательной предприимчивости, где твоя жажда истины, которую ты до сих пор с таким рвением передавала всему миру?» (Не об этом ли писал известный немецкий философ М.Хайдеггер, один из основоположников экзистенциализма, утверждавший, что деградация европейской философии и культуры началась с того момента, когда произошел переход от древнегреческого языка к языку латинскому, что привело к утрате онтологической основы и смысла фундаментальных категорий и понятий, деградации, продолжающейся по сей день? Можно вспомнить и работу другого основоположника экзистенциализма, выдающегося немецкого религиозного философа К.Ясперса «Духовная ситуация времени», в которой он показал, что выхолащивание духовных начал из языка, философии, религии, культуры ведет к современному варварству, в частности, к возникновению фашизма.) Он убежден в том, что от ответов на эти фундаментальные вопросы зависит будущее Европы. А чтобы найти ответы на них, необходимо постоянно обращаться к своим корням и истокам, то есть к первозданному, незамутненному никакими экономическими, политическими идеологемами истинному учению Иисуса Христа.

Для наглядности Папа обращается к творчеству итальянского поэта Клементе Реборы, его образу тополя с ветвями, устремленными к небу, которые треплет ветер, но тополь твердо стоит на земле благодаря мощному стволу, корни которого глубоко вросли в землю. Ствол выдерживает любые потрясения благодаря тому, что «корни питаются истиной, которая составляет пищу, живительный сок любого общества, желающего по-настоящему быть свободным, человечным и солидарным». С другой стороны, «истина взывает к совести, которая не может быть обусловлена и поэтому обладает способностью к знанию своего достоинства и умеет открыться к абсолютному, становясь источником основоположных решений, продиктованных стремлением к благу для других, и сама по себе она является пространством ответственной свободы».

Необходимо помнить, что «без этого стремления к истине каждый становится мерой самого себя и своих действий, открывая путь субъективному утверждению прав, в то время как понятие прав человека, имеющее само по себе универсальный характер, заменяет идея индивидуалистского права». Это ведет к тому, что человек «перестает заботиться о других, содействуя глобализации равнодушия, порожденного эгоизмом, плодом взгляда на человека, неспособного принять истину и жить в подлинном социальном измерении. Подобный индивидуализм ведет к человеческой убогости и культурному бесплодию, потому что он перерезает плодородные корни, на которых держится дерево. От безразличного индивидуализма рождается культ благосостояния, а ему соответствует культура отбросов, в которой мы живем. На самом деле у нас есть слишком многое и часто ненужное, но мы больше не в состоянии строить настоящие человеческие взаимоотношения, отмеченные истиной и взаимоуважением». И сегодня перед нами стоит «образ Европы, израненной не только многочисленными испытаниями прошлого, но и критическими ситуациями настоящего», Европы, которая кажется «неспособной отвечать на них с жизненной силой и энергией прошлых времен». Мы видим Европу «уставшую и пессимистичную, которая чувствует себя осажденной событиями и ветрами перемен, идущими с других континентов».

Возвращаясь к образу тополя, Папа Франциск подчеркивает, «что ствол без корней может какое-то время продолжать сохранять видимость жизни, но при этом он становится полым изнутри и в конечном счете погибает. Вот почему Европа должна всерьез задуматься над тем, является ли ее великое гуманистическое, художественное, техническое, социальное, политическое, экономическое и религиозное наследие всего лишь артефактом прошлого или же оно по-прежнему способно вдохновлять культуру и открывать свои сокровища всему человечеству».

К сожалению, как мы видим, Европа еще не задумалась над такими вопросами, и одним из препятствий к этому является ее высокомерие, ибо она по сей день считает себя самой цивилизованной, самой культурной, самой высокоразвитой во всех отношениях частью человечества, его элитой. Возможно, истоком данного высокомерия является представление о том, что Европа и вся ее история есть как бы апофеоз развития человечества вообще. Она до сих пор не учитывает, что сегодня не может быть однополярного, биполярного, триполярного мира, что мир может быть только многополярным. И здесь Франциск очень четко и ясно формулирует концепцию Европы как некое единство многообразия, единство многополярной Европы, где само понятие единства при этом не устраняет и не стирает особенностей каждой нации и каждого народа, а напротив, это единство предполагает все многообразие входящих в него народов и наций.

Дальнейшее позитивное развитие Европы возможно только при таком понимании единства многообразия, единства, сохраняющего самобытность духовной и материальной культуры каждого народа, входящего в состав Европы. Больше того, Папа полагает, что это единство многообразия относится ко всему современному миру и ни один народ не должен возносить себя и господствовать над другими народами, ибо для Бога все люди, все народы равны.

Обращение к корням важно еще и потому, что оно есть своеобразный фундамент глобальной концепции прав человека, и в этом особая роль принадлежит Европейскому суду по правам человека, который представляет в некотором смысле совесть Европы и который способствует и будет способствовать их развитию не только в Европе, но и во всем мире.

Еще одну проблему, стоящую перед современной Европой, Папа Франциск видит в «трансверсальности», имеющей отношение ко всем сферам жизни общества. Этот факт необходимо не только принимать во внимание, но следует учитывать как реальность. В связи с этим он говорит о «диалогизирующей Европе», то есть Европе, которая должна вести постоянный диалог, учитывающий самые различные мнения и суждения, в том числе взаимоотношения разных поколений, и способный стать основой для гармоничного союза народов, имеющих разные корни, этнические, языковые, религиозные традиции. Такой диалог важен для сознания, самосознания и выковывания образа новой Европы. Подобный диалог очень важен и для установления правильных взаимоотношений между религией и обществом, верой и разумом, это помогло бы им поддерживать друг друга, устраняя всевозможные негативные идеологические, политические и иные наслоения и искажения. Здесь христианство может внести свой весьма серьезный вклад.

Таким образом, Папа Франциск в довольно острой, но диалогичной форме поставил перед Европой и мировым сообществом такие проблемы, без решения которых мир может прийти к реальной катастрофе, Апокалипсису. Уже одно перечисление этих проблем - духовная деградация Европы (забвение духовных корней, крайний субъективизм, индивидуализм и одиночество личности, самоизоляция и нарциссизм Европы, крайний европоцентризм в делах и воззрениях, стремление управлять всем миром, глухота и слепота к проблемам и страданиям населения остального мира, забвение и отход от высших идеалов, высших ценностей и от веры в Бога, разрушение основ человеческого бытия и сознания - семьи, брака, исторических и культурных традиций народов и т. д.); грубое нарушение всей системы международного права (оправдание развязывания международных конфликтов, локальных войн, «цветных» революций и т. п.); игнорирование человека как личности, смешение целей и средств, рассмотрение человека как винтика, вещи, а не как духовного центра, смысла жизни отдельного человека и общества в целом; отказ от мирного решения самых острых и жизнеполагающих проблем в пользу силовых решений, по существу, возобновление гонки вооружений и подготовка к новым войнам; игнорирование духовных, культурных, исторических проблем в пользу сугубо материальных, экономико-технологических вопросов; сведение системы воспитания и образования человека к узкому, формальному, бездушному профессионализму; грубое игнорирование культурной самобытности, уникальности других народов и наций, ошибочная трактовка европейского единства как унификации, неизбежно ведущая к дальнейшему обострению международных отношений, различного рода конфликтам и вооруженным столкновениям; хищническое отношение к природе, бесконтрольное использование природных ресурсов вместо того, чтобы заботиться о природе, сохранять и умножать ее богатства, быть не ее хозяевами, а ее слугами; углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными и т. д. - свидетельствует о том, что Европа и весь мир находятся на грани катастрофы. И если Европа в ближайшее время всерьез не задумается над этими проблемами и не попытается их решить, ее судьба будет печальна.

q

К тому, что было сказано, хотелось бы добавить следующее. В своем интервью (31 июля 2013 г.) по поводу празднования 1025-летия Крещения Руси Папа отметил прекрасную литургию, которую сохранили Восточные Церкви: «Мы утратили чувство поклонения, а они ее сохранили. Прославляя Бога, поклоняясь Ему, воспевая Его, они не считаются со временем. Бог у них - в центре, и это их богатство, о котором я хочу вспомнить, пользуясь случаем. Когда-то кто-то из них сказал мне о Западной церкви, о Западной Европе: «Lux ex oriente, а на Западе - luxus». Потребительство, благополучие причинили нам много вреда. А они сохранили красоту Бога в центре. Читая Достоевского, а его нужно всем читать и к нему возвращаться, я проникаю в русскую, восточную душу. И это очень нам помогает. Мы нуждаемся в этом обновлении, в свежем ветерке, в свете с Востока»1.

В последние недели литургического года во время своей проповеди на утренней мессе в часовне Дома Святой Марфы (18 ноября 2014 г.) Папа Франциск призвал верующих опасаться «теплохладности», «комфортной» веры и тщеславия. Так, он напомнил о лаодикийских христианах, которых Господь призывает к обращению, так как на своем жизненном пути они предпочли «теплохладность», духовный комфорт. Многие современные христиане живут подобным образом и полагают, что у них все в порядке: они ходят по воскресеньям на мессу, молятся несколько раз в день, пребывают в Божьей благодати, ни в чем не нуждаются. Папа подчеркнул, что такое состояние есть состояние греха, поэтому Господь их осуждает, говоря: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Такие люди только издали кажутся христианами, их внешний облик - это «саван» безжизненности. Люди с христианскими фасадами - мертвы, им нужно искать проявления жизни в глубине сердца и вместе с духовной памятью и бдительностью идти вперед. Им нужно обратиться от видимости к реальности, от «теплохладности» к рвению.

Папа приводит и фрагмент, связанный с обращением Закхея, богатого «начальника мытарей», который, как и многие современные начальники-бюрократы, злоупотреблял служебным положением ради собственного обогащения, уже не был «тепло-хладным», не заботился о своем фасаде, а находился в состоянии духовного разложения. Однако из-за любопытства, чтобы увидеть проходящего Учителя, Иисуса Христа, он даже залез на дерево. После того как он увидел Иисуса и услышал его Слово, благодаря действию Святого Духа, с ним произошло мгновенное обращение, он раскаялся и обещал нищим отдать половину своего состояния, а также воздать вчетверо жертвам своих махинаций. Все мы христиане по сердцу и душе, отметил Папа, но среди нас очень немного радикальных христиан «по кошелькам». Слово Господне «может все изменить», но, к сожалению, «мы не всегда имеем смелость верить в него и принять его, позволив этому Слову исцелить нас изнутри»2.

Приведенные высказывания Папы свидетельствуют о том, что Римско-католическая церковь в его лице стремится смотреть на современный мир открытыми глазами и оценивать все, что в нем происходит, более или менее объективно.

Так, за последние сто с лишним лет ни один Папа Римский не говорил такие добрые слова о Восточных Церквях, о том, что именно они в своей литургии сохранили истинную веру в Бога, что именно они прославляли и продолжают прославлять Его, сохраняют учение Иисуса Христа в его первозданном виде. Подобная оценка Восточных Церквей дается, по сути, впервые, что очень важно, поскольку открываются перспективы более глубокого взаимопонимания между католической церковью и церковью православной, перспективы их более тесного сотрудничества.

Столь же важно осуждение Папой парадного, формального, «теплохладного», самодовольного христианства, которое на самом деле является величайшим грехом. Папа призывает христиан к тому, чтобы отказаться от всего этого и прислушиваться к Слову Божьему, чтобы действительно избрать праведный путь и не заниматься материальным обогащением, различными махинациями, ограблением других людей, а стать по-настоящему глубоко верующими христианами. Эта позиция Папы Римского способна вызывать только глубокое уважение, веру и надежду в исправление современного человека и мирового сообщества в целом.

 1См.: Сайт Папы Римского Франциска.

 2См.: Сайты «Радио Ватикана», KATOLIK.ru (19 ноября 2014 г.).

Ватикан > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 23 сентября 2016 > № 1906003 Константин Долгов


Россия > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 30 марта 2016 > № 1741830 Константин Долгов

Официальная дипломатия и миротворческие усилия религиозных организаций

Константин Долгов, Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права

Современные международные отношения характеризуются накоплением элементов непредсказуемости и нестабильности, стремительным ростом рисков дальнейшего углубления межцивилизационных, межкультурных и межрелигиозных разломов. Ряд экспертов-международников подчеркивают, что впору говорить о глобальном кризисе религиозных свобод в мире. В подтверждение приводится печальная статистика христианофобии, которая фиксируется, по оценкам правозащитников, в 139 странах. Исламофобия - в 121 стране. Не спадает уровень антисемитизма в мире. Напротив, все последние годы ситуация повсеместно ухудшается. И самое опасное то, что в мире в целом, в частности в Европе и США, рассеивается понимание того, что уважение религии и соблюдение религиозных свобод критически важно для нормального развития и процветания человеческих сообществ.

Твердо убеждены, что обеспечение международной стабильности и устойчивого глобального развития возможны лишь на основе равноправного взаимоуважительного диалога между различными конфессиями и цивилизациями при соблюдении права народов самостоятельно определять свое будущее. Всемерное содействие этому принципу - безусловный приоритет российской политики как внутри страны, так и на международной арене. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, одним из основных участников ключевых процессов в рамках ОБСЕ, СЕ, БРИКС, ШОС и целого ряда других влиятельных международных универсальных и региональных организаций, Российская Федерация последовательно предпринимает усилия, направленные на формирование новой справедливой и демократичной мировой архитектуры, учитывающей культурно-цивилизационное многообразие человечества. В этом контексте особое внимание уделяется нравственно-религиозному фактору в современных международных отношениях, роль которого постоянно возрастает.

Сегодня в регионе Ближнего Востока складывается, без преувеличения, критическая ситуация. Радикальные экстремисты, ведомые человеконенавистнической идеологией, чинят массовые расправы над всеми, кто не разделяет их взглядов, взрывают школы, мечети, церкви, изгоняют людей из домов, разрушают тысячелетние святыни и памятники истории и культуры, держат в застенках религиозных деятелей.

Предпосылки возникновения на территориях ряда государств региона рассадников терроризма, прикрывающегося лозунгами ислама, но не имеющего ничего общего с этой мировой религией, возникли не вчера. Распространению такого злокачественного явления во многом способствовали необдуманные действия внерегиональных игроков - как до пресловутой «арабской весны», так и в ходе нее.

В итоге террористы провозгласили «халифат» и форсированными темпами стали творить ужасающие насилие и варварство на обширных территориях Сирии, Ирака, а также - через свои ячейки - в Ливане, Ливии, Египте, Тунисе, Афганистане, Пакистане и ряде других стран.

На взятых под контроль территориях так называемого «халифата» джихадисты силой насаждают мракобесие, убивают христиан, мусульман и представителей других религий и конфессий, в том числе священнослужителей, сжигают людей заживо, продают в рабство, грабят, прогоняют с родных земель, захватывают в заложники. Ряд совершенных ими варварств характеризуется всеми признаками геноцида по смыслу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

Нас серьезно беспокоит дальнейшая судьба двухтысячелетнего присутствия христианства на Ближнем Востоке, для которого он является историческим очагом. Так, с начала вооруженного конфликта в Сирии численность христианского населения в этой стране сократилась с 2,2 до 1,2 миллиона. Нападениям подвергаются христианские святыни, боевики берут в плен заложников-христиан. С апреля 2013 года в плену удерживаются православный митрополит Павел Язиджи и сиро-яковитский митрополит Григорий Иоанн Ибрагим.

После прихода ИГИЛ на земли Ирака с настоящей катастрофой столкнулись и иракские христиане, хотя проблемы у них начались гораздо раньше - фактически сразу после американской оккупации в 2003 году. За годы, прошедшие после американского вторжения в Ирак, христианское население этой страны сократилось в десять раз - с 1,5 миллиона до 150 тысяч. Целые города - как, например, Мосул - фактически полностью лишились традиционного христианского присутствия.

С самого начала так называемой «арабской весны» Россия выступала за разрешение кризисных ситуаций путем эволюционных реформ, общенационального диалога, без вмешательства извне, на базе построения мира и согласия между всеми конфессиональными группами.

Исход христиан из Ближневосточного региона - процесс, который может иметь самые негативные последствия в плане его влияния на структуру арабских обществ и на сохранение исторического и духовного наследия, значимого для всего человечества.

В предстоящий период нашей общей целью должно стать объединение международных, региональных и национальных усилий, что достижимо лишь при отказе от политики двойных стандартов и стремления извлекать сиюминутные выгоды, на прочной основе международного права. Важные шаги сделаны с принятием Советом Безопасности ряда резолюций, в том числе 2199. Президент Российской Федерации В.В.Путин выдвинул инициативу формирования широкого антитеррористического фронта для противодействия угрозе ИГИЛ с участием ключевых международных игроков и стран Ближневосточного региона, включая Сирию.

Насилие на религиозной почве стремительно растет и в Европе. Личные представители швейцарского председательства ОБСЕ - по вопросам антисемитизма (американец А.Бейкер), нетерпимости в отношении мусульман (турок Т.Кучукчан), христиан и представителей других религий (россиянин А.Автономов) - в декабре 2014 года представили свои доклады, в том числе по результатам совместных страновых визитов. Общий вывод всех трех экспертов заключался в следующем: несмотря на принимаемые государствами меры, в последние годы на пространстве ОБСЕ наблюдается существенный рост нетерпимости в отношении иудеев, мусульман, христиан и представителей других религий.

Не могу не упомянуть о проблемах, испытываемых христианами в ряде западных государств, где почему-то стало считаться неполиткорректным обозначать принадлежность к христианской религии и даже начинают стесняться христианских ценностей, составляющих основу европейской цивилизации. Набирает силу агрессивный секуляризм. Размываются понятия морали и традиционной национальной, культурной и религиозной идентичности. Множатся случаи вандализма и осквернения церквей и храмов, святых мест, кладбищ, христианских символов. Верующим все сложнее открыто отстаивать свои убеждения.

По мнению директора Центра изучения роли религии в общественной жизни Оксфордского университета Р.Тригга, Европа становится все более «агрессивно светской». ЕСПЧ в основном озабочен проблемой толерантности, притом что Суд, по сути, завален жалобами граждан о дискриминации по религиозному признаку, включая христианофобию (250 тыс. исков, а ЕСПЧ рассматривает не более 40 в год). Через национальные суды проталкиваются опасные решения, которые не получается провести в парламентах.

Так, британские суды встали на сторону работодателей в споре с сотрудниками, просившими принять во внимание религиозный фактор в их трудовой деятельности (ношение креста на груди, невыход на работу в воскресенье). По мнению правозащитников, данные вердикты британских судов входят в противоречие с международными правозащитными обязательствами Великобритании. Похожие случаи характерны и для Греции, Италии, Румынии.

Законодательство ЕС о недискриминации и преступлениях на почве ненависти все энергичнее используется для маргинализации христиан и христианских ценностей. Прорабатываются директивы, касающиеся недискриминации сферы товаров и услуг, в которой права человека, включая права сексменьшинств, ставятся по приоритету выше основополагающих религиозных свобод человека. Фактически происходит конъюнктурная приватизация «европейских ценностей» Евросоюзом, решительно продвигающим новации вроде однополых браков. Это ведет к отходу от исторических традиционных устоев человечества, к расколу обществ. Красочным тому дополнительным свидетельством стали миллионные демонстрации во Франции, в ходе которых, кстати говоря, звучала ясная поддержка российских подходов к данной проблеме.

Не могу не сказать об Украине, где вслед за антиконституционным переворотом была развязана братоубийственная война, национал-радикалы взяли курс на нагнетание межрелигиозной розни. Уничтожаются православные храмы и монастыри, священники и верующие подвергаются запугиваниям и издевательствам. Только на Юго-Востоке Украины десять храмов полностью разрушены, еще 77 нанесен серьезный ущерб. Три православных священника убиты. Ряд храмов был захвачен, подчас при участии органов правопорядка Украины, что является грубейшим попранием Конституции этой страны и своих международно-правовых обязательств в области прав человека. Многие священнослужители бежали в Россию, спасаясь от угроз со стороны экстремистов.

Самого глубокого признания заслуживают неустанные усилия Русской православной церкви по установлению мира и спокойствия на Украине и прекращению братоубийственного конфликта в этой стране. Мы верим, что братскому украинскому народу хватит мудрости и дальновидности, чтобы восстановить национальное единство, отвергнуть попытки увести страну на тупиковый путь крайнего национализма и ксенофобии, следование по которому, как показывает история, неизменно оборачивается катастрофой. Надеемся, что миллионы верующих людей на Украине, а их большинство принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата, не позволят сделать себя пешками в чужой игре.

Российская Федерация является одним из самых активных генераторов и сторонников важных международных инициатив, нацеленных на продвижение основополагающих прав человека, в том числе в области обеспечения прав верующих. Решительно выступаем против полизитации этой темы прав человека, противодействуем использованию некоторыми игроками порочной практики двойных стандартов и подмены понятий. Последовательно продвигаем задачи недопущения религиозной нетерпимости в ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совете Европы. В ОБСЕ уже проведены конференции по борьбе с исламофобией, антисемитизмом. Рассчитываем провести соответствующие мероприятия по борьбе с христианофобией. Россия является соавтором традиционной резолюции Генассамблеи ООН «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира».

18 сентября 2014 года в Женеве Россия организовала конференцию «Ислам - религия мира: гармоничное сосуществование конфессий». 13 марта 2015 года в Женеве на 28-й сессии Совета ООН по правам человека по инициативе России, Ватикана и Ливана было сделано совместное заявление 65 государств «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке». Этот документ стал логическим продолжением проведенной 2 марта во Дворце наций в Женеве конференции с участием министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, придавшей политический импульс усилиям международного сообщества по защите христиан в мире. К заявлению, помимо основных авторов, присоединилось более 60 стран.

Руководство МИД России на регулярной основе проводит встречи с руководством и представителями основных зарубежных религиозных конфессий, в частности представляющих страны Ближнего Востока и Северной Африки, влиятельными игроками неправительственного сектора. Поддерживаются плотные контакты с Организацией исламского сотрудничества. За последний период состоялись встречи С.В.Лаврова или его заместителей с делегацией Координационного комитета христиан Леванта во главе с известной правозащитницей, настоятельницей сирийского монастыря Святого Якова матушкой Агнесс Мариам Ас-Салиб, Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х Язиджи, руководителем итальянской неправительственной организации «Община святого Эгидия» А.Риккарди, с Патриархом Коптской церкви Феодором II, Верховным муфтием Сирийской Арабской Республики А.Б.Хассуном, Католикосом-Патриархом Ассирийской церкви Востока Map Дынхой IV, Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.

Глубоко убеждены, что рецептом эффективного реального противодействия бедам современного международного сообщества является возможность построения нравственной платформы солидарных действий всех его членов с опорой на традиционные ценности, которые из поколения в поколение обеспечивали человечество поступательным развитием. Считаем весьма важной в этом процессе роль религиозных организаций. Будем всемерно поддерживать конструктивные усилия в целях обеспечения международной стабильности и устойчивого глобального развития на основе равноправного взаимоуважительного диалога между различными конфессиями и цивилизациями на прочном фундаменте международного права.

Россия > Внешэкономсвязи, политика > interaffairs.ru, 30 марта 2016 > № 1741830 Константин Долгов


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter