Всего новостей: 2574290, выбрано 1 за 0.008 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Фокин Аркадий в отраслях: Внешэкономсвязи, политикавсе
Фокин Аркадий в отраслях: Внешэкономсвязи, политикавсе
Россия. ПФО > Внешэкономсвязи, политика > regnum.ru, 31 января 2014 > № 997758 Аркадий Фокин

АРКАДИЙ ФОКИН: "КРЯШЕНСКИЙ ВОПРОС БОЛИТ И КРОВОТОЧИТ УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 80 - 90 ЛЕТ"

Принято считать, что кряшены Татарстана - это потомки казанских татар, которые после 1552 года приняли из русских рук православие и дальше стали жить в недрах русской культуры. Власти Татарстана всячески подчеркивают "татарское" происхождение кряшен и пытаются вернуть "заблудших братьев" к их родным корням. Например, на кряшенский праздник Питрау (Петров день) съезжаются татарские мусульмане, которые там совершают публичные намазы. На кряшенских ярмарках часто можно увидеть шамаилы - татарские настенные коврики с вышитыми на них сурами из Корана. Одним словом, кряшенам Татарстана прямо или косвенно внушается, что они - потомки казанских татар - мусульман, и что самое лучшее для них - это вернуться к татарским корням .

Сами кряшены говорят, что их предки никогда не были приверженцами ислама и вообще не имеют отношения к татарам. Эта кряшенская национальная установка подкрепляется суждениями многих ученых. Например, казанский историк Максим Глухов считал кряшен потомками кераитов - тюркоязычного народа, который проживал на территории нынешней Монголии, исповедовал несторианство, потом был присоединен к империи Чингисхана и в составе монгольско - татарского войска дошел до Поволжья. Есть и другие ученые версии происхождения кряшен. Все они сходятся в одном: предки нынешних кряшен никогда не знали ислама и, следовательно, этногенез кряшен был абсолютно независим от этногенеза нынешних татар Поволжья .

Проблема кряшен Татарстана уже давно перестала быть проблемой только этой республики. Поджоги церквей в кряшенских деревнях, упорное нежелание признавать кряшен самобытным этносом, попытки их принудительной исламизации поставила "кряшенский вопрос" на федеральный уровень. Почему кряшенам отказывают в праве быть самостоятельным народом? На этот и другие вопросы ИА REGNUM ответил председатель Совета ветеранов кряшенского движения Татарстана Аркадий Фокин .

ИА REGNUM: Кряшенская проблема в России поднималась не один раз. В последний раз она прозвучала в декабре 2013 года, на съезде Всемирного русского народного собора (ВРНС), где обсуждались поджоги православных храмов в Татарстане и общее положение православия в этой республике. Произошли какие - либо перемены в жизни кряшен Татарстана после этого мероприятия? Съезд был очень "громким", и резонанс от него до сих пор ощущается .

Конечно, кряшены очень хотели бы положительных перемен. Но пока прошло очень мало времени, всего месяц, и за этот месяц мы не наблюдаем каких - либо существенных изменений. Ни в средствах массовой информации, ни с каких - либо высоких трибун о кряшенах не говорят. Лично я пока что ничего не слышал и сказать ничего не могу. Может быть, над нашими проблемами где-то думают. У меня нет никакой конкретной информации.

ИА REGNUM: Кряшены в России - это непризнанный народ, которому отказывают в собственном имени. На международном уровне проблемами непризнанных народов занимаются ООН, ЮНЕСКО, Европарламент. Почему кряшены до сих пор не обращались со своими проблемами в эти международные институты ?

Я полагаю, что у нас еще не исчерпаны возможности решить вопрос в рамках Российской Федерации, и поэтому нам не хотелось бы выходить сразу на международные структуры. Я верю, что благоразумие все же возобладает, и кряшенский вопрос, пусть не сразу, но постепенно, будет решаться положительно. Кряшенский вопрос, животрепещущий вопрос не только для Татарстана, но для всей России, болит и кровоточит уже на протяжении 80 - 90 лет.

ИА REGNUM: Анализ насильственной ассимиляции кряшен в Татарстане показывает: татаризация этого народа началась не после 1991 года, а в советское время. К большому сожалению, "советский" период татаризации кряшен практически не освещен. Расскажите, как и почему татаризировали кряшенский народ в Татарской АССР ?

В первые годы Советской власти большевики провозгласили право наций на самоопределение. Кряшены воспользовались этим правом и заявили о себе как об отдельной нации. Это вызвало ответную реакцию. Тогдашние власти Татарстана, которые испытывали давление националистически настроенных слоев татарского общества, стали проводить политику насильственного слияния кряшен с татарами. Мотивировка была следующая: поскольку Октябрьская революция уничтожила разделение народов по вероисповедному признаку, кряшены и татары представляют теперь один народ - татары. Власти совершенно не принимали во внимание следующие факторы.

Первый фактор: кряшены, в отличие от татар - мусульман, или исповедовали православное христианство и находились в лоне православной культуры, или же придерживались языческих верований. У поволжских татар - мусульман язычников не было. Второй: сохранились исследования многих дореволюционных этнографов, которые свидетельствовали о том, что генеалогия кряшен идет не от крещеных некогда татар - мусульман, а от тюркоязычного этноса, поименованного в литературе "протокряшенами". Как свидетельствовали эти этнографы, корни нынешнего кряшенского народа идут именно от этих тюрков - протокряшен, а не от поволжских татар - мусульман, которые приняли крещение добровольно, за посулы или по каким - то другим причинам. Были и другие факторы. Но, к большому сожалению, власти советской Татарии слушали только свой голос, и никаких аргументов против не рассматривали.

Ассимиляционная политика в отношении кряшен нашла поддержку во ВЦИК, Совнаркоме и руководстве Коммунистической партии. Главным идеологом тогдашней национальной политики был Иосиф Сталин. Сталину казалось, что в советском государстве проживает "слишком много" народов. В 20 - е годы партия и правительство фактически наполовину сократили численность народов и этносов в советском государстве. Более мелкие народы причисляли к более крупным. Если говорить современным языком, центральные власти провели оптимизацию народов РСФСР. В итоге этой "оптимизации" из двухсот с лишним народов и этносов "осталось в живых" только девяносто два. Под оптимизацию попали и кряшены Татарстана. В случае с нами ассимиляционные направления властей ТАССР и "оптимизационный" курс Наркомнаца РСФСР полностью совпали, и под этим двойным властным прессом началась работа по слиянию кряшен с татарами.

В чем эта работа заключалась? В самом начале власти принялись переводить всю кряшенскую письменность на принятую у татар арабскую графику, а самих кряшен в добровольно-принудительном порядке отправили учить арабскую письменность. До советской власти мы никогда не писали арабскими буквами. Кряшенская письменность строилась на кириллической системе, разработанной в XIX веке российским востоковедом и просветителем Николаем Ильминским .

К сожалению экспериментаторов, результаты показали, что "арабизация" кряшенского языка никакого успеха не имеет. В 1927 году татарскую письменность перевели на яналиф - адаптированную под татарский язык латинскую графику. И татар, и кряшен заставили экстренно переучиваться на яналиф. Но и эпоха яналифа была недолгой. В 1939 году письменность всех народов СССР стала переводиться на кириллицу. Языки народов Татарстана были также "подогнаны" под кириллическую систему, а эталоном для этого послужил кириллический алфавит, разработанный для татарского языка.

Навязываемая сверху языковая ассимиляция мало помогла в деле слияния кряшен с татарами. Тогда на кряшен стали оказывать политическое, идеологическое, административное давление и другие виды репрессивного воздействия. Кряшены не согласились с этой политикой Центра. На съездах кряшенских трудящихся и кряшенских коммунистов было четко проговорено: слияние кряшен с татарами возможно в далеком будущем, но никак не сейчас. Узнав об этих решениях, власти ТАССР постепенно стали менять руководство всех кряшенских партийных и общественных организаций.

"Неудобных" руководителей заменили на "удобных". "Удобное" кряшенское руководство было уже более сговорчивым. В середине 20-х годов Второй съезд кряшенских коммунистов принял резолюцию: идея кряшенской автономии противоречит курсу строительства коммунизма. В 1925 году комиссия Татарского обкома ВКП(б) объявила, что вопрос исчерпан, и кряшены должны сливаться с татарами. С тех пор идея кряшенско-татарского слияния существует в том виде, в каком она претворяется в жизнь в нынешней Республике Татарстан. В советское время она была приглушена, о ней не говорили, но после августа 1991 года она зазвучала с новой силой и в новом ключе. К чисто этнической ассимиляции прибавилась политика татаризации кряшен через их исламизацию. На всех съездах Всемирного конгресса татар четко проводится линия "все татары - это мусульмане". Как видим, Всемирный конгресс татар исключает кряшен из жизненного пространства Татарстана.

Исламизация кряшен - это не только декларации. Известны случаи, когда принявшие ислам кряшены становятся более радикальными, фанатичными мусульманами, чем сами татары. "Радикальный" и "фанатичный" в данном случае - это эвфемизмы. По отношению к этим мусульманам чаще всего применяют более жесткие эпитеты. Чаще всего их именуют ваххабитами.

Радикализм мусульманских неофитов из кряшен, прежде всего, направлен против своего же народа. Например, эти неофиты приезжают в кряшенское село, входят в кряшенскую церковь и требуют от священника, чтобы он принял ислам, а церковь сделал мечетью. Подобного не было даже в годы "безбожных пятилеток", не говоря уж о царской России. - Хорошо, что мы заговорили на эту тему. Отказавшиеся от своей идентичности кряшены не представляют однородную массу. Люди вроде главного редактора газеты "Туганайлар" Людмилы Белоусовой - это "умеренное крыло". Но есть и откровенные радикалы. Как правило, это те самые кряшены, которые приняли ислам и примкнули к ваххабитам. Например, Анатолий Васильев, ставший в исламе Тауфиком Василовым . Василов - Васильев, бывший полковник милиции, состоит в ячейке "Хизб-ут-Тахрир'и защищает исламистов Татарстана в судах как адвокат.

ИА REGNUM: Люди вроде Белоусовой - это один центр кряшенского коллаборационизма. Этот центр поддерживается Казанским кремлем. Люди вроде Василова - это радикальный центр. Сообщаются ли эти центры друг с другом? Если да, контролируются ли эти процессы из Казанского кремля ?

У меня нет фактов конкретного сотрудничества "ручных кряшен" и исламских неофитов из кряшен. Я не в курсе, делают ли они что-то вместе или хотя бы планируют. Но у меня есть анализ работы "ручных кряшен" и неофитов. Анализируя работу тех и других, можно сделать вывод: по ряду пунктов их цели и задачи сходятся буквально один в один. Прежде всего, это касается подавления прогрессивного кряшенского движения, тех кряшен, которые отстаивают свой язык и свою культуру.

Получается, что независимое кряшенское движение давят одновременно с двух сторон. Одна сторона - это проправительственная Общественная организация кряшен Республики Татарстан. Другая сторона - это радикальные исламисты из числа кряшенских неофитов. Эти радикалы окончательно ушли из кряшенства, изменили свой уклад жизни, менталитет, и превратились в наиболее агрессивных недругов своего народа.

ИА REGNUM: А почему многие кряшены в Татарстане принимают ислам и записываются татарами? Татарство для них - это возможность социального лифта, или же способ максимально обезопасить себя? Быть кряшеном в полном смысле слова в Татарстане зачастую очень опасно для жизни .

Причин много. Одной фразой ничего не объяснишь, не сделаешь никаких выводов. Ответ на этот вопрос скорее многозначный. Некоторые кряшены, как и русские, уходят в ислам и татарство из карьерных соображений. Татарину - мусульманину в Татарстане гораздо легче, чем кряшену или русскому. Татарина - мусульманина охотнее примут на хорошую высокооплачиваемую работу. Его будут продвигать по служебной лестнице, оказывать поддержку, всячески помогать. Быть татарином - мусульманином - это значит демонстрировать свою полнейшую верность правящей элите. Если житель Татарстана активно демонстрирует свое верноподданничество Казанскому кремлю, то у него есть шансы попасть в правящую элиту Татарстана. Быть частью правящей элиты для многих татарстанцев, особенно молодых - это предел мечтаний.

Основная мотивация - это стать своим, попасть в элиту. Бывают и другие мотивации. Некоторые кряшены, как и русские, поворачивают свою национально - религиозную составляющую на 180 градусов в силу других причин. Например, определенной обиды, неудавшейся карьеры, потрясений в жизни.

Обида - это такая вещь, которая может изменить человека до неузнаваемости. Например, Вы упомянули Анатолия Васильева. Мне кажется, он отказался от своего кряшенства и записался в татары - мусульмане из-за обиды. С 1990 по 1995 годы он был депутатом Верховного Совета Татарстана, был полковником милиции, заслуженным и уважаемым человеком. Потом так получилось, что он не смог попасть в законодательный орган республики. Я помню, что после этого он стал выступать в ряде газет и позиционировать себя уже как татарина. Именно как татарина. О мусульманстве Васильев ничего не говорил. Васильев в основном говорил, что если он татарин, то его можно избирать в парламент республики не как кряшена, а как татарина. Кряшен Васильев говорил, что если он татарин, то у него есть все права на вхождение в татарскую элиту.

Когда этот национальный ход у него не прошел, то у Васильева стали замечать все более глубокий уход в ислам и его стремление к контактам уже с чисто мусульманскими деятелями. Сообщают, что Анатолий Васильев, ставший в исламе Тауфиком Василовым, впоследствии стал доверенным лицом муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллина , работал юристом казанской мечети "Нурулла". Скорее всего, это так, но я не стал бы на этом акцентировать внимания. Если бы я был точно уверен, что именно муфтий Галиуллин сформировал Василова как мусульманина, я бы тогда стал делать акцент на фигуре этого муфтия, а поскольку я не уверен, то необходимости в этом не вижу. В данном случае важно другое: приняв ислам, кряшен Васильев вскоре стал одним из самых радикальных исламистов в Татарстане.

ИА REGNUM: А что бы Вы могли сказать об Александре Долгове, лидере движения кряшенской молодежи? Долгов, как и Васильев, стал мусульманином, ходит в казанскую мечеть "Ярдэм" .

О Долгове я могу сказать только то, что повторял неоднократно. Когда кряшенское молодежное крыло только создавалось, мы, кряшенские ветераны, неоднократно встречались с молодыми активными кряшенами. Мы оценивали их личные качества смотрели, кто из них наиболее склонен к лидерству. В кряшенском движении тогда была Ангелина Анисимова - энергичная девушка, верующая православная, патриотка своего народа, авторитет для кряшенской молодежи. Мне казалось, что на роль лидера кряшенской молодежи больше подходит именно Ангелина.

Но меня уже в этом плане опередили. Поскольку молодежная организация кряшен создавалась под эгидой Общественного организации кряшен Татарстана, то председатель исполкома этой организации Людмила Белоусова стала нам проталкивать своего человека. Этим человеком как раз был Александр Долгов. Я ей много раз говорил "Людмила Данииловна, этому человеку я не доверяю", но Белоусова меня и слушать не хотела. К тому времени ее протеже уже опубликовал статью, где заявил, что кряшены - это татары, неотъемлемая часть татарского народа, и так далее. Кончилось все тем, что лидером кряшенского молодежного движения стал именно Александр Долгов.

Несколько позже ко мне стали сигнализировать, что лидер молодых кряшен ходит молиться в мечеть. Это меня насторожило. Я снова говорю Белоусовой: "Так оставлять нельзя. Если Долгов и в самом деле мусульманин, то он не может быть лидером молодых кряшен". Белоусова мне: "Ну и что? Если он даже и мусульманин, это ничего не меняет. Долгов ведет нужную работу, эта работа расширяется, а где он молится - его личное дело". Я уже не выдержал: "Будь Долгов человеком с улицы, мне его вероисповедание было бы безразлично. Но он не человек с улицы, а лидер кряшенской молодежной организации. Лидер кряшенской молодежи не может быть ни мусульманином, ни буддистом, ни иудеем. Он может быть только православным, или, на крайний случай, атеистом".

Меня как всегда не послушали. Первый форум прошел - Долгова переизбрали, второй - снова переизбрали. Вопрос об отстранении Долгова был кое-как впервые поднят лишь тогда, когда стало точно ясно: он не только принял ислам, но еще и прошел курс обучения в исламском университете одной из арабских стран. После этих фактов уже было точно ясно, что у Долгова нет права руководить кряшенской молодежной организацией Татарстана. Весной прошлого года Долгов сам ушел со своего поста. Сообщают, что он теперь - главный редактор одного из татароязычных мусульманских сайтов.

Долгова надо было убирать еще ранее, когда только поступили первые сигналы о его мусульманстве. Но его не только не убирали, но даже переизбирали. Уход этого человека с поста стал возможен, когда дело приобрело совсем скандальную огласку.

ИА REGNUM: В книгах и статьях ныне покойного Валиуллы Якупова часто повторяется такой тезис: ислам нынешних татарских националистов во многих вещах пересекается с основными положениями ваххабитской идеологии. В качестве примера он приводил тезис Фаузии Байрамовой насчет того, что военный джихад - это священная обязанность всех татар. Известно, что Фаузия Байрамова не раз сетовала на то, что молодые татарские мусульмане предпочитают не воевать где-нибудь в Афганистане, а молиться. Вы как-нибудь можете это прокомментировать ?

Я могу сказать только следующее. Исторический ислам татарского народа, тот ислам, который татары исповедуют на протяжении веков, не может призывать ни к какому джихаду в Афганистане или где-либо. Исторический татарский ислам - это религия мира, добра и человеколюбия. Если внутри татарского народа появляются какие-то отщепенцы, которые выступают против ислама их отцов и дедов, то надо понимать, что это - следствие сильного внешнего влияния на татарский народ. Эти внешние силы сейчас хотят, чтобы мирное развитие Татарстана нарушилось. Сейчас на Северном Кавказе ситуация более - менее стабилизируется, поэтому внешним агрессорам нужен новый очаг кровопролития, и в качестве этого очага они избрали Татарстан. Почему именно Татарстан? Республика наполовину заселена этническими мусульманами. Внешние силы считают, что мусульманское население легче взорвать изнутри и заставить слушаться чужих команд.

ИА REGNUM: Наверное, еще принимаются в расчет национальные чувства татар, связанные с завоеванием Казанского ханства Московским государством. Или это не так ?

1552 год, год падения Казанского ханства - это, разумеется, незаживающая рана татарского народа. Но я бы не стал так абсолютизировать этот факт. Найдите на карте мира страну, которая никогда никого не завоевывала, и которую никогда не завоевывали. Дело в том, что татарские националисты и, к большому сожалению, многие татарские ученые пытаются не лечить раны, а разжигать их, сыпать на них все больше соли, и не давать этим ранам заживать.

О падении Казанского ханства давным-давно надо говорить лишь как о факте истории. Надо укреплять мир и дружбу между народами, смотреть вперед, а не назад. Как бы ни ругали советский период истории, но индустриализация произошла именно в советское время. СССР выдвинулся в число ведущих мировых держав именно в советское время, а не в какое - то другое. Все достижения советского периода - это плод коллективного усилия всех народов СССР. Если говорить о Татарстане и татарах, то эти усилия были усилиями, в первую очередь, татарского и русского народов. Это невозможно перечеркнуть или вымарать.

Сколько не пиши трактатов против этого, все равно этого не уничтожить, потому что это сохранилось в генетической памяти народов. Потомки об этом будут вспоминать и говорить

Россия. ПФО > Внешэкономсвязи, политика > regnum.ru, 31 января 2014 > № 997758 Аркадий Фокин


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter