Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 12 апреля 2017 > № 2138392

Пресс миллиардеров: кто контролирует российские СМИ

Анастасия Ляликова

редактор новостей Forbes.ru

Михаила Прохорова в роли собственника РБК, судя по всему, сменит Григорий Березкин. Кто из участников списка Forbes еще владеет российскими СМИ?

Миллиардер Михаил Прохоров ведет переговоры о продаже РБК, потенциальным новым владельцем медиахолдинга называют группу ЕСН Григория Березкина, издателя «Комсомольской правды».

По словам источника Forbes, близкого к РБК, на Прохорова оказывают давление, вынуждая продать медиа. Причиной этого стал характер освещения митингов против коррупции, прошедших 26 марта, утверждает он. Собеседник Forbes указывает, что переговоры о продаже холдинга активизировались именно после проведения протестных акций. По информации «Ведомостей», стороны принципиально договорились, сделка может быть подписана до 1 мая. Источник RNS добавляет, что к управлению медиахолдингом могут привлечь Алексея Абакумова, заместителя гендиректора группы «Румедиа» (управляет радиостанцией Business FM).

«Политический смысл, конечно, есть — поставить под контроль крупный актив, со сложившимися аудиториями, линейками продуктов», — говорит эксперт в области медиа Василий Гатов. Впрочем, вне зависимости от рокировки собственников в РБК доминирующее положение в медиа сохраняет государство, контролирующее основные телеканалы и информационные агентства.

Кто из российских миллиардеров этих условиях продолжает инвестировать в СМИ — смотрите в галерее Forbes.

Михаил Прохоров

Группа «Онэксим» Михаила Прохорова владеет контрольным пакетом медиагруппы РБК и порталом «Сноб».

Миллиардер приобрел контрольный пакет акций медиагруппы РБК в июне 2010 года. Холдингу в частности принадлежит портал РБК, одноименные газета и журнал, телеканал «РБК ТВ» и ряд других проектов. На момент покупки общий долг РБК оценивался в $230 млн, сейчас — в $200 млн.

Весной 2016 года ряд СМИ сообщили, что российские власти вынуждают предпринимателя продать РБК или сменить руководство. В мае 2016 года шеф-редактор холдинга Елизавета Осетинская, главный редактор информагентства Роман Баданин и главред газеты Максим Солюс ушли в отставку.

После этого разговоры о продаже СМИ утихли, однако этой весной разгорелись с новой силой: теперь речь идет о продаже медиавладельцу группы ЕСН Григорию Березкину.

Григорий Березкин

ЕСН Григория Березкина владеет двумя нефтеналивными терминалами, половиной акций энерготрейдера «Русэнергосбыт» и контролирует «Русэнергоресурс».

Однако в активе группы есть и СМИ – в 2007 году компания приобрела контрольный пакет издательского дома (ИД) «Комсомольская правда». Также миллионеру подконтрольны ИД «РЖД-Партнер» и газета Metro. Дочь бизнесмена Анна Березкина занимает пост генерального директора ОАО «Газета «Метро». 100% акций издательского дома «Три короны», который выпускает газету «Metro Санкт-Петербург», принадлежит банку «Россия» Юрия Коваьчука.

Именно Березкина называют главным кандидатом на покупку РБК. Официально он эту информацию не комментировал.

Алишер Усманов

Сфера интересов Алишера Усманова не ограничивается металлургией и технологиями – ему принадлежит «Mail.ru Group» и доля в медиахолдинге ЮТВ (канал МузТВ, канал «Ю» и пр.). Однако главный медийный актив миллиардера – издательский дом «Коммерсантъ», издатель одноименной газеты, журналов «Власть», «Деньги», «Огонёк», «Weekend» и др.

Бизнесмен приобрел ИД в 2006 году у Бадри Патаркацишвили. В 2011 году разгорелся скандал: редактор «Коммерсантъ Власть» Максим Ковальский был уволен после публикации бюллетеня с оскорбительным обращением к президенту Владимиру Путину. Вслед за этим в отставку подал генеральный директор издательского дома Демьян Кудрявцев.

Тем не менее сам Усманов говорит, что не оказывает влияния на редакционную политику издания. «Никакую цензуру я там не насаждаю», — заявил он в беседе с «Ведомостями» в начале апреля.

Александр Мамут

Фонд A&NN Investments, управляющий активами Александра Мамута, выкупил 50% акций Rambler&Co у структур предпринимателя Владимира Потанина и стал единственным владельцем медиахолдинга в январе 2017 года.

Сам холдинг был образован в 2013 году в результате объединения активов подконтрольной «Афиши-Рамблер», на тот момент входившей в холдинг «ПрофМедиа» Владимира Потанина и компании SUP Media Мамута. Сейчас в портфеле холдинга — портал «Рамблер», Lenta.ru, Газета.Ru, «Афиша», «Чемпионат.com», LiveJournal.com и др.

В марте 2014 года Мамут отправил в отставку главреда «Лента.ру» Галину Тимченко, вслед за ней уволилась значительная часть сотрудников редакции.

Юрий Ковальчук

Юрий Ковальчук – основной акционер банка «Россия», контролирующего Национальную медиагруппу (NMG). Ей принадлежат 25% акций в «Первом канале», а также контрольные пакеты акций в «Пятом канале» и «РЕН ТВ». Также в NMG входят радиостанция «Русская служба новостей», газеты «Известия» и «Спорт-Экспресс» и ряд других активов.

НМГ была создана в 2008 году путем объединения медийных активов банка «Россия», миллиардера Алексея Мордашова и страховой группы «Согаз». В сентябре 2014 года пост председателя совета директоров холдинга заняла спортсменка Алина Кабаева.

Владимир Лисин

Медиаактивами председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина руководит «Румедиа», которому, в свою очередь, подконтрольны радиостанции «Business FM» (вещает с 2007 года) и Chocolate Radio, а также интернет-порталы GZT.ru и БФМ.ру. Как говорил глава медиахолдинга Михаил Бергер, «Business FM» приносит им около 70% дохода.

Этот опыт стал для Лисина не первым в мире СМИ: в 2001 году он запустил ежедневную газету «Газета», которой руководил бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ» Раф Шакиров. Но в 2010 году издание было закрыто.

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 12 апреля 2017 > № 2138392