Всего новостей: 2550207, выбрано 2 за 0.015 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Карабаев Арман в отраслях: СМИ, ИТвсе
Карабаев Арман в отраслях: СМИ, ИТвсе
Казахстан > СМИ, ИТ > camonitor.com, 22 января 2018 > № 2465904 Арман Карабаев

Арман Карабаев: «Нашему телевидению необходима кардинальная перестройка»

Общеизвестно: смех продлевает жизнь. Видимо, исходя из этого, казахстанское ТВ поставило перед собой благородную задачу – сделать человечество бессмертным. Количество юморин и развлекательных программ зашкаливает. Здесь уже опасение другое: от переизбытка веселья и сверхположительных эмоций на ТВ порой впадаешь в ступор. И ладно бы подобное происходило на КТК и прочих частных каналах. Но простые арифметические подсчеты показывают, что, например, на гостелеканале «Казахстан» в иные дни на развлекаловку отводят 98 процентов эфирного времени. Насколько это правильно? С таким вопросом мы обратились к известному продюсеру и телевизионному режиссеру Арману Карабаеву.

В плену у рейтинга

– Неправильно делать подобные подсчеты с помощью логарифмической линейки и арифмометра, – ответил он. – ТВ настолько живой механизм, что происходящее на нем измерять процентами, граммами и тому подобными величинами, не принимая во внимание эмоциональную составляющую, недопустимо. Тем более неверно утверждение, что шоу-программы замещают умное телевидение. Что неправильно в оценке нынешнего телевидения? Это, прежде всего, так называемые рейтинги, являющиеся показателем успешности той или иной программы, того или иного канала. Они и есть камень преткновения.

А ведь на основании рейтингов происходит распределение тех самых заветных денег, которые тратятся на функционирование ТВ. Но способ рейтингования давно уже вызывает нарекания. Меж тем министерства, финансовые органы, депутаты, все те, кто так или иначе решает судьбу ТВ, в один голос требуют: покажите нам цифры, свидетельствующие об эффективности работы телеканалов, – цифры, на основании которых мы будем распределять деньги. И им показывают рейтинги, сомнительность которых очевидна.

Все бы ничего, но от рейтингов зависит еще и реклама, подпитывающая телеканалы. Так что сложившуюся практику надо в корне менять.

– Но так или иначе телеканалы пекутся о том, чтобы у них были высокие рейтинги?

– Конечно. Рейтинг – это количество зрителей у телеэкрана. При этом надо учитывать, что в пятницу, субботу, воскресенье люди не смотрят «тяжелые» программы, у них выработан определенный рефлекс, в дни отдыха им подавай развлечения. В советские времена все было проще. Ни Интернета, ни ватсапа, ни телефона, а телеканалов – раз-два и обчелся. Да и вещало ТВ пять-шесть часов в день, а потому люди смотрели все подряд.

Сейчас есть выбор: можно купить газету, можно найти ее в сети, можно переслать по ватсапу смешные истории – ну и т.д. И поэтому телевидение борется за потребителя своего продукта. Мы живем в глобальном мире, и психология зрителя схожа что в Индии, что в Кыргызстане, что в Европе. Хотим мы этого или не хотим, но в конце рабочей недели мы должны телезрителя развлекать. Давайте вспомним: не так давно у нас на ТВ по субботам и воскресеньям показывали так называемый парламентский вестник. Сидел перед телекамерой депутат, порой не умеющий связать двух слов, и в течение часа вещал. Слава богу, все это кануло в лету. Взамен этой обязаловки зритель – не только наш, но и во всем мире! – требует интересный фильм или интересную передачу.

И, перелистывая телеканалы, он найдет то, что ему нужно. Серьезная программа ему едва ли будет нужна.

– Так серьезных программ почти нет и в будни!

– А вы посмотрите, что делают в будни российские телеканалы, с которых мы поневоле берем пример. Они по вечерам во вторник, среду и четверг запускают, во-первых, сериальную продукцию, а во-вторых, ток-шоу типа «Пусть говорят». Программе может быть сто лет, как у «Поля чудес» Якубовича, но у нее огромные рейтинги. Если мы из сетки вещания уберем ток-шоу, комедии и боевики, если мы выстроим умное телевидение, то смотреть его будут единицы, а массовый зритель с такого канала уйдет. Например, у российского высокоинтеллектуального телеканала «Культура» рейтинг невероятно низкий.

– И, тем не менее, он нужен…

– Конечно. И у нас тоже был такой опыт, когда мы выделили в отдельный канал «Билим» и «Мадениет». Он занял свою нишу, однако у нас применили к нему тот самый арифметический метод. Рейтинг оказался слишком низкий, и канал закрыли.

– Но это же преступление…

– Оставим эмоции и взглянем на вещи трезво. Наверное, в нашей стране государственное телевидение не может быть слишком затратным. Давайте выстроим приоритеты. В первую очередь государство должно тратить деньги на медицину, заботясь о здоровье граждан. Далее – образование. Потом – жилье и прочее. Статья о телеканале «Казахстан», опубликованная недавно в вашей газете, вызвала бурное обсуждение в сетях, в нем принял участие руководитель ТРК Ерлан Карин. Он, кстати, сказал, что публикация заказная. Я так не думаю – последние две-три недели только ленивый не пишет о телевидении. И хотя подход автора статьи в вашей газете я считаю в корне неверным, меня радует сам факт дискуссии. Потому что сам я погружен в проблемы ТВ, много пишу о нем, а обсуждений обычно мало.

В плену у телемонстров

– А что, на ваш взгляд, сегодня способно вызвать особый интерес у телезрителей?

– Всех взбудоражил сериал Алагузовой (Есентаевой) – по-моему, неплохой. Там есть, конечно, просчеты. Но, во-первых, она сняла его за небольшие деньги, а во-вторых, торопилась выпустить к Новому году, и эта спешка, наверное, сказалась на качестве телепродукта. Многие пишут о грамматических и других ошибках в сериале, но важнее другое – Алагузова чуть ли не первой в новейшие времена обратилась к нашему эпосу, а это настоящий Клондайк. Повторюсь: Баян Мухаметкызы сделала это за маленькие деньги, тогда как исторические сериалы требуют невероятных затрат.

Я как продюсер не взялся бы за подобный проект на таких финансовых условиях. А она осилила. Но это частный случай. Меня же как специалиста тревожит вот что. Мы сейчас в телеэфире ведем под уздцы двух огромных коней – «Хабар» и «Казахстан», они требуют слишком больших финансовых вложений. Не хочу ссорить их меж собой, они оба работают качественно, но, на мой взгляд, один из телеканалов надо отправить в свободное плавание, чтобы он работал на коммерческой основе. Сделать его не государственным, а частным акционерным обществом. А госканал уподобить Би-Би-Си. Вот тогда мы с вами могли бы настоять на том, чтобы там какоето время было выделено на умное телевидение. Там мы могли бы поговорить о Брусиловском, Затаевиче, Курмангазы, Абае, Шакариме, Магжане…Мы там рассказали бы и о каких-то мировых достижениях в сфере искусства и духовной жизни…

– А что нам сейчас мешает это сделать?

– Нужна кардинальная перестройка. Нужен открытый диалог по поводу тех самых коней, о которых я говорю. Как ими распорядиться по уму? В Казахстане лишь 18 миллионов населения, в том числе, по-моему, всего шесть миллионов налогоплательщиков. А ведь это они должны определять, сколько каналов может выдюжить государство. В упомянутой статье вашего журналиста рассматривается работа лишь госТВ, а почему бы нам не подумать над тем, как помочь каналам коммерческим? Два наших огромных телемонстра подмяли под себя весь прочий телепотенциал, мы их вырастили на свою голову. Я сам работал на «Хабаре» в первые годы его существования, но тогда он был акционерным обществом. Времена изменились, они понуждают нас считать денежку.

Сейчас думать надо не над тем, как по крупицам распределить деньги, чтобы всем сестрам по серьгам. Нет, надо менять весь механизм их распределения. И потом: если ты получаешь от государства деньги, то имеешь ли моральное право зарабатывать на рекламе? Это первое.И второе: чтобы не было досужих разговоров, за деньгами, которые ты получил от государства, нужен глаз да глаз. Надо создавать достойные попечительские советы, которые будут вникать в проблемы телепроизводства, в то, насколько разумно тратятся народные деньги, как это делается на Би-Би-Си.

Там телеканалы отчитываются перед страной за каждую копейку, израсходованную телевизионщиками. Потому-то я и говорю: надо инициировать диалог телезрителей с Министерством информации, Минфином, с депутатами. Какие хочет видеть программы телезритель? Что его не устраивает в сегодняшнем контенте? В связи с нападками на Ерлана Карина во мне живет тревога: а вдруг его срубят, не дадут развернуться? А он реформатор, он хоть чтото хочет изменить на ТВ. Ведь могут прийти люди, которые сделают все по старинке, и все будет правильно, праведно, безвкусно и неинтересно. Да, при этом не будет ошибок, не будет споров и возражений. И не будет никакого отклика в душе зрителя. Нам это надо?

О госзаказе и грамотном менеджменте на ТВ

– Когда-то много говорили об общественном телевидении…

– Да, в свое время походили вокруг да около, поговорили, помечтали и задвинули в долгий ящик. А ведь государственная поддержка должна оказываться именно общественному телевидению, но его у нас нет. Зато есть госзаказ на ТВ. С одной стороны, это существенное подспорье для ТВ, но со всех прочих сторон это не так уж безобидно, как может показаться, поскольку госзаказ развращает, вызывает нездоровый ажиотаж, приучает к иждивенчеству. Мы как-то склонны не учитывать то, что деньги, полученные за госзаказ, надо отработать, и не формально, а по существу. И если речь идет, к примеру, о детской преступности в том или ином регионе, можно, конечно, подготовить двухтрехминутный информационный блок и на этом как бы поставить точку. Но если не будет рассказано, какие меры принимаются, чтобы с этой преступностью бороться, госзаказ нельзя считать выполненным. А вообще, исходя из позитивного опыта БиБи-Си, можно сказать: сделать ТВ правильным, рациональным, умным, красивым, удобным и для налогоплательщика, и для страны несложно. Самое главное – оно должно подчиняться всем правилам современного менеджмента. А менеджмент – это умение считать деньги, правильно подбирать кадры, рассчитывать стратегию на 10-15 лет вперед…

– У нас эта стратегия есть?

– Стратегия пишется, разрабатывается.

– Но это тайна за семью печатями?

– Не думаю, что это тайна… Нам бы побольше людей, болеющих телевидением. Вот чем мне симпатичен Ерлан Карин? Он сам присутствует в соцсетях, моментально отвечает на критику и в «Инстаграме», и в «Фейсбуке», для него важна обратная связь с телезрителем. Сложность в том, что технология принятия решений в телевизионной сфере подчинена определенным правилам, которые надо в корне менять, поскольку они безнадежно устарели. И здесь уже надо вести разговор о кардинальной перестройке всей системы взаимоотношений в сфере телевидения. Система госзакупок и тендеров все поломала и разрушила. Телевидение то собирало кадры, то начинало их разбрасывать. То оно само создавало программы, то переходило к аутсорсингу. Подобное непостоянство, непоследовательность не шли на пользу дела.

Особо я хотел бы сказать о подготовке кадров для ТВ. В этом году у меня выпускной курс режиссеров телевидения – семь человек, талантливые мальчишки и девчонки. Один студент за минувшие полгода получил уже два Гран-при за свой документальный фильм. Но у меня такое ощущение, что сегодня такие специалисты телевидению не очень нужны.

– Получается, что молодые талантливые, способные профессионалы не будут сегодня востребованы телевидением в том виде, в каком оно существует?

– Не хотелось бы так думать. Не может быть! И техника у нас наисовременная, и возможности невероятные. Но! Интернет наступает нам на пятки. Времени на раздумья у телевидения нет. Надо действовать.

– То есть, во-первых, необходим диалог потребителя с теми, кто рулит телевидением…

– Во-вторых, необходима перестройка мышления, перестройка экономических взаимоотношений государства с ТВ. В-третьих, надо менять методологию определения рейтингов. И все это делать безотлагательно, чтобы не остаться в глухом обозе у эпохи. Повторяю: времени на раздумья у телевидения нет.

Автор: Адольф Арцишевский

Казахстан > СМИ, ИТ > camonitor.com, 22 января 2018 > № 2465904 Арман Карабаев


Казахстан > СМИ, ИТ > camonitor.com, 18 октября 2017 > № 2358437 Арман Карабаев

Новые песни о старом на казахстанских телеканалах

Как бы ни был всесилен Интернет, но для самой широкой публики телевидение пока остается основным источником информации - от выпусков новостей до юмористических шоу. Хотя, надо признать, борьба за зрителя обостряется. И вот сейчас, когда открылся осенне-зимний сезон, нам крайне важно знать: а насколько обновился контент? Наш собеседник – Арман Карабаев, продюсер, телережиссер, преподаватель Академии искусств имени Жургенова.

Парадокс «Золотой середины»

- Что интересного, на ваш взгляд, появилось на наших ведущих телеканалах?

- Меня радует, прежде всего, то, что вопреки всем перипетиям судьбы удалось сохранить телепрограмму «Золотая середина», которую, как сообщил узун-кулак, собирались закрывать. Раньше она базировалась на телеканале «Билим», который растворился в телепространстве в результате преобразований на ТВ. Существовало опасение, что при этом может исчезнуть и «Золотая середина», что было бы крайне нежелательно. Но, видно, запас жизнестойкости у программы оказался достаточно высоким, она уцелела, перекочевав теперь на «Хабар».

- Выжила?

- Да, «Хабар» счел необходимым забрать ее к себе. Очень надеюсь, что «Золотая середина» не закроется, поскольку это, быть может, единственный по-настоящему интересный проект из всех ток-шоу. Интересный и для моего поколения, и для более молодых, и для тех, кто старше. Среди сплошной развлекаловки не так уж много подобных программ, обращенных к уму и сердцу. Но она уже требует определенных финансовых вливаний, хотя бы для того, чтобы обновить декорации. Снимается программа в Алматы, и надо бы сохранить ее привязку к южной столице, поскольку все-таки именно здесь находятся основные спикеры - художники, музыканты, книголюбы, поэты, интеллектуалы, блогеры. Перенести ее в Астану будет очень неправильно с точки зрения КПД.

- Неужели на «Золотой середине» свет клином сошелся?

- Нет, конечно. В известной мере ее подпирает ток-шоу «Давайте говорить!» с Майей Бекбаевой, которое снимают в Астане. Оно идет уже второй или третий сезон. Это хорошо «упакованная» программа, где должны обсуждаться спорные, конфликтные ситуации, нравственные и социальные проблемы с участием известных широкой аудитории людей: звезд шоу-бизнеса, артистов, популярных общественных деятелей, политиков. Подчеркиваю: должны обсуждаться, и даже как бы обсуждаются. Но… не хватает острых тем, все как бы причесано, сглажено. Создается впечатление, что канал старается обойти острые углы.

- Но ведь такой отваги не хватает всем каналам!

- Тем более прискорбно. Хотя внешне все вроде бы соблюдено. Я посмотрел темы ток-шоу на ближайшие дни. «Безопасная дорога», «Сетевой маркетинг», «Спорт для всех», «Статус - учитель»… Я не говорю, что темы не нужные, и сама Майя Бекбаева - хороший модератор, сильный журналист, но я не почувствовал в этих темах манка, драйва. Почему бы не рискнуть и не взять что-то злободневное - то, что у всех на слуху, всех цепляет? К примеру, случился казус с президентом соседней страны. Конечно, главы государств обычно так себя не ведут - почему бы это не обсудить?

Главное, чтобы пиджачок сидел

- И все же - что вам бросилось в глаза в первую очередь?

- Этот сезон проходит под знаком нововведений на телеканале «Казахстан», причем хороших, позитивных. Канал как бы переоделся. Одежда ведущих стала безупречной, здесь, скорее всего, привлечены стилисты. Но дело не только в одежде. Перенабран, пересобран утренний блок. При этом мы видим свежие, позитивные лица ведущих, интересные темы. Единственный просчет - и я об этом писал в соцсетях – заключается в том, что новости, звучащие утром, не совсем утренние. В это время дня нельзя перегружать зрителя слишком тяжелой информацией, его надо настраивать на хороший день. Утренние новости должны более легкими и познавательными в своей основе. Впрочем, надо немного погодить, присмотреться – итоги подводить еще рано. Я лишь могу поздравить всех: гонка началась. Это вызов «Хабару». Своим бывшим коллегам с «Хабара» могу пожелать только одно: ускорить темп развития.

- А новые программы? Что их отличает?

- На телеканале «Казахстан» появился новый проект «Субботнее шоу», своеобразная калька с «Прожекторперисхилтон», что ничуть не умаляет его значимости. Мне кажется, аудитория готова к восприятию подобной программы. Здесь априори темы должны быть смелыми, здесь не должны бояться говорить о том, что наболело, здесь следует поднимать самые злободневные проблемы - казахстанцы будут с готовностью их обсуждать. Надо помнить: смех лечит. Нельзя чураться шуток, юмора, сатиры. Надо заострять внимание на том, что мешает нам жить, двигаться вперед. Но опять-таки, то, что я увидел в прошлую субботу, говорит о том, что и здесь обходят острые темы. То есть их как бы обозначают, однако не углубляются в них, не пытаются добраться до сути. Я сам работал в такой программе, знаю, что это такое. Знаю, что в таких случаях на полпути останавливаться нельзя, фиги в кармане никому не нужны. Вообще, острых программ подобного рода нам не хватает, хотя авторы есть, все их знают, они всегда готовы вступить в бой. «Субботнее шоу» может и должно выстрелить. Хотя я не думаю, что он соберет большую аудиторию. Во-первых, время его показа выбрано неудачно: суббота для казахов и казахскоязычной аудитории – день свадеб и тоев, а значит, на вечер субботы такую передачу ставить нельзя. Во-вторых, судя по первым впечатлениям, и здесь градус остроты все же низок, его надо поднимать.

- То есть вы хотите сказать: смех - дело серьезное?

- Точнее - ответственное. Посмотрел я программу КВН «Жайдарман» на телеканале «Казахстан». Все бы ничего, но в это же самое время по «Хабару» шла программа «Ду-думан» о конкурсе театров, это в сущности тот же КВН, но не для молодежных команд, а для театральных коллективов. Пока «Ду-думан» далеко не «Comedy Club» - мы даже до этого уровня еще не доросли. Так вот, в нашем случае два телеканала как бы вступили в соревнование: кто кого? Но опять-таки допустили безграмотность, выйдя в эфир одновременно. Аудитория-то у них одна, а значит, они попросту распыляются. И в результате зритель может уйти на один из соседних каналов. Тем более что и КВН довольно слабенький - я знаю, что говорю, поскольку сам бывший кавеэнщик. Что ж, каналы дерутся за прайм-таймовские пироги. Посмотрим, на что они способны.

Мораторий на песни

- Судя по всему, вы не в восторге от этих юмористических поделок?

- Увы! И, кстати, еще одно невеселое наблюдение, касающееся одного из самых веселых секторов ТВ. Каналы, к сожалению, продолжают танцевать. И петь. В прямом смысле этого слова. Точнее даже не петь, а перепевать то, что уже было спето в предыдущие сезоны и что давно приелось телезрителю. Я уже года два пишу о том, что, может быть, пора объявить мораторий и на какое-то время перестать петь. Чтобы зритель отдохнул, отдышался от песен. Он устал от всех этих певческих конкурсов. Телеканал «Хабар» продолжает вкладывать средства в конкурс «Биле, Казахстан!». Правда, это не певческий конкурс, а танцевальный, но сути дела это не меняет. Профессионалы и непрофессионалы соревнуются между собой. Кто кого перепляшет? Прошлогодний проект выглядел более удачно. С проектом этого года, как мне кажется, не все благополучно. Вроде бы люди те же самые, но впечатление такое, что это совсем другая команда, у которой что-то пошло не так.

- Что ж, и на старуху бывает проруха…

- Так-то оно так, но, если вы заметили, многие медийные лица начала двухтысячных, ушедшие было в тень, возвращаются на телеканалы. Появился, к примеру, Серик Акишев, а это известный телепроект «Кто возьмет миллион» на «Хабаре». Для вечернего блока такая программа интересна, и ведет ее Серик Акишев мастерски. Айгуль Мукей возвращается, вернулись Кымбат Досжан, Марат Мухамедгалиев. Телевидение с возвращением столь значимых фигур усиливается. Это люди, не списанные в тираж, им сегодня чуть за сорок, они как раз обрели жизненный опыт.

- То есть им по плечу обновить контент?

- Да, на это мы и рассчитываем. А коль скоро мы заговорили о песнях, назову еще одну премьеру «Хабара» - музыкальную программу «Жулдызды жекпе-жек» («Звездный поединок»). Я ее пока что не отсмотрел и оценку ей давать не буду, но знаю, в чем ее суть, там настоящая музыкальная баталия. Нечто подобное - «Silk way star» - есть и на канале «Казахстан». Причем это очень солидный двухчасовой проект. И очень дорогой. А на 31-м канале есть музыкальное супер-шоу «I’m A Singer Kazakhstan». Кстати, тоже двухчасовое. Это франшиза, подобные проекты успешно реализованы в Китае и Южной Корее. Но 31-й канал допустил одну вольность, нарушившую базовый сценарий. В вышеназванном супер-шоу должны участвовать певцы состоявшиеся, в чьих голосовых данных никто не сомневается. Но привлечь таких в проект - удовольствие сверхдорогое.

- Оно не всем по карману?

- Вот именно. И в результате получилось так, что два проекта «Silk way star» и «I’m A Singer Kazakhstan» оказались близнецами, как бы дублирующими друг друга.

Жаль, что ни на одном из телеканалов не появился проект, который мы могли бы назвать проектом года, который заставляет людей не идти в кино, отложить поход в театр, не пойти к родственникам на день рождения, а остаться у телеэкрана ради того, чтобы посмотреть сверхинтересную телепрограмму. И если франшиза в прошлом сезоне была интересна зрителю, то в новом надо приложить все усилия к тому, чтобы она стала интереснее раза в два, чтобы зритель вам был благодарен. Если вы по каким-то причинам не можете вкладывать в нее средства, улучшать оформление, увеличивать состав оркестра и т.д., то, я думаю, не стоит рисковать, обрекая проект на неуспех. А 31-й, к сожалению, не может себе позволить того, что доступно каналам, получающим государственные дотации, таким, как «Хабар» и «Казахстан». Повторяю: чтобы проект был успешным, для участия в нем надо приглашать звездных исполнителей, в том числе и зарубежных, а они дорого стоят. Но иного пути нет. А, с другой стороны, я опять же не пойму, зачем браться за эти дорогостоящие проекты, от которых зритель уже подустал?

- Может быть, нам нужен разворот в сторону социалки?

- Вот и я думаю о том же. Только что посмотрел на «Хабаре» программу «Мечты сбываются» о судьбах детдомовцев. Она длится всего-то полчаса, но дает редкий заряд оптимизма. Мы с женой оторваться не могли от телевизора, и под конец горло перехватило от волнения. Вот каких телепередач нам действительно не хватает. «Хабару» не надо стесняться таких проектов. Зритель их ждет.

Автор: Адольф Арцишевский

Казахстан > СМИ, ИТ > camonitor.com, 18 октября 2017 > № 2358437 Арман Карабаев


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter