Всего новостей: 2555036, выбрано 2 за 0.007 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Булуктаев Юрий в отраслях: Внешэкономсвязи, политикаГосбюджет, налоги, ценывсе
Казахстан. США. Евросоюз. РФ > Внешэкономсвязи, политика > camonitor.com, 30 июня 2017 > № 2232633 Юрий Булуктаев

Чем чреват межпоколенческий разрыв в Казахстане?

Автор: Кенже ТАТИЛЯ

Проблема «отцов и детей» существует с незапамятных времен. Но то, что случилось с нашим обществом в 90-е годы прошлого века, когда произошел страшный разрыв между поколениями на ментальном уровне, может считаться явлением беспрецедентного характера. И хотя это был бескровный процесс, вряд ли кто возьмется предсказать, насколько долго его последствия будут сказываться на морально-нравственном состоянии общества.

Причин тут немало. Рухнула всепроникающая идеология, и общество в одночасье предалось философии потребительства. А на смену так называемой морали строителей коммунизма, которая жестко табуировала поведенческие стандарты, ничего вразумительного никто предложить не смог. Сегодня, судя по некоторым тенденциям, этот ментальный разрыв не сокращается, а, наоборот, грозит превратиться в непреодолимую пропасть между поколениями.

Мы попросили высказать свое мнение по этому поводу известного эксперта, профессора Юрия Булуктаева.

– Проблему межпоколенческого разрыва у нас кто-то изучает? Есть ли шанс как-то выправить ситуацию? Если да, то что необходимо для этого сделать?

– Разрыв поколений можно рассматривать как социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно иной культуры, чуждых интересов, взглядов и мировоззрений.

В 90-е годы прошлого века в Казахстане в молодежной среде (и не только в ней) начался процесс формирования новых культурных (в широком смысле) ценностей, никак не связанных с разрушенной общественно-политической формацией, а поэтому резко отличных от тех ценностей, которыми прежде руководствовались представители старшего поколения. Например, людям в возрасте сложно было на ментальном уровне осуществить идеологический сдвиг от главного принципа социализма – коллективизма – к главному принципу либерализма – индивидуализму. Однако существенного межпоколенческого разрыва и ценностных конфликтов не было, потому что новым ценностям молодые люди обучались, а старики, которые были носителями прежней ценностной системы, к тем же новым ценностям приспосабливались. Иначе они бы не выжили в условиях перехода от плановой экономики к рыночным методам хозяйствования. И, конечно же, было нечто такое, что всех объединяло и нивелировало разрыв между поколениями – это обретение независимости. Именно независимость вдохновляла людей на поиск новых путей развития, на новые дела и свершения. И в этот процесс единовременно включились представители всех поколений – условно говоря, старшего, среднего, молодого. Причем для старшего поколения это было напрямую связано с осознанием перемен, с определением ситуации как изменившейся, с необходимостью жить в новое время.

Здесь следовало бы заметить, что ситуация поколенческого (генерационного) сдвига, когда одновременно одно поколение теряет силу своего влияния на жизнь общества, а другое обретает ее, – это естественный процесс, происходящий во всех без исключения государствах.

То есть можно говорить о смене поколений как о важнейшей динамике, заложенной в истории. Если спроецировать этот принцип на сегодняшний день, то, к примеру, некоторые эксперты утверждают, что суть прошедших в этом году выборов в США и Франции заключается в образовавшемся в этих странах поколенческом разрыве. В США сегодня 30-летние граждане беднее своих сверстников из 1969 года на 30%, а во Франции – на 20%. В то же время у них проявляется чувство исторической боли за грехи, совершенные отцами и дедами – за колониализм, рабовладение, евгенику, мировые войны, пауперизм и прочие вещи. Срок деятельности поколения составляет порядка тридцати лет и распадается на два периода: сначала оно распространяет свои идеи и склонности, а затем последние утверждаются и становятся господствующими. Таким образом, в качестве базовых черт поколения выступают единство возраста (это совокупность сверстников) и общее жизненное пространство.

Ученые выделяют три характеристики поколения: как объективного возрастного статуса, определяемого включенностью в биологический ритм жизни и смерти; как социологически значимой реальности, основанной на общей исторической и социальной судьбе; как духовной общности, единства ценностей и идеалов, предполагающего осознание индивидами своей принадлежности к одному поколению. Для человека возраст – важный компонент самоидентификации. Отсюда как бы объединяющие и идентифицирующие людей термины: «сверстники», «ровесники», «одноклассники», «однокурсники», «однополчане» и так далее. Но ведь можно выделять или противопоставлять поколения и по социальному (типам жизненных стратегий и ценностей), а не по возрастному критерию. Социальный смысл поколения может быть раскрыт через понимание его как определенного местоположения (позиции) в социальном пространстве. Эта позиция определяется тем, что люди одного возраста в определенный период (наиболее значимый для формирования мировоззрения, освоения моделей поведения и усвоения идей) объективно оказываются в конкретно-исторической ситуации, которая характеризуется «ограниченным» набором представленных в обществе образцов поведения, стилей, идей и т.д., то есть общим культурным и историческим контекстом. Именно такой конкретно-исторической ситуацией и таким контекстом для казахстанцев и стало обретение независимости.

Значимые общественные события могут объединить несколько демографических когорт в одно символическое поколение, так же как хронологические сверстники по своим социальным установкам могут сформировать разные. Например, советское поколение так называемых «шестидесятников» – не демографический феномен, а меньшинство среди сверстников, включавшее в себя и представителей других возрастных когорт, элитарное общественное движение образованного слоя, в основном гуманитарной интеллигенции, достаточно пестрое по идеологическим воззрениям, но сильное по своей поколенческой идентичности, групповому доверию. Об этом писал в своих воспоминаниях Мурат Ауэзов, который в бытность студентом МГУ, в те самые 60-е годы основал в Москве движение «Жас Тулпар»: «Дух «жастулпаровского» товарищества и сегодня крепко связывает участников движения. Они сохранили верность своим идеалам, нравственный стержень, готовность служить истине. Пока они живы, им важно передать новому поколению высокий заряд духовности и потребность действовать на пути к достойному будущему». Здесь как раз сформулирована и выражена одна из важнейших функций старшего поколения – передавать свой жизненный опыт новым поколениям.

Поколенческая проблематика давно уже является предметом пристального внимания ученых во всем мире. Еще древнегреческий философ Демокрит говорил: «Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей». Огюстом Контом, французским философом и одним из создателей позитивистской философии и социологии, в первой половине 19-го века впервые была выдвинута идея о взаимосвязи межпоколенной динамики и темпов социального прогресса: рост продолжительности жизни и медленное обновление поколений приводят к инертности и доминированию консерватизма; сокращение жизни и быстрая смена поколений не позволяют стабилизировать инновации и нарушают общественный порядок.

Известен и марксистский подход, в соответствии с которым «история есть не что иное, как последовательная смена поколений»: «поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности». Постклассический этап поколенческого анализа связан с работами американских социологов второй половины ХХ века. Поколение в них трактуется либо как объект социализации (Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, М. Мид, П.А. Сорокин), либо как субъект социально-политического конфликта. Имеет право на существование и точка зрения сторонников обоснования причины всех межпоколенных конфликтов извечным соперничеством отцов и сыновей («эдиповым комплексом» по Фрейду). Например, в наше время некоторые из исследователей обозначили в современном западном обществе довоенное (1910-1930 г.р.), молчаливое (1930-1940), поколение протеста (1940-1955), потерянное (1955-1970) и поколение «икс» (родившиеся после 1970 г.).

В российском обществе отдельные эксперты выделяют околовоенное (1920-1940 гг.р.), доперестроечное (1940-1960), поколение переходного периода (1960-1970) и послеперестроечное поколение (родившиеся после середины 1980-х гг.). И хотя подобная поколенческая периодизация истории различных обществ весьма условна, она позволяет обозначить проблему специфики и неоднородности поколенческих общностей, определяющую различные типы мышления и поведения людей.

Если мне не изменяет память, в Казахстане специально поколенческая проблематика (и разрыв между поколениями в частности) за последние два с половиной десятка лет практически не поднималась. Но фрагментарно отдельные вопросы рассматривались в ходе научных проектов и исследований, посвященных в основном молодежи, реже – проблемам старшего поколения. Вообще же, любой уважающий себя и свою профессию социолог, проводя опрос населения, соблюдает стандартную выборку респондентов, которая включает и возрастной срез. Поэтому при желании в ходе изучения общественного мнения по тому или иному вопросу всегда можно отследить динамику становления поведенческих стереотипов и ценностей различных возрастных когорт, механизмы наследования культурных устоев и т.д. Оптимальной тактикой качественного исследования в рамках поколенческого анализа является также биографический метод, ведь именно биографические характеристики (жизненный путь, ценностные ориентации, поведенческие образцы, причины межпоколенческих конфликтов) составляют специфику каждого конкретного поколения. Например, как считают некоторые исследователи, историями жизни всего двух женщин – матери и дочери – может быть показан поколенческий разрыв в видении гендерных ролей.

– Если предположить, что в наших условиях точка бифуркации в этом смысле уже пройдена, то чем это может грозить обществу? И что нужно делать в таком случае?

– Несмотря на участившиеся в последнее время случаи геронтологического насилия, растущее отставание представителей старшего поколения от молодежи в деле освоения IT-технологий и интернет-пространства, а также факты вопиющего игнорирования норм морали и нравственности в поведении людей различных возрастных когорт, межпоколенческий разрыв в Казахстане не огромен и не является критическим. К примеру, связь и преемственность поколений, стремление хранить в памяти народной подвиги своих предков демонстрирует массовый характер акции «Бессмертный полк». Это действительно всплеск общественного сознания, ведь люди всех возрастов идут на гражданский парад Победы с портретами отцов, дедов и прадедов не по принуждению, а по зову сердца и души. И потому уж совсем жалкими выглядят провокационные потуги некоторых «диванно-фейсбучных батыров» (как их нарекли в соцсетях) вбросить в сознание масс лозунги типа «это не наша война», «9 мая – это не праздник, а день скорби» и т.п. К счастью, большинство вменяемых людей, представителей разных поколений, понимает, что говорить «это не наша война» просто кощунственно, а день скорби – это 22 июня, день начала Великой Отечественной войны.

Если бы в сегодняшней ситуации сохранялся огромный разрыв между поколениями, то это могло бы стать фактором дестабилизации общества в будущем. Поскольку преемственность и солидарность поколений не только в огромной мере формируют социум, но и являются условием, мерилом и важным элементом общественного прогресса. Поэтому так важно крепить межпоколенческую связь и солидарность. Необходимо в рамках объявленной модернизации социогуманитарного знания, наряду с актуализацией ряда научных направлений и тем, вычленить и предмет поколенческого анализа – «Возрастные группы как агенты социального изменения». Ну и конечно, в целом на динамику и качество межпоколенческих связей решающее воздействие будут оказывать системные процессы воспитания, образования, социализации.

Казахстан. США. Евросоюз. РФ > Внешэкономсвязи, политика > camonitor.com, 30 июня 2017 > № 2232633 Юрий Булуктаев


Казахстан. Весь мир > Госбюджет, налоги, цены > camonitor.com, 25 ноября 2016 > № 1982700 Юрий Булуктаев

«Нур Отан» и депутаты взялись за решение проблемы старения

Сауле Исабаева

Вопросы активного и продуктивного старения населения обсудили недавно в Астане на совместном заседании Социального совета при фракции партии «Нур Отан» и комитета мажилиса по социально-культурному развитию. В дискуссии приняли участие депутаты парламента, представители министерств здравоохранения и социального развития, образования и науки, культуры и спорта, информации и коммуникаций, а также общественных и научных организаций, изучающих вопросы старения населения, правильного питания и лечения возрастных заболеваний. Наш обозреватель обратился с вопросами к одному из участников заседания – политологу, главному научному сотруднику КИСИ Юрию Булуктаеву.

– Юрий Очироваич, в связи с чем возникла необходимость обсуждения вопросов старения населения?

– Их актуальность связана с одной из глобальных тенденций в мире – фундаментальными изменениями в демографической динамике, характеризующейся старением населения.

Этот процесс, который выражается в возрастании доли пожилых людей, вызван снижением суммарного коэффициента рождаемости и ростом продолжительности жизни; он наблюдается сегодня практически повсеместно. По данным ООН, в настоящее время в мире проживают порядка 900 миллионов пожилых людей, что составляет примерно 12,3% от всего населения Земли. При этом, согласно прогнозам, численность пожилых людей со временем только будет возрастать, и к 2025 году их доля составит примерно 14,9%. К 2050 году удельный вес пожилых людей в численности населения Земли будет превышать 21%, а общая численность людей пожилого возраста составит около 2,1 миллиарда человек. Прогнозируется, что к 2050 году впервые в истории численность пожилых превысит численность детей до 15 лет.

Анализ демографических показателей многих европейских стран показывает устойчивые тенденции к старению населения Европы. В Германии пожилые люди старше 65 лет в 1997 году составляли 15%, к 2020 году этот показатель возрастет до 22%, в Великобритании – соответственно 16 и 21%, во Франции – 15 и 19%. Близкие к этим показатели можно ожидать и в ряде других западно- и восточноевропейских стран. Так, в Швеции в 1997 году процент лиц старше 65 лет составлял 18 (один из самых высоких в Европе), к 2020 году он увеличится до 21.

Ускоренные темпы старения населения в последние 50 лет наблюдаются и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где проживает более половины пожилых людей мира. Доля такого населения там возросла с 7% в 1950 году до 9,4% в 2000 году, и эта цифра, согласно прогнозам специалистов, составит 15,4% в 2025 году и 23,5% в 2050 году. При этом старение населения в развивающихся странах идет значительно более высокими темпами, чем в развитых, и у первых будет меньше времени на адаптацию к последствиям этого процесса.

– Какие проблемы влечет за собой стремительное старение современного общества?

– Старение населения оказывает воздействие на самые разные сферы: экономический рост, процесс накоплений и сбережений, потребление, налогообложение, трансферты между поколениями. В социальной сфере это сказывается на состоянии здоровья людей, составе семьи, образе жизни, жилищных условиях и миграции. Старение населения – это не только демографический феномен, оно может быть детерминантой процессов в политической сфере, и это прежде всего старение электората и вопрос представительства интересов различных возрастных групп в политической жизни. Демографические изменения, происходящие в настоящее время, влекут за собой изменения во взаимодействии между различными поколениями в семье, местной общине и обществе в целом.

Старение населения сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте – характерные черты положения значительной части пожилых людей в разных странах. Многие из них в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Наблюдается снижение ответственности семьи за предоставление ухода пожилым людям и удовлетворение их потребностей.

– А каковы особенности процесса старения в Казахстане?

– В Казахстане особенность этого процесса состоит в том, что старение населения является результатом действия двух факторов: снижения рождаемости (несмотря на бэби-бум в прошлом году) и высокого уровня смертности, особенно у мужчин трудоспособного возраста.

Если сейчас в Казахстане доля населения в возрасте 65 лет и старше равна 7,4%, то в дальнейшем, согласно экспертным оценкам, ожидается ярко выраженный процесс старения населения, в результате чего доля пожилых людей увеличится к 2030 году до 11,5%. И это несмотря на то, что средняя продолжительность жизни, как и ожидаемая продолжительность жизни при рождении, в республике заметно уступает показателям развитых стран: казахстанские женщины живут на 5-10 лет, а мужчины на 14-20 лет меньше. Невысокие по сравнению с развитыми странами показатели средней продолжительности жизни по Казахстану обусловлены в основном увеличением показателей смертности, которые, в свою очередь, также имеют свои особенности в различных регионах и этнических группах.

Серьезную проблему представляет собой ярко выраженный гендерный дисбаланс возрастной структуры, объясняемый тем, что в республике мужская смертность значительно превышает женскую. Разрыв в продолжительности жизни казахстанских женщин и мужчин составляет, по самым скромным подсчетам, 9-12 лет. При этом диспропорция в численности мужского и женского населения усиливается в старших возрастных группах. Например, если брать в качестве индикатора возраста пожилых людей время выхода на пенсию, то в городе Алматы численность женщин 58 лет и старше почти на 90 тысяч превышает численность мужчин 63 лет и старше.

Когда разрыв длительности жизни различных возрастных групп внутри населения принимает угрожающий характер и приводит к росту числа недожитых лет, то есть количества лет, на которое существует реальная возможность продления жизни, проблема становится актуальной. В частности в Казахстане, с учетом сокращения продолжительности жизни мужчин, история пожилой семьи заканчивается чаще всего женским одиночеством, которое влечет за собой депрессию, снижает адаптацию организма к изменениям, происходящим в ближайшем социуме, затрудняет самообслуживание.

– Чем чревата эта тенденция?

– Очевидно, что старение населения может привести к серьезным экономическим проблемам, так как с ростом доли пожилых людей неизбежно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население. Так, если в Казахстане в 2011 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 96,14 человека старше трудоспособного возраста, то на начало 2015 года – 102,4 человека. «По результатам анализа, до 2050 года ожидается рост численности населения преимущественно в возрасте старше 65 лет и моложе 25 лет, то есть идет рост нетрудоспособного населения. Увеличение численности данной группы будет в два раза превышать прирост населения трудоспособного возраста», – сказала министр здравоохранения и социального развития Т. Дуйсенова 6 октября 2016 года в мажилисе парламента на заседании по вопросам борьбы с болезнями и высокими показателями смертности населения.

Актуализируются и вопросы защиты пожилых людей от геронтологического насилия. Так, в последние годы участились случаи преступлений уголовного характера по отношению к пожилым людям ввиду их преклонного возраста. Существует и такое явление, как эйджизм – дискриминация пожилых в силу их возраста. По существу, эйджизм, с одной стороны, является искусственной социальной конструкцией, с другой – латентной (скрытой) формой геронтологического насилия.

– Почему это происходит? Ведь почитание стариков, уход за ними всегда были одной из основ жизненного уклада нашего общества?

– В современном казахстанском обществе, ориентированном на молодежную культуру, зачастую понятие «старость» позиционируется как синоним неудачи, неуспеха, потери, отсталости, консерватизма, из-за чего нередко наблюдаются негативные стереотипы отношения к пожилым людям. Старость воспринимается как непосредственная близость к смерти, как завершающий этап жизни. В условиях отсутствия соответствующего информационного и воспитательного поля массовое сознание склонно пренебрегать возрастом. Причем те, кто им пренебрегает, через 20-30 лет будут так же пренебрегаемы. Парадокс сегодняшнего стереотипа пожилого человека заключается в том, что его считают достаточно старым, чтобы прекратить активную трудовую и социальную деятельность, но в то же время достаточно молодым, чтобы все свои проблемы решать самостоятельно, без помощи общества.

Отношение к пожилым гражданам варьируется от безразличного к негативному. К примеру, в СМИ можно встретить объявления о приеме на работу лиц не старше 35, 40, 50 лет. Многие работодатели по достижении своими работниками пенсионного возраста тут же их увольняют. Генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Мурат Машкенов в одном из своих интервью заявил: «В Трудовом кодексе с 1 января 2016 года заработало новое основание для увольнения работников – выход на пенсию. Только представьте себе: человека теперь совершенно спокойно можно уволить только за то, что он стал пенсионером. Эта статья не что иное, как карт-бланш для работодателей в борьбе с неугодными сотрудниками или в трудоустройстве «нужных» людей. Старость как бы стала приговором. Вот это ну никак не коррелирует с тем, что в стране объявлена война с безработицей. Мы даже никогда не сможем узнать статистику уволенных пенсионеров, потому что бизнес – частный».

Между тем часть населения, именуемая людьми старшего возраста, на самом деле очень разно­образна. Среди них немало тех, кто хочет и, главное, может продолжать работать и приносить пользу как обществу и государству, так и своим семьям. Ярчайший пример активного долголетия – наш президент. Да и возраст недавних претендентов на пост президента США наводит на некоторые размышления: Дональду Трампу 70 лет, а Хиллари Клинтон – 68.

Все это, а также отсутствие в республике системной геронтологической и гериатрической службы, высокая заболеваемость, инвалидность, смертность пожилого населения подтверждают своевременность постановки вопроса о поиске и разработке путей решения проблем, связанных со старением населения Казахстана.

– Что делается в Казахстане для решения проблемы старения?

– Как явление процесс старения населения в Казахстане пока не получил всесторонней оценки и адекватного отражения в государственных стратегических документах и нормативно-правовых актах. Пока у нас отсутствует соответствующая законодательная и институциональная база. Во многом это вызвано тем, что не акцентируется возрастная дифференциация населения (в некоторой степени исключением является «молодежь»). Ставка делается, как правило, на иные критерии, такие как форма занятости и трудоспособность, материальный достаток, те или иные групповые и индивидуальные заслуги перед народом и страной. Исходя из этих критериев, среди пожилого населения выделяют такие группы, как пенсионеры, инвалиды труда, ветераны Великой Отечественной войны и другие.

Такой подход нивелирует некоторые существенные особенности и потребности старшей возрастной группы. В частности проблему составляет то, что даже по отношению к указанным группам пожилых людей нет разработанной стратегии систематической работы, направленной как на улучшение материальных условий жизни, так и на использование их социального, культурного и политического потенциала. Так, в республике не ведется или является недоступной статистика, отражающая уровень бедности представителей старшего поколения, политическое и социальное участие пожилого населения. Как правило, в основном наблюдаются те или иные разовые акции, направленные на реформирование и улучшение материального положения отдельных групп пожилых людей (ветеранов вой­ны и труда, инвалидов).

На сегодняшний день отсутствует единый нормативно-правовой акт о правах и свободах пожилых людей, который бы регламентировал все вопросы социальной защиты населения пожилого возраста, включая пенсионное обеспечение, здоровье и медицинское обеспечение, социальное обслуживание, доступ к культурным мероприятиям, организации досуга. Для сравнения: по вопросам защиты прав женщин и защиты материнства действует Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при президенте РК, а по вопросам защиты прав детей действует комитет по охране детей МОН РК. Для инвалидов действует Закон РК «О социальной защите инвалидов в РК».

– А какие рекомендации по данной проблеме были выработаны в рамках недавнего совместного заседания Социального совета при фракции партии «Нур Отан» и комитета мажилиса по социально-культурному развитию?

– Как видим, старение населения – это действительно серьезная и многогранная проблема. Увеличение доли пожилых людей в обществе становится одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Казахстане. Поэтому по итогам совместного заседания его участниками были выработаны рекомендации, касающиеся разработки и принятия Национального плана действий по улучшению качества жизни пожилых людей в Респуб­лике Казахстан с учетом Мадридского Международного плана действий по проблемам старения 2002 года и Венской конвенции 2012 года. Оба эти документа формулируют основную цель действий в области старения, и эта цель универсальна для любого общества, для любой страны: «гарантировать каждому пожилому человеку безопасную и достойную старость вместе с возможностью продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправного гражданина».

Будут ли выполнены рекомендации совместного заседания – покажет время. Однако на сей раз интуиция мне подсказывает, что они будут претворены в жизнь. Что позволит укрепить социальную защищенность пожилых людей, повысить продолжительность и качество их жизни, продлить их активное долголетие, использовать знания, опыт и трудовой потенциал старшего поколения как важный ресурс экономического роста страны.

Казахстан. Весь мир > Госбюджет, налоги, цены > camonitor.com, 25 ноября 2016 > № 1982700 Юрий Булуктаев


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter