Всего новостей: 2602783, выбрано 3 за 0.014 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Васильев Александр в отраслях: Нефть, газ, угольФинансы, банкиСМИ, ИТЛегпромвсе
Васильев Александр в отраслях: Нефть, газ, угольФинансы, банкиСМИ, ИТЛегпромвсе
Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mos.ru, 5 мая 2018 > № 2598170 Александр Васильев

Случилось то, о чем я мечтал столько лет: Александр Васильев — о выставке «Весна и мода» на ВДНХ

Знаменитый искусствовед — о том, как он открыл свой музей моды и почему площадкой новой выставки стал именно павильон ВДНХ.

Кремовые бумажные цветы «растут» прямо из стен, звучит музыка советских лет, а манекены облачены в наряды, принадлежавшие раньше известным балеринам, телеведущим, актрисам и просто модницам. В павильоне № 16 «Гидрометеорология» на ВДНХ модельер Александр Васильев представил «Весну и моду» — первую из трех экспозиций нового цикла выставочных проектов его музея моды. Москвичи и гости города смогут видеть экспонаты из его коллекции постоянно. Mos.ru он рассказал о том, какой путь пришлось пройти его детищу.

— Александр Александрович, чему посвящена выставка «Весна и мода»? Что будете показывать?

— Она рассказывает в основном о моде ХХ века и охватывает период от 1920-х годов до начала 1980-х, то есть приблизительно 60 лет. Мы показываем примерно 200 предметов. Все они в отличном состоянии, как будто никогда не покидали полок магазина. И это неудивительно, потому что в Фонде Александра Васильева работают 12 реставраторов, они постоянно следят за экспонатами.

— Кроме этой выставки, будут еще «Гламур 80-х» и «Пляжная мода». Эти темы — ваши любимые?

— Мы хотели выбрать сезонные темы. Сейчас весна, летом будет актуальна пляжная мода. «Гламур 80-х» откроется к Рождеству и Новому году, потому что там вечерние наряды.

— В вашей коллекции очень много экспонатов. Как вы среди такого множества выбирали предметы для этой выставки?

— Я хотел показать те вещи, которые еще не видели московские зрители. А еще атмосфера ВДНХ, стиль павильона подтолкнули меня к идее цветового решения, на которое я опирался при выборе. Дизайн павильона напоминает советский универмаг в 1960-е. Куратор выставки модельер Кирилл Гасилин помог расставить вещи, надеть их на манекены, выбрать цветовую гамму для каждого периода.

— Какой из экспонатов, представленных здесь, вам особенно дорог?

— Я люблю их все, отношусь к ним как к детям. Если у родителя их несколько, он всех любит одинаково. И мне очень трудно выбрать один или два. Вообще, в моем фонде 65 тысяч вещей, и это одна из самых больших в мире частных коллекций. Она выставлялась на всех континентах, кроме Африки.

— Вы говорили, что идея открыть собственный музей моды появилась у вас очень давно. Как вы шли к этому?

— Мне всегда казалось, что в таком большом городе, как Москва, уж точно найдется место и для моей огромной коллекции. Десять лет назад я открыл музей моды в Вильнюсе (там мне дали помещение под хранение), затем в Риге, после этого появился этаж моды с моей экспозицией в Баку, в Центре Гейдара Алиева. И вот наконец Москва, ВДНХ. Случилось то, о чем я мечтал столько лет.

— «Весна и мода» не первый ваш совместный проект с ВДНХ.

— Первые две выставки назывались «Сто лет моды в России» и «Кино и мода». Они пользовались огромным успехом, коммерчески окупились, публика нас горячо полюбила, и социальные сети были взорваны. Сегодня, к сожалению, это стало мерилом успеха.

— В Москве уже есть Музей моды, который находится в Гостином Дворе. Вы будете с ним сотрудничать?

— Конечно!

— В мире есть множество музеев моды: в Нью-Йорке, Риме, Праге, Париже, других городах…

— Я посетил их все, сам выставлялся в Париже, Марселе, Венеции. Это был очень хороший опыт. Вообще, первая поездка за границу запомнилась мне бережным отношением к материальной культуре. А у нас, я считаю, отношение к одежде какое-то языческое: многие россияне думают, что, как только кто-то умирает, надо поскорее выкинуть обувь, платья, шляпы, пальто этого человека, потому что в них якобы живет злой дух. Но если это пальто бабушки, какой же там может быть злой дух? Ведь бабушка-то была добрая. Это мешает осознать важность моды как искусства.

Конечно, обидно, что наш музей моды открывается только сейчас. Я считаю, его надо было открыть сто лет назад. И тогда он был бы сейчас не меньше, чем Эрмитаж или Третьяковская галерея. Но мы ждали век. Долго запрягаем, а потом весело скачем.

— Мода циклична, она возвращается. Но есть ли вещи, которые никто никогда больше не будет носить?

— Да. Солнечные зонтики, шляпки с вуалью, длинные платья на каждый день, муфты, лорнеты, несессеры, шатлены и sorti-de-bal (накидка, которую носили поверх бального платья, чтобы защитить его от пыли. — Прим. mos.ru). Сейчас это уже непрактично.

— Модельеры часто обращаются к прошлым эпохам. А какое время предпочитаете вы?

— Серебряный век — 1910-е годы. Там была самая элегантная, на мой взгляд, самая красивая мода.

Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mos.ru, 5 мая 2018 > № 2598170 Александр Васильев


Россия. Весь мир > Нефть, газ, уголь > customs.ru, 2 декабря 2015 > № 1608223 Александр Васильев

Статья и.о. начальника Аналитического управления ФТС России Александра Васильева "Дело о "трубе" в журнале "Таможня" (выпуск № 23, декабрь 2015 года).

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов, подготовленных Аналитическим управлением ФТС России. Первая аналитическая статья была посвящена проблемам состояния мирового нефтяного рынка и причинам, которые привели к кризису не только в этой отрасли, но и в экономике в целом. На этот раз мы предлагаем читателям анализ ситуации на мировом рынке, которая касается торговых операций с природным газом и его компонентами.

О состоянии рынка природного газа.

Первое место в рейтинге крупнейших российских экспортеров занимает компания «Роснефть», второе – «Газпром». Такое распределение, естественно, соответствует иерархии номенклатуры вывозимых из России товаров, как по весу, так и по стоимости. Сперва – нефть и нефтепродукты, а затем – природный газ. Очевидно, что на сегодня торговля газом является одним из важнейших секторов экономики. И от этого во многом зависит экономическая система нашей страны.

Мировую энергетику характеризует, в том числе направленность на поступательное расширение использования возобновляемых источников энергии и уменьшение доли применения углеводородов и атома. В списке причин – стремление снизить выбросы в атмосферу парниковых газов, уменьшить объемы радиоактивных отходов, а, следовательно, нивелировать риски экологических катастроф.

Однако в условиях быстрых темпов развития промышленного производства, роста населения, увеличения в целом потребностей мирового сообщества, альтернативная энергетика не в состоянии полностью решить эти задачи. Такая ситуация и сохраняет пока «незыблемыми» позиции традиционных энергоносителей.

И все же, если отказываться или хотя бы ограничивать использование привычной базы энергообеспечения, то вполне реально осуществлять переход на менее вредные для окружающей среды виды топлива, в частности на природный газ.

Статистика показывает, например, что, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля газа в выработке электричества за последние 40 лет выросла с 13 процентов до 24 процентов, а доля нефти снизилась с 22 до 3 процентов, угля – с 39 до 33 процентов. Аналогичные процессы происходят и в остальных регионах мира, хотя динамика и процентные показатели различаются. Прогнозируемый компанией British Petroleum на ближайшие 20 лет ежегодный рост мирового потребления газа составит 1,9 процента, причем он затронет все сферы – промышленность, электро- и теплоснабжение, транспорт.

Параллельно с увеличением потребления будет расти и добыча – предположительно на 1,5 процента в год. Таким образом, на первый взгляд получается, что дисбаланс между предложением и спросом будет положительно развернут в сторону спроса. Однако, кажущийся обнадеживающим для экспортеров такой вывод весьма обманчив. И вот почему.

Рынок газа в некоторых аспектах напоминает современный рынок нефти. Прежде всего, тем, что крупнейшие производители и поставщики «черного золота» по совместительству являются таковыми и в области газа, а основные потребители, лишенные самодостаточной ресурсной базы, расположены в тех же регионах – Европа и АТР.

Соответственно с учетом этих аспектов между экспортерами разворачивается и борьба за покупателей, сохранение собственной доли на рынке, а также за ограничение доступа к «пирогу» новым участникам рынка. Похожие процессы усиленного наращивания выпуска продукта происходят в условиях замедления темпов потребления (что противоречит прогнозам международных исследовательских организаций). Весьма схоже развивается этап так называемой «сланцевой революции» и, в целом, использования технологий добычи газа из нетрадиционных источников. Наконец, существует ряд своего рода «темных лошадок» рынка, информация по которым требует детальнейших перепроверок, и которые в одночасье могут перекроить текущую конъюнктуру с непредсказуемым для всех эффектом, выбросив на рынок значительные объемы газа.

Если взглянуть на таблицу, то многое станет понятнее. Как и в случае с нефтью видно, что ситуация для некоторых экспортеров, в том числе и для Российской Федерации, складывается не вполне позитивно. Более актуальная информация, применительно к нашей стране, дает такие результаты. За девять месяцев 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, от сокращения физических объемов экспорта ( –12,902 миллиарда кубометров, без учета сжиженного природного газа) и снизившейся средней цены (с 360 до 270 долларов за тысячу кубометров), федеральный бюджет недополучил порядка 4,23 миллиарда долларов по линии экспортных пошлин.

Негатив усугубляется тем, что основным рынком сбыта российского газа является Европа, страны которой как раз и формируют сейчас отрицательную статистику спроса. Конечно, наиболее серьезную роль в сложившейся обстановке сыграло колоссальное сокращение поставок Украине ( –11,01 миллиард кубометров). Почему так произошло вполне понятно. Это прежде всего результат усиления экономического кризиса и стремление украинских политиков обозначить свою «энергетическую независимость». Все это привело к тому, что потребление газа Украиной сократилось примерно на треть.

В то же время, снижение объемов российского экспорта происходит на фоне того, что некоторые импортеры, причем весьма крупные (Италия, Нидерланды) наращивают объемы ввоза и потребления газа. То есть, возникает косвенный признак перехода зарубежных потребителей с российского газа на продукцию других производителей.

Детальный анализ географической структуры импорта ряда стран показал следующее. В первом полугодии 2015 года Италия сократила ввоз газа из России на 3,03 миллиарда кубометров, а совокупные поставки в это государство газа из Норвегии, Ливии и Катара выросли на 2,032 миллиарда кубометров. То же самое по Великобритании: сокращение импорта российского газа на 2,71 миллиарда кубометров, и увеличение закупок у Норвегии и Катара на 2,63 миллиарда кубометров. Для полноты картины добавим Грецию (сокращение на 0,51 миллиарда кубометров, и рост поставок в нее из Великобритании, Норвегии, Алжира, Нигерии на 0,574 миллиарда кубометров) и Нидерланды (сокращение на 0,71 миллиарда кубометров, увеличение из тех же стран на 1,027 миллиарда кубометров).

В ряд стран (Словения, Румыния) российский газ в текущем году вовсе не поступал. И если Румыния объективно увеличивает собственное производство и переходит на самообеспечение, то Словения (наращивающая и потребление и импорт) получает газ от своих партнеров по ЕС. Проследить реальное происхождение этого газа довольно затруднительно. Со значительной долей вероятности он может быть российским, ранее закачанным в ПХГ Австрии или Германии, демонстрирующих сейчас самую заметную положительную динамику по импорту газа из России. Кстати, по аналогичному со Словенией пути действуют Чехия, а ткже Украина и другие восточноевропейские государства.

В самой краткосрочной перспективе (до конца 2015 года) позитивных сдвигов по объемам экспорта ожидать не стоит. Несколько выправить ситуацию сможет отопительный сезон. Но и это не станет кардинальной переменой, особенно если учесть факты достаточно теплых зим в Европе. Приходится констатировать, что снижение экспорта – это не единичный случай текущего периода, а тенденция, получившая в последние три года устойчивый характер.

О причинах такого положения дел... Естественно, европейские политические круги на протяжении длительного времени говорят о необходимости снижения тотальной энергозависимости своих государств от России. Причем значимость газа для европейской энергосистемы не ставится под сомнение. По крайней мере, так свидетельствует разработанная до 2050 года Европейской комиссией «дорожная карта» по энергетике. Разумеется, доля газа вполне может снижаться ввиду важности расширения присутствия в энергобалансе возобновляемых источников энергии, но ресурс сохраняет свою страховочную роль.

Вторая, также нередко озвучиваемая причина, это высокая и нерыночная цена российского газа. Разговоры об этом интенсивно ведутся примерно с 2010 года, то есть с возникновения так называемого «сланцевого бума». Тогда США удалось организовать масштабную добычу сланцевого газа. В процентном отношении объем выдачи газа увеличился на 267 процентов с 107,69 миллиарда кубометров в 2009 году до более чем 400 миллиардов кубометров в 2014 году. В результате такой «сланцевой революции» – снижение импортозависимости США, а затем и снижение цены на газ для американского континента. По состоянию на начало октября 2015 года стоимость газа с терминала Henry Hub на нью-йоркской бирже NYMEX составила 101,42 долларов за тысячу кубометров, а на бирже ICE (Европа) – 264,69 долларов за тысячу кубометров.

Методика противодействия европейцев «российскому газовому засилью» сводится к следующему. Принимается так называемый Третий энергетический пакет – сборник документов, предусматривающий необходимость допуска третьих компаний к транспортно-распределительному процессу, разграничивающий функции поставщика и транспортировщика. Исходя из разногласий касательно этих положений, был остановлен проект «Южный поток».

Кроме того постоянно ищутся альтернативные поставщики. И такие поставщики, безусловно, есть. Однако связь с ними через газопровод в большинстве случае отсутствует. Это значит, что возрастает вектор направленности европейского энергетического кластера на сжиженный природный газ (СПГ).

В силу предыдущего пункта большее внимание уделяется развитию соответствующей инфраструктуры по регазификации и увеличению роли спотового сегмента рынка в торговле газом.

Рассматриваются варианты добычи сланцевого газа. Особенно усердно над этой проблемой трудились в Восточной Европе (Польша, Украина, страны Балтии). Но в результате предварительных исследований, проведенных, например, Exxon Mobil, многие инициативы еще в 2013 году были признаны нерентабельными. Необходимость соблюдения жестких норм экологического законодательства и вовсе законсервировала соответствующие проекты в странах Западной Европы, поскольку технология гидроразрыва пласта, применяемая для добычи сланцевого газа, оказывает сильное загрязняющее воздействие на водные и почвенные ресурсы.

Принимается установка на снижение общего объема потребления газа за счет уменьшения потребления тепла и электроэнергии как таковых, а также за счет расширения использования энергосберегающих технологий. Эффективность здесь пока больше ощущается в сфере ЖКХ. Но критичными для российской внешней торговли газом являются все приведенные пункты, если они будут успешно реализовываться.

Понятно, что запрещать европейцам проводить инновационные исследования, экономить энергию и устанавливать правила доступа на их энергетический рынок не представляется возможным. Вот почему сегодня следовало бы сосредоточиться как раз на проблематике СПГ и факторах ценообразования. СПГ – это тот же природный газ, обладающий большей мобильностью. То есть развитие этого сегмента является одним из действенных средств диверсификации маршрутов экспорта и доступа на новые рынки.

Безусловно, потребуются серьезные вложения, строительство дополнительной инфраструктуры, но так и только так может быть обеспечена конкурентоспособность.

Объем российской торговли СПГ на данный момент невелик. В январе-сентябре 2015 года экспорт вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 12 миллионов кубометров и составил 8,968 миллиарда кубометров. Основными внешнеторговыми партнерами являются Япония (76,9 процента), Республика Корея (21,83 процента), КНР (один процент).

Средняя цена на экспортируемый в АТР российский СПГ в январе-сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 277 долларов за тысячу кубометров до 285,96 доллара за тысячу кубометров. В основном это было достигнуто за счет увеличения более чем на 90 долларов цены газа, предназначенного для поставки в Республику Корею. При этом на 57,9 доллара за тысячу кубометров была снижена цена для КНР. Без учета китайского фактора средняя цена российского СПГ составляет 407,5 доллара за тысячу кубометров.

Доходы от продаж СПГ по сфере компетенции таможенных органов весьма невысокие, в связи с нулевой ставкой экспортной пошлины. Между тем доход от налога на прибыль организаций, осуществляющих экспорт СПГ, и подлежащий включению в федеральный бюджет, может составлять по предварительным расчетам до 100-105 миллионов долларов в ценах 2014 года. В текущей непростой экономической ситуации это нелишние дополнительные средства.

Прогноз по экспорту СПГ из России на ближайшие годы варьируется в пределах 13-15,5 миллиарда кубометров. Понятно, что эти объемы не могут быть превышены, так как производство товара ведется фактически в рамках одного проекта – «Сахалин-2». Только к 2020 году при благоприятных условиях могут быть введены в эксплуатацию еще шесть проектов, что позволит нарастить объем экспорта до 77,985 миллиарда кубометров. На данный момент это значение позволило бы сравняться с показателями Индонезии и Нигерии.

Что касается потенциальных рынков сбыта российского СПГ, то здесь, конечно, могут возникнуть проблемы, поскольку основные потребители – Китай, Япония и Корея – уже загружены предложением от широкого спектра поставщиков, представленных также в АТР (Австралия, Индонезия, Бруней, Малайзия, Папуа-Новая Гвинея). Но с другой стороны, представляется возможность охвата ряда территорий Западной Европы (Португалия, Испания) и Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Чили). Ниша СПГ в европейском и китайском импорте по различным прогнозам может увеличиться с текущих пяти до перспективных десяти процентов.

Важность расширения производства СПГ в России продиктована также следующими факторами. Приведенные выше данные свидетельствуют, что разворот ряда европейских потребителей газа в сторону иных рынков сопровождался массовой закупкой именно СПГ.

Многие международные аналитические агентства сходятся во мнении, что доля СПГ в мировой торговле газом будет нарастать примерно на четыре-пять процентов ежегодно. Рынок ресурса будет постепенно превращаться в глобальный. Это, в свою очередь, означает вероятность унификации, или, по крайней мере, устранения большой разницы в газовых ценах, характерных для того или иного региона.

Цены на газ – это второе яркое отличие газового рынка от рынка нефти. Первое – недостаточная мобильность и региональный характер.

Сейчас суммарное мировое производство газа составляет более 3,5 триллиона кубометров, а потребление – примерно 3,4 триллиона кубометров. Резкий дисбаланс как таковой отсутствует. Однако даже если бы он и наблюдался, скорее всего, это не имело бы серьезного влияния на механизм ценообразования.

Рассмотрим Иран и Туркменистан с крайне высоким уровнем производства газа и низким уровнем потребления. Обе страны имеют гарантированные возможности расширения выдачи газа, но не имеют масштабного выхода на иные рынки, кроме среднеазиатского, китайского и закавказского. У них отсутствует необходимая инфраструктура и оба государства географически зажаты небольшим количеством газопроводов. Без инфраструктурных преобразований этот немобильный газ, даже увеличиваясь в запасах, не может резко изменить рынок где-нибудь в Японии, Северной Америке и пока даже в Европе.

Гораздо важнее соотношение спроса и предложения в конкретном регионе с наличием газораспределительных терминалов (хабов) и обширных газохранилищ. Именно в таких местах формируется спотовый сегмент рынка, где региональный покупатель имеет возможность получить необходимый объем сразу, произведя оплату в течение нескольких дней. Считается, что только здесь может быть определена наиболее объективная цена.

Возможность покупки газа по спотовым ценам является камнем преткновения в энергетических взаимоотношениях Европы и России. Дело в том, что компания «Газпром» крайне неохотно делает шаги в сторону спотового механизма ценообразования, предпочитая оперировать долгосрочными контрактами. Такой подход вполне обоснован. Долгосрочный контракт выступает определенного вида страховым инструментом, гарантирующим, что инвестиции в газодобывающие проекты окупятся. Возможно, цена и завышена, но необходимо принимать во внимание протяженность маршрута и способ поставки.

Логика европейцев при этом тоже понятна. Зачем покупать заранее оговоренный объем в течение какого-то количества лет, если вдруг из-за теплой зимы или успеха в энергосбережении, этот объем может и не понадобиться, или же цена этого объема уже не вполне соответствует объективной ситуации на региональном хабе или биржевым котировкам.

В связи с прогнозируемым увеличением присутствия СПГ в мировой торговле газом доля спота также будет возрастать. Однако аналитики сходятся во мнении, что полностью вытеснить долгосрочный контракт это не сможет. Потому что оба механизма отражают в равной степени необходимые подходы к поддержанию приемлемого энергобаланса и обеспечения энергетической безопасности: краткосрочный (тактический), обеспечиваемый спотом, и долгосрочный (стратегический).

Европейская риторика сводится также к дискуссиям о номинальных значениях цен на газ. Утверждается, что применительно к европейскому рынку спотовые цены примерно на 100 долларов ниже тех, что заложены в контрактах с «Газпромом». В этом есть своя доля правды. Между тем стоит признать, что средние цены на российский газ как для европейского, так и для азиатского рынков гораздо меньше по сравнению с предлагаемыми другими странами-экспортерами.

К вопросу о номинальных значениях газовых цен: как они формируются?

Единая биржевая цена газа, на которую бы ориентировался весь мир, как уже говорилось выше, отсутствует. Естественно влияние на цену оказывают себестоимость добычи, соотношение спроса и предложения, транспортировка, цены на внутреннем рынке того или иного региона, стоимость процессов сжижения и регазификации (в связи с чем СПГ является более дорогим по сравнению с трубопроводным газом). Однако для газа характерна еще одна особенность. По крайней мере для европейского и азиатского рынков цена газа формируется с учетом стоимости других источников энергии – нефти и нефтепродуктов и их доли энергобалансе страны.

Так как цены на нефть в настоящее время существенно снизились по отношению к прошлому году, та же участь, правда, с замедлением постигла и газ. В ближайшей перспективе эта тенденция сохранится. Для российской экономики в целом и для таможенной сферы ответственности в частности это означает, что возможности для преодоления кризисных явлений и пополнения федерального бюджета будут прямо пропорциональны динамике движения нефтяных котировок.

Россия. Весь мир > Нефть, газ, уголь > customs.ru, 2 декабря 2015 > № 1608223 Александр Васильев


Белоруссия. Россия > Легпром > belta.by, 17 ноября 2014 > № 1232990 Александр Васильев

Я против доставки искусства по месту жительства

Не услышать замечания по поводу внешнего вида из уст историка моды Александра Васильева, отпускающего едкие определения в адрес женщин в студии "Модного приговора", пожалуй, уже комплимент. В Минске известный телесудья - гость частый и желанный, теперь он еще и автор костюмов для балета "Лауренсия", премьера которого состоялась в Национальном академическом театре оперы и балета Беларуси в первые дни ноября. Корреспондент БЕЛТА рискнула пригласить Александра Васильева на прогулку в местный универмаг. Маэстро обрушился: "Это самое банальное, что можно предложить. Мне это неинтересно!". Беседовали в стенах мастерских театра оперы и балета - о моде и не только.

- Александр Александрович, широкая публика знает вас главным образом как ведущего телевизионной программы "Модный приговор". Не надоел этот ярлык? Не тесно в этой роли?

- Я не так давно веду программу, только пять лет. Для меня это довольно свежая работа. Конечно, быть каждое утро на экране Первого канала Российского телевидения - большой почет и уважение. Не скрою, взлет карьеры произошел благодаря участию в программе на телевидении. Хотя до телевизионного проекта я оформил 120 спектаклей и балетов, это никому не нужно. Люди на постсоветском пространстве далеки от культуры. Телевизор - член их семьи. Пока они жарят блинчики или варят кашу, они смотрят на меня и им кажется, что они меня знают. Я родной человек множеству телезрителей.

- В вас, наверное, влюбляются…

- Влюбляются без конца. Записки, смски, любовные послания в социальных сетях - сплошь и рядом. Доходит до курьезов. В Минске возле отеля две дамы обсуждали: "Смотри! Это же этот, Зайцев! Я его очень хорошо знаю". Мне приятно, что я, оказывается, Зайцев, и меня хорошо знают. Многие даже не отдают себе отчета, кто я, и во многих городах Беларуси и России слышу себе вслед: пошел Александр Васильевич Зайцев. Они уверены, что я - Зайцев после подтяжки. Это от того, что тоталитарное общество не давало людям возможности думать об альтернативе. Если балерина, то одна Майя Плисецкая. Если космонавт, то один Юрий Гагарин. Если модельер, то Александр Зайцев, а уж какой-то историк моды Александр Васильев… Что это такое, это почему?

- Вам не обидно?

- Мне за себя не обидно. Я свою жизнь и карьеру построил, дома свои приобрел, первоклассную коллекцию собрал, живу в свое удовольствие, путешествую вокруг света, у меня прекрасные друзья и сотрудники, работаю в той сфере, в которой мне нравится. Я все создал сам. Хотя у меня была прекрасная база, подаренная родителями, иммигрировав во Францию в 1982 году, я, как и любой иммигрант, начинал все сначала и добивался всего сам. Надо же показать, кто ты есть, а не выезжать на том, что у тебя знаменитые родители.

- Александр Александрович, ваши "приговоренные" уходят из зала, идут потом, к примеру, в обычный белорусский магазин. Женщина хочет держать марку, но если на вешалках и полках магазинов не то?

- Иностранок не берем. Это передача российского телевидения, она совершенно не берет в учет ассортимент белорусских магазинов. Наверное, если бы программа шла на белорусском телевидении, там бы были другие ведущие, другие стилисты, и другие переодевания - может быть, в характере той страны, в которой работаем.

- И тем не менее вашу программу можно смотреть как учебник стиля, вкуса.

- Я думаю, она особенно полезна для людей разных комплекций. То, что могут взять из программы "Модный приговор" все, - это как одеть даму небольшого роста полненькую, небольшого роста сухонькую. Или даму среднего роста полненькую, среднего роста сухонькую. С большим носом или с маленьким носом. С особенностями телосложения: широкие плечи и узкие бедра или большая/маленькая грудь и широкие бедра. Кроме того, как одеть даму в возрасте, будь она худощавая или наоборот корпулентная. Эти советы могут быть применимы как в Австралии, так и в Аргентине. Дело не в том, в какой стране вы живете, не в том, сколько вам лет. Дело в том, какая у вас фигура, сколько вы съели за свою жизнь и как вы переработали пищу. Кто-то занимается спортом, много двигается, кто-то ведет сидячий образ жизни, и лишняя булка останется у него навсегда. Но при этом все хотят выглядеть хорошо и молодо.

Проблема Беларуси и проблема России одинакова в том, что женщин намного больше, чем мужчин. В России 55% населения - женщины. И, если верить этой статистике, не хватает около 17 млн мужчин. При этом почти половина населения - пенсионеры. Есть очень печальная российская статистика по поводу счастливых и несчастливых женщин: в отрезке между 35 и 55 годами из десяти российских женщин восемь разведенных, одна замужем и одна в поиске. В Беларуси, возможно, картина похожая. А в сегменте от 18 до 35 лет почти все замужем. То есть мужчины разбирают женщин, пока они молоденькие, свеженькие, глупые, при этом обаятельные и сексуальные. А как только женщины обретают опыт, знания, умения, профессиональные навыки и часто вес, который связан с рождением ребенка, может быть, какими-то стрессовыми и другими изменениями, мужчины их не хотят. Мужчины избалованы.

Беларусь я нахожу страной антисексуальной. На мой взгляд, это секс со знаком минуса. Сужу по балету "Лауренсия". Это спектакль из испанской жизни, где о сексе говорится очень много. По сюжету командор по старинному обычаю имеет право сорвать цветок невинности любой крестьянки до ее свадьбы. Это очень сексуальный мотив. Но балетные артисты этот секс передать не могут. Они тупят взор, стесняются. На улице женщины тупят взор, если на них смотришь, мужчины отводят взгляд от женщин. Возможно, это исторические моменты, но того задора, какой есть в других европейских странах, здесь не найдете. Думаю, многие женщины одиноки и потому, что они не могут выразить чувства. И все одеты консервативно. Это страна консервативного стиля в одежде. Я не могу сказать, что одеты плохо. Добротно, тепло. Но добротность и теплота - не стилеопределяющие моменты. Люди одеты так, чтобы лишний раз не комментировали, чтобы не выделяться.

Ваша прима-балерина, народная артистка, звезда выглядит скромно, объясняя, что в театре не принято выделяться. Что такое? Звезда должна быть звездой! Она должна идти, а все говорить: "Вау!". Может, это связано с деньгами, может, с какими-то устоями. Не буду вдаваться в анализ, как в журнале "7 Дней", где я веду рубрику "Разборы звезд".

- Большой интерес к этой рубрике?

- Статьи мои очень любят читать. Потому что, в принципе, и в России люди дико боятся высказать свое мнение и подписаться под ним, если это не анонимный интернет. Вот тут под разными личинами: Бабка Ёжка, Леший, Звезда, Супермен или Дюймовочка - готовы написать про любого человека столько гадостей и не нести ответственность. Редко найдется человек, вроде меня, который может сказать критику, подписаться под своими словами и в лицо это все повторить.

Этим мне нравится и "Модный приговор", этим мне нравятся и "7 Дней". Нравится возможность не поругать людей, ни в коем случае, а дать им дельный совет. Но любую операцию без скальпеля сделать нельзя. И когда говорят: "Почему он ей сказал, что она похожа на оглоблю или индюка?", - да потому что если женщина этого не поймет, то ничего не сделает, чтобы измениться, а хирургическое вмешательство иногда необходимо.

- Вы предупредили мой вопрос. Слезы радости зритель видит. А плачут ли "пациентки" от того, что вы обратились жестко, что они увидели в зеркале не тот облик, какой представляли?

- Бывает, бывает. Особенно много плачут в комнате стилистов. И нам затем эти истерики передает редактура. Одна устроила скандал во время переодевания, другая бросалась стаканчиками кофе, третья ругалась площадными словами. Но у участниц программы контракт, они должны выдержать это переодевание, иначе им не подарят одежду на 2 тыс. евро. Участие также бесплатно. Таковы условия. Если ты хочешь это в подарок, то должна вынести все. Но не все готовы.

- Белорусских женщин обвиняют, что они одеваются так, будто хотят выйти замуж. Может, нужно учиться у француженок, которые относятся ко всему этому проще?

- С точки зрения эстетики француженки не одеваются вообще. Они не красятся, не носят каблуки, не носят платья, юбки. Они ходят в джинсах, черном свитере и с некрашеными волосами. Так потому, что во Франции огромное мужское население, огромная концентрация мусульман. Как только женщина встанет на каблук и выходит с макияжем, все арабские мальчики, как пчелы, вьются вокруг нее. Во Франции нельзя одеться вычурно. Как только у вас хорошая сумка, считайте, что через пять минут ее не будет. Никто не ходит в шубах, никто не носит брендовые вещи. Русские туристы - да. И их обворовывают.

В моей выездной школе (Выездная школа Александра Васильева - специальный проект, совместные поездки с маэстро в различные культурные столицы. - Прим. БЕЛТА) есть много состоятельных учениц, в том числе из Беларуси. Каждый раз я предупреждаю: берегите свои сумки, свои кошельки, потому что у учениц все бренды: "Шанель", "Диор"... И обязательно какую-то уведут. Потому что нашей женщине кажется, что коль она во Франции, то должна всех поразить. А это желание поразить родом из детства, от бедности.

Во Франции на улице никто не носит бриллианты. Их надевают только в закрытом обществе. Другое дело на панели. Туда я вожу своих учениц на экскурсию. Перед отправлением предупреждаю, что следует выглядеть скромно. Дамы поражены: "А почему они одеты, как мы?". На что я отвечаю: "Не они как вы, а вы как они". И тут до них доходит. Потому что и мини, и шубки, и каблуки, и накрашенные губы, глаза, серьги, кольца и пергидроль - это все атрибуты проституции. В России, наоборот, считается, что если женщина без макияжа, то это неуважительно по отношению к мужчине.

- Стремление выглядеть красиво - это хорошо или плохо?

- Это хорошо, но чувство меры выше. И вкус, конечно, то, что нельзя купить в магазине. Научиться этому можно, но не быстро и с трудом.

- Александр Александрович, как вы реагируете на бурные эмоции, определения в ваш адрес вроде "чародей", "волшебник", "божество"?

- Мне, конечно, очень приятно, что люди так обо мне думают. Такое лестно каждому. Но я делаю свою работу, возможно, из ничего рождается что-то. Искусство тем и прекрасно, что ничего не было, чистый лист бумаги, кусок ткани, и из этого благодаря идее человека рождается образ, который можно затем воплотить. Если говорить о театре, то образ воплощается в костюме, в декорации, в танце, в пении.

- Довольны ли вы результатом работы на белорусской сцене?

- В мире сейчас существуют три "Лауренсии". Одна идет в Тбилиси, вторая в Минске, третья - в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. В двух я делал костюмы. Я очень доволен, потому что работа интересная, мастера очень старались. Особенно 76-летняя красильщица Реня. Я просто памятник ей готов воздвигнуть. Потрясающая женщина, мастер. Очень многие вещи были по цвету подогнаны под эскизы, много натуральных тканей, много натурального шелка, хлопчатобумажных тканей, много бархата. И все это мы смогли свести. Использовали минимум синтетики, минимум китча, минимум блеска. Для фольклорного балета блестящие ткани не подходят. Стиль диско на сцене я не очень поддерживаю.

- Белорусский театр сделал вам новое предложение?

- Да, в сезоне 2016 года. Но контракт не подписан, сказать не могу. Думаю, белорусскому театру понравилось сотрудничество. Мы смогли сэкономить огромную сумму на покупке тканей благодаря тому, что приобретали их за рубежом. Я не бухгалтер и не знаю результат сводок, но знаю, за сколько куплены эти ткани и сколько я вещей подарил спектаклю. Веера, гребни, шали, кастаньеты - это было мое меценатство, благотворительность. Все это я купил в Мадриде, денег с театра не взял.

- Как говорят сейчас, респект вам и уважуха.

- Я понимаю, что театру это надо. Здесь государственная организация, все проходит по каким-то описям, во всем должна быть отчетность. Сколько сантиметров ленточки израсходовали, сколько пуговок сняли. Может, это правильно, но, мне показалось, очень жестко. В театре часто необходимо расходовать ткань, потому что при выходе на сцену что-то открывается, где-то подкладка видна, юбка поднята, и надо обязательно продублировать. И, когда говорят "нет, бюджет закрыт, бумажка подписана, вам негде брать перо", меня это огорчает. Но я не пришел сюда делать революцию. Потому что я здесь птица временная, залетела, попорхала, снесла свое яйцо на сцене и улетаю. Мастерицы сделали все, что я хотел. Они очень старались. У них огромный опыт. Некоторые отшили 100-200 спектаклей. У них дикая гонка. Сразу начинается следующий спектакль. У них нет времени вздохнуть. И, конечно, рука набита на многих приемах. Это и плохо иногда, потому что делают штамп. Удивляются, что можно по-другому. Но команда тут стоит на ушах, когда работает с приезжими. Потому что им надо, чтобы гости остались довольны и еще приехали снести другое яйцо.

- Оценку качества продукции белорусской легкой промышленности мы от вас услышим?

- Этот вопрос, который я называю самым банальным, мне задают в каждом городе, куда я приезжаю. Поймите, я историк моды. Меня не интересует торговля как факт ни в одном городе, даже в Париже. Я никогда не пойду в магазин, особенно в женский отдел. А меня спрашивают: "А как вам нравятся лифчики, которые у нас шьют?". Откуда я знаю, какие у вас шьют лифчики? Вы думаете, я пойду их рассматривать? Но знаю, что у вас и в России популярна "Милавица". Это уже немало.

- А как вы относитесь к секонд-хенду?

- Очень люблю. Я даже пополняю свою коллекцию иногда, потому что секонд-хенд граничит с винтажом. Винтаж - это вещи от 25 лет и старше, секонд-хенд, как правило, моложе. Считаю, что в странах с небольшим прожиточным уровнем, а Беларусь я отношу к этому разряду стран, в секонд-хенд прекрасный выбор. Потому что тут вы можете проявить свой вкус даже при отсутствии большого бюджета. Это прекрасное решение, я - за.

Такое явление существовало всегда, только раньше это называлось блошиным рынком, лавкой старьевщика. Существовало и в XIX веке. Есть воспоминания знаменитой дягилевской балерины Тамары Карсавиной о том, что в 1916 году в Петербурге она часто приходила к старьевщику и искала себе, не имея достаточно денег, вещи, которые могла бы носить. Это кажется новым явлением, потому что в Беларуси долго такого не было. Но у вас долго существовали комиссионные магазины, хотя, наверное, они были скучны.

- Ваша идея о создании музея истории моды в Вильнюсе может быть реализована за 5-10 лет. А не попробовать - даешь пятилетку за три года?

- Никогда. Даешь ребенка за три месяца? Я не тороплюсь. Дело в том, что принято решение о строительстве нового музея. В центре Вильнюса есть дворец старинного рода Радзивиллов ХVII века. В правое крыло этого дворца во время войны попала бомба. В уцелевшем левом крыле находится музей изобразительных искусств, а правое ждет реконструкции. После ее завершения там разместится музей истории моды. Сегодня этот музей расположен в другом роскошном дворце XVII века. В моем распоряжении этаж музея "Арсенал". Там все вполне комфортно, достаточно площадей и хранилищ. Но со временем грядет улучшение. Музей открыт, люди ходят, выставки сменяются. И я тоже очень счастлив.

- Александр Александрович, вы трудоголик. Сажаете розовые кусты, стучите молотком. И пишите книги, их уже больше 30.

- Да, люблю поработать. Я сейчас пишу меньше. Съемки "Модного приговора" проходят два раза в месяц по восемь дней. За четыре дня снимаем 16 программ. Это очень много, ведь программа ежедневная. И я не могу писать книжки, как Дарья Донцова на коленках урывками. Не знаю, как это у нее получается, я за нее очень рад, что каждый месяц она выдает по новой книге. Вот это для меня божественное дело. Но я бы не смог, потому что для меня любая книга, как и любой спектакль, - это концентрация. Сейчас очень часто я нахожу удовольствие в создании выставок, потому что тут мне надо меньше работать. Эти платья сшил не я, а великий кутюрье. Я их просто собрал, отреставрировал, описал и выбрал, что очень важно, и теперь могу создавать выставки. Кстати, ближайшая к Минску выставка "От мини до макси" стоит сейчас в Даугавпилсе в Арт-центре Марка Ротко, я всем рекомендую. В Таллине в музее Куму работает выставка "Модное торжество" о моде 20-х годов прошлого века, и в вильнюсском музее "Арсенал" выставка "В будуаре". Многие спросят: а когда он в Минск привезет? Не привезет, потому что в Минске нет бюджета.

Мои выставки коммерческие, и везти, чтобы просто ублажить публику? Нет, пусть публика едет сама. Можно поехать в Москву, где в ГУМе с 11 ноября работает большая бесплатная выставка. Я не сторонник ненужной благотворительности. Когда что-то бесплатно, люди этим не пользуются, я это заметил. Часто в интернете мне пишут вроде "а когда вы к нам в Челябинск в мой микрорайон привезете?". Я отвечаю, что еще и на лестничную клетку выставлю. Чтобы можно было в халатике дверь открыть, взглянуть и закрыть за собой дверь. Нет, так не будет! Я совершенно против того, чтобы искусство и культура доставлялись по месту жительства. Бесплатное не ценится.

Я считаю, что если я могу поусердствовать и поехать на выставку в Токио и Нью-Йорк, а у других нет таких возможностей, денег на билет или визы, то до Москвы в общем вагоне доедут, если вправду хотят.

- Александр Александрович, вы на четверть белорус.

- Да, мой дедушка Илья Герасимович Гулевич родом из Молодечно, мой прапрадедушка был старостой церкви в Молодечно, которая до сих пор там стоит. Дом моих предков Гулевичей сохранился, я был там на съезде семьи года четыре назад. Прошла встреча очень трогательно и хорошо, до сих пор там живет тетя Галина Фоминична Гулевич в возрасте 89 лет. Так что у меня есть в Беларуси родственники, знаю, что часть их живет в Минске. Я доволен, что поработал в Беларуси, на земле, где жили мои праотцы.

- Черный мопс Котик путешествует с вами. В Минск тоже приезжал?

- Нет, он не был со мной, он мне смски присылал, так что я знал, что все в порядке. Он научился писать, но с ошибками. Лапа большая, и он не на все буквы попадает. Но написал: "Папа, приведзи келбаски".

- И, учитывая, что вы знаете семь языков, наверное, тоже пишет на нескольких?

- Нет, по-русски. Он и гавкает и пишет по-русски. Он очаровательная собака, очень умный, мудрый, талантливый пес. Часто участвует в программе "Модный приговор". Является одной из самых знаменитых собак в России, потому что чаще других появляется на обложках журналов, чаще других выходит на публику. Словом, у него славная жизнь, и когда он выходит гулять, то на улице люди говорят, это же мопс Котик Васильев.

- Вы ведете дневник каждый день. И когда-нибудь, возможно, он станет достоянием общественности. Когда-нибудь - это когда?

- Да, пишу, много лет подряд. Пока нет планов по его публикации. Я не думаю, что это будет так уж интересно. Может быть, я про какой-то этап в жизни напишу или про встречи с интересными людьми. Пока не определился.

Жанна КОТЛЯРОВА

Белоруссия. Россия > Легпром > belta.by, 17 ноября 2014 > № 1232990 Александр Васильев


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter