Всего новостей: 2604120, выбрано 6 за 0.016 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Краузова Елена в отраслях: Приватизация, инвестицииВнешэкономсвязи, политикаТранспортГосбюджет, налоги, ценыНефть, газ, угольФинансы, банкиСМИ, ИТОбразование, наукаАгропромвсе
Россия. Евросоюз > СМИ, ИТ. Госбюджет, налоги, цены > forbes.ru, 10 ноября 2016 > № 1965185 Елена Краузова

За работой — в чат: как стартап с российскими корнями Job Today трудоустраивает европейцев

Елена Краузова

обозреватель Forbes

Бывшая петербурженка Полина Монтано (ее девичья фамилия до сих пор в профиле Linkedin — Фролова), более 12 лет назад обосновавшаяся в Люксембурге, в марте 2014 года ждала гостей на пятничный ужин. Инвесторов и финансистов с русскими корнями Полина, экономист по образованию, часто звала то на обеды, то на коктейльные вечеринки. На них часто заглядывал Евгений Мизин, инвестдиректор венчурного фонда Mangrove Capital. Полина в то время получала второе высшее в Университете Люксембурга («предпринимательство и инновации») и донимала Мизина идеями собственных проектов. Хозяйка уже собралась звать гостей к столу, когда все испортил телефонный звонок. HR-менеджер люксембургской компании — франчайзи Shell, которой руководила Полина, огорошила начальника: форс-мажор, трое кассиров не выйдут завтра на заправки, нужно искать замену. Монтано тогда подумала, что проблему быстрого подбора кадров для сферы услуг в таких ситуациях легко решило бы мобильное приложение, похожее на Tinder: «свайп» вправо — «да, интересно», влево — «нет, следующий кандидат». «До этого я критиковал идеи Полины, у меня было всегда пять причин, почему они «не полетят», а в этот раз я не нашел серьезных просчетов, настолько актуальной была проблема для огромного числа компаний», — вспоминает Мизин. С тех пор прошло два с половиной года, сегодня он и Монтано возглавляют стартап Job Today, который получил $30 млн и помогает искать работников McDonald's, Subway, Starbucks, Hillton и многочисленным небольшим фирмам. Как предпринимателям удалось приучить менеджеров небольших магазинов, кафе и ресторанов, гостиниц и заправок к быстрым знакомствам?

Круговорот кадров в природе

«Просто страшно представить, что в наш век мобильных технологий мы все еще видим объявления о поиске сотрудников в холлах или на дверях, а люди иногда распечатывают резюме и обходят с ним офисы компаний», — говорит Монтано. По ее подсчетам, более 70% сотрудников в сфере услуг постоянно меняют работу. Официанты, водители, администраторы постоянно ищут варианты, где график будет мягче, а зарплаты выше. Для компаний высокая текучка кадров означала, что люди часто исчезали без предупреждения, внезапные увольнения раздражали менеджмент и не давали строить планы. К тому же в индустрии гостеприимства многие компании увеличивают или уменьшают штат в зависимости от сезона — ресторану с летней верандой в мае — сентябре нужны 20-40 официантов, а в холодное время года — 8-10 работников в зале.

Монтано видела проблемы бизнеса изнутри: после учебы на экономическом факультете в вузе Амстердама и переезда в Люксембург, она два года строила бизнес по франшизе Stefanel Group, одной из самых известных итальянских марок молодежной одежды. На позициях менеджеров по продажам, работников в торговом зале, кассиров люди могли меняться несколько раз в месяц. С франшизной сетью АЗС Shell Монтано проработала почти восемь лет — операторы, кассиры, уборщики устраивались и увольнялись так же часто. На закрытие таких постоянно появляющихся вакансий у небольших компаний так или иначе уходило несколько дней, а иногда и недели, в это время приходилось справляться «как-нибудь». Полина предположила, что раз во многих случаях важна скорость, мобильное приложение, где работодатель и кандидат могут общаться напрямую в чате, без долгой отправки резюме и сопроводительных писем, станет популярно. Мизин поддержал ее энтузиазм — в Mangrove Capital он видел, как быстро растут сервисы-маркетплейсы, соединяющие двух и более участников рынка без посредников.

В приложении, получившем название JobToday, нет запутанных описаний вакансий и долгой переписки. Создатели предпочитают сравнивать его не с Uber ([хотя в нем тоже есть функция поиска вакансий в привязке к геолокации), а с WhatsApp. В его основе — мобильный мессенджер, где разговор может начать и кандидат, и наниматель. «Сделать поиск работы более демократичным было принципиально важно, — говорит Мизин. — Можно поговорить с потенциальным нанимателем напрямую, через несколько минут после регистрации в приложении, хотя обычно ты ждешь часы и дни, пока тебе напишут».

Стикеры вместо резюме

Три месяца Монтано и Мизин занимались проектом, совмещая его с основной работой. Разработку начали Алексей Глобчастый и Дмитрий Лихачев, программисты из Санкт-Петербурга, которых Мизин нашел через общих знакомых. У него было много связей в ИТ: до прихода в венчурный фонд он учился на финансиста в Мэрилендском университете в Колледж-Парке, но после нескольких лет работы в банковской сфере (в Wells Fargo) решил перейти в технологический бизнес. Во время учебы на MBA в Джорджтаунском университете он пробовал свои проекты — например, сделал прототип интерактивной системы direct marketing для сети торговых центров, также участвовал в нескольких интернет- проектах. За десять лет работы в США он руководил разработкой продуктов в AOL, eBay и Skype. «Я до сих пор уверен, что, как театр начинается с вешалки, так стартап — с хороших программистов, а технари в России очень сильные», — объясняет Мизин.

В феврале 2015 года Монтано и Мизин, уволившись со своих мест, запустили приложение в Люксембурге в тестовом режиме. К нему сразу присоединилось около 50 работодателей и около 200 кандидатов. В мае JobToday расширился до восьми человек, в штате появились менеджеры по продажам — стартап вышел на рынок Испании. Здесь активно развивается туризм, а значит, кафе, гостиницы, сувенирные лавочки постоянно ищут кого-то на подработку.

Создатели JobToday выбрали Испанию первым регионом для экспансии еще и потому, что на тот момент уровень безработицы в стране превышал 21%, а среди молодежи до 25 лет он подбирался к 48%. «Позднее мы выяснили, что безработица практически никак не влияет на то, насколько активно люди переключаются с бумажных резюме и сайтов для поиска работы на мобильное приложение, - говорит Монтано. — Намного важнее то, что искать работу через приложение — удобно и модно, так же как постить фото в Instagram или общаться в Snapchat».

За восемь месяцев в Испании JobToday помог найти работу 10 000 человек, число обработанных заявок о поиске работе прошло отметку 2 млн. В начале 2016 года JobToday начал работать в Англии. Сегодня сервис с командой более чем из 50 человек работает со 150 000 компаний. Число зарегистрированных соискателей выросло до 2 млн. Меньше чем за два года приложение обработало более 20 млн вакансий. «Предпринимателям всегда важно найти способ ощущать развитие продукта и рост его масштабов», — говорит Мизин. Для него таким индикатором стало то, что в момент запуска в Испании на каждую вакансию поступало в течение 10 минут лишь несколько откликов, а теперь за это же время обычно приходит 30-50 предложений. «Если я ужинаю в ресторане в Барселоне, мне всегда интересно, сколько официантов в зале здесь подобрали через JobToday», — поясняет предприниматель.

Больше половины размещаемых вакансий приходит от работодателей, которые уже работали с сервисом. 70% откликов соискателей поступают от тех людей, кто уже когда-либо общался с работодателями через JobToday. В среднем кандидаты откликаются на пять и более вакансий. Другим важным достижением основатели стартапа считают то, что его начали скачивать люди старше 40, хотя изначально целевой аудиторией были молодые специалисты моложе 30.

Создатели JobToday продолжают делать ставку на срочные вакансии: 74% работодателей и кандидатов находят друг друга в течение суток. Одно из главных преимуществ приложения для кандидатов — возможность затребовать ответ потенциального работодателя в течение 24-х часов: отказ всегда лучше, чем неизвестность.

Приключение для инвесторов

В начале 2016 года JobToday закрыл сделку на $10 млн от венчурных фондов Accel Partners, Mangrove Capital Partners и Felix Ventures. Помогли прежние связи в инвестиционной среде, не скрывает Мизин. «Для многих стартапов привлечь финансирование — огромный вызов, мы же изначально относились к задаче так: нужно найти людей, которые, как и мы сами, будут увлечены задачей изменения рынка поиска работы, захотят отправиться с нами в это приключение», — говорит предприниматель.

Сегодня компания объявила о новом раунде на $20 млн. К прежним инвесторам присоединилась испанская медиа-группа Atresmedia, британский телеканал Channel4 и венчурные фонды German Media Pool VC. А возглавил раунд венчурный фонд Flint Capital, из России. Atresmedia управляет в Испании несколькими телеканалами и радиостанциями, Channel4 активно инвестирует в стартапы, предлагая за долю рекламные возможности (модель «Media for equity»). Проведена ли сделка с медиакомпаниями по той же схеме, основатели JobToday и их инвесторы не раскрывают. Деньги нового раунда инвесторов будут направлены на экспансию в новые европейские страны. Также стартап рассчитывает выйти на рынок США.

JobToday, как и многие маркетплейсы, долгое время наращивал базу пользователей и только сейчас вводит платные опции. «Маркетплейсу вначале нужно создать «ликвидность», обеспечить активность участников — а для этого нужно убрать все барьеры для них — говорит Андрей Герфельд, партнер Flint Capital. — Монетизацию проект включил как раз в тот момент, когда пользователь уже попробовал и понял, что продукт наилучшим образом решает его проблему»

Работодатели могут купить ежемесячную подписку за £30 - так они смогут вывешивать больше вакансий и начинать больше диалогов с соискателями, чем сейчас в рамках бесплатной версии. Компания также экспериментирует с моделями монетизации, типичными для classified-сервисов (сайты и приложения с систематизированными объявления по рубрикам, с системами фильтров) — за дополнительную плату можно будет поднять объявление о вакансии в поиске. Конкретных планов по росту выручки создатели JobToday не раскрывают. Стартап борется за долю на рынке сервисов для подбора временной и случайной работы, а также работы для «синих воротничков», суммарный объем соответствующего рынка в мировом масштабе основатели проекта оценивают в $300 млрд. К 2018 году у JobToday будет 1 млн поставщиков вакансий, надеются они. «Мы конкурируем не столько с досками объявлений, сколько с вывеской о работе в холле гостиницы, с объявлениями в газетах, с вопросами менеджеров к работникам: «Ни у кого нет знакомых, которые ищут подработку?» — говорит Мизин. — А ведь это довольно устаревшие методы, когда многое в нашей жизни уже происходит по одному клику».

У JobToday уже есть конкуренты. Стартап CornerJob, базирующийся в Испании, тоже предлагает «синим воротничкам» найти через мобильное приложение работу в течение 24 часов. CornerJob получил $35 млн меньше чем за год работы, вышел на рынок Мексики, где начал активную рекламу на ТВ (получив финансирование по схеме media for equity в Европе и в Мексике) . Стартап Jobandtalent, изначально разрабатывавший технологии для более продвинутой «стыковки» соискателей и работодателей, с $39 млн венчурных инвестиций, перестал работать как веб-сервис и тоже сконцентрировался на развитии мобильного приложения с мессенджером и геолокацией для быстрого закрытия вакансий. После смены курса Jobandtalent, представленный в Великобритании, Испании, Мексики и Колумбии, получил еще $42 млн. У Jobandtalent более 10 млн зарегистрированных пользователей и 150 000 компаний-работодателей. У CornerJob, по данным TechCrunch на июль 2016 года, было 650 000 новых установок приложения в месяц и 150 000 работодателей-партнеров.

JobToday тоже рассчитывает интегрировать более «умные» способы выявления наиболее подходящих друг другу кандидатов и нанимателей, проверять предыдущий опыт и репутацию соискателей по открытым источникам, автоматизировать первые этапы коммуникации между соискателями и работодателями. Но внедрение новых технологий не должно идти вразрез с настройкой сервиса под запросы клиента, хотя это частая ошибка ИТ-проектов, говорит Мизин. «Сейчас на рынке, за который мы боремся, дело не в отсутствии крутых технологий, а в том, что мало кто искал решение конкретных ежедневных проблем компаний и соискателей. Мы не будем наступать на эти грабли», — объясняет он.

Профессионалы «сами по себе» как рыночная ниша

Алексей Тукнов, директор по инвестициям венчурного фонда Maxfield Capital, отмечает, что скорость, главное отличие JobToday от конкурентов, может показаться на первый взгляд незначительным преимуществом, но его достаточно для взрывного роста бизнеса. «Во многих секторах смена лидера происходит как раз из-за радикального увеличения скорости оказания сервисов потребителям, — говорит Тукнов. — Эти изменения уже произошли в такси и доставке еды, на рынке подбора персонала может произойти ровно то же».

Наталия Годжаева, генеральный директор Superjob.ru, сомневается, что модель информационного минимализма JobToday способна к масштабированию на разные отрасли. «Претенденты на позиции, где не требуется высокая квалификация, действительно не желают возиться с привычными резюме, но у работодателей может стоять задача собрать больше данных о потенциальном сотруднике еще до очной встречи», — говорит Годжаева. От кассира в гипермаркете требуется только способность освоить работу с терминалом и приветливость с покупателями, а вот к продавцу-консультанту крупного спортивного бренда требований будет куда больше, в том числе к его личным качествам.

Тренд перехода на самостоятельный поиск работы без посредников, важный для JobToday, не нов, хотя он неравномерно проникает в разные сферы на рынке труда, отмечает Татьяна Дадашева, аналитик венчурного фонда Almaz Capital. «Больше всего в онлайн-среде работу ищут профессионалы, связанные с технологиями (разработчики или маркетологи), а вот в сфере услуг тенденция проявляется гораздо позже, — говорит она. — Хотя и здесь появление on-demand сервисов («по запросу») накладывает свой отпечаток: у исполнителей нет фиксированного рабочего дня и четкого набора обязательств — это похоже на работу фрилансеров«

C появлением маркетплейсов все больше людей меняют постоянную работу на временную: агрегаторы приложений для такси Uber, Gett, Lyft превратили водителей из сотрудников таксопарка во фрилансеров, сервисы для поиска исполнителей вроде Handy или YouDo позволили переключиться на разовые заказы грузчикам, сантехникам, няням и сиделкам. То же самое происходит (со все новыми специализированными маркетплейсами) с учителями и артистами, докторами и даже консультантами McKinsey. Благодаря таким самозанятым профессионалам (их объединяет термин «independent contractors») сервисы, которые помогают людям все более гибко распоряжаться своим рабочим временем, будут набирать все большую популярность.

А Монтано вспоминает одно из первых писем от клиента, полученное на специальный адрес для отзывов два года назад. Тогда команда засиживалась в офисе в Барселоне до восьми-девяти вечера, а сама она приходила после десятка встреч с работодателями, которым нужно было представить сервис и попросить «запостить» первую вакансию. «Все были напряжены — все-таки это было самое начало, была неуверенность, страхи, - говорит она. - Но тут падает письмо: «Ребята, спасибо, нашла у вас работу за день». Когда понимаешь, что решаешь насущную проблему обычных людей, двигаться вперед становится просто».

Россия. Евросоюз > СМИ, ИТ. Госбюджет, налоги, цены > forbes.ru, 10 ноября 2016 > № 1965185 Елена Краузова


Россия. ЦФО > Транспорт. СМИ, ИТ > forbes.ru, 20 октября 2016 > № 1940698 Елена Краузова

Шутер на колесах: зачем «Яндекс.Такси» компьютерные игры

Елена Краузова

обозреватель Forbes

В Москве каждый день в такси садятся 260 000 человек, считают в столичном департаменте транспорта. В среднем москвич проезжает за одну поездку 16,7 км за 26 минут. Это время обычно тратят на переписку в мессенджерах, просмотр почты или сериалов. «Яндекс.Такси» предлагает провести почти полчаса на поле битвы Первой Мировой войны. Компания договорилась с российским подразделением глобального игрового издательства Electronic Arts о том, что заказчики «Яндекс.Такси» смогут протестировать шутер Battlefield 1. В течение месяца в Москве будут развозить пассажиров 10 автомобилей Ford Galaxy c кожаными креслами, акустической системой, монитором Samsung и консолью XBox One, вмонтированными в перегородку в салоне. «Такситеймент» призван помочь сервису-агрегатору сделать пользователей лояльнее, а для EA, издателей Battlefield 1, это экспериментальный формат маркетинга.

Сейчас «Яндекс.Такси» работает в 37 городах, количество таксопарков-партнеров превышает 1000, говорит Даниил Шулейко, директор по маркетингу «Яндекс.Такси». Каждую неделю через «Яндекс.Такси» обслуживают хотя бы один заказ более 70 000 водителей. Согласно годовой отчетности «Яндекса», по итогам 2015 года, выручка «Яндекс.Такси» выросла почти на 201% и достигла 657 млн рублей (это 1,6% от общей выручки корпорации). С начала 2016 года «Яндекс.Такси» работает как отдельная компания.

«Яндекс.Такси» пробовала разные маркетинговые эксперименты. Например, в июле сервис предложил москвичам поездку на Tesla (компания купила два электромобиля). Большинство таких проектов включали технологии виртуальной реальности (VR). Так, в ноябре 2015 года «Яндекс.Такси» поставила в 50 автомобилей шлемы виртуальной реальности российского разработчика Fibrum. Контент был тем же, что и у других пользователей шлема Fibrum, — поездка на американских горках в тропиках. Аттракцион попробовали десятки тысяч человек, говорит Шулейко. В апреле 2016 года в виртуальной реальности Fibrum (уже через очки) стали показывать 360-градусный фильм с хоккейной арены.

Поставщиками контента стали несколько съемочных студий. «В России популяризация VR происходит именно благодаря подобным кейсам, – говорит коммерческий директор Fibrum Михаил Титов. – Именно такие проекты проникают в повседневную жизнь людей, знакомя их с различными техническими новинками». По словам Титова, Fibrum обсуждает с сервисом такси еще несколько совместных проектов.

Затем к Дню защитника Отечества десять машин перевозчик превратил такси (снова с помощью VR-устройств) в танк Т-55 в партнерстве с разработчиком игры World of Tanks. Проехавшись на брендированном авто, игроки могли получить бонус-коды и премиум-танки в World of Tanks, поясняет Константин Каменев, директор по развитию компании в России и СНГ.

«Вначале мы смотрели на такие проекты скорее как на попытку рассказать аудитории, что мы не просто такси, а что мы готовы давать ей необычные впечатления, – признается Шулейко. – Но после нескольких тестов мы увидели конкретные результаты — LTV (lifetime value — cуммарный доход компании с одного клиента, за все время его пользования сервисом. — Forbes) после таких акций растет на несколько процентов». Он не раскрывает условий конкретных партнерств, но говорит, что обычно «Яндекс.Такси» берет на себя предоставление машин и их брендирование, а на партнера ложатся расходы по оснащению авто и др.

Оборудование 10 автомобилей в рамках акции с Electronic Arts необходимой аппаратурой обошлось в несколько сотен тысяч рублей, говорит Шулейко. «Не скрою, разногласия с издательством были, – говорит представитель «Яндекс.Такси». – Создателям шутера, конечно, хочется сделать все более аутентичным, но для нас было важным, чтобы дизайн автомобилей соответствовал облику городской среды, чтобы он был понятен более широкой аудитории, а не только геймерам».

По словам Шулейко, на переговоры с Electonic Arts ушло больше времени, чем с предыдущими партнерами. В этот раз нужно было дать пассажирам эксклюзивный доступ к игре на несколько дней раньше даты официального релиза. Обычно издательства идут на это только в работе с блогерами или журналистами из СМИ об играх, поясняет Шулейко, но представители «Яндекс.Такси« настаивали на этом как на одном из ключевых условий.

Тони Уоткинс, глава EA в России, в комментарии Forbes сказал: «Изначально идея шла от ЕА, «Яндекс.Такси» очень вдохновились, но, как это часто бывает, в процессе обсуждения проекта от первоначальной идеи не осталось практически и следа, потому что одна голова хорошо, а две лучше: проект трансформировался, улучшался. Мы очень довольны результатом». Он также отметил, что для ЕА подобные проекты ценны тем, что помогают донести информацию об игре до более широкой аудитории.

Читать интервью с Тони Уоткинсом: «Через несколько лет киберспортсмены будут богаче футболистов«>>

Шулейко уверен, что в перспективе «игротакси» могут стать новой площадкой для продвижения брендов, необычным носителем рекламы. Например, «Яндекс.Такси» договорился с производителем детских товаров Cybex о поставке 1 800 детских кресел в свои машины. Другой совместный проект провели с Lamoda — в поездке можно было примерить наряды и аксессуары из каталога с помощью технологии дополненной реальности (AR). Точно так же можно договориться, например, с производителями воды ( водитель предложит бутылочку пассажиру), причем премиальные бренды могут сотрудничать с авто, выезжающими по заказам бизнес-класса, а более массовые — с машинами «эконом» или «комфорт». «Понятно, что мы не будем делать рекламу, которая будет раздражать пассажира, это будет не просто показ видео или объявлений на экране, а совместные партнерства, которые как-то улучшат условия поездки, – объясняет Шулейко. – Пока мы «пристреливаемся», выбираем форматы».

В сервисах такси главный вопрос для потребителя в цене, и поэтому такие акции, рассчитанные на улучшение имиджа бренда, вряд ли помогут реально повысить прибыль, считает Фара Кучкаров, директор по стратегии брендингового агентства Depot WPF. «Кто-то порадуется, повеселится, скажет: «Люблю «Яндекс», такие лапочки!» — и забудет, – говорит Кучкаров. – Спроси его через год — он вполне может вспомнить такую акцию, но скажет, например, что ее Uber делал. Или, например, если в такси неприятный запах – что толку, что он там поиграет в игру?» Пока приложения для такси конкурируют демпингом и без существенных различий в продукте, так что пользователь все равно скачивает на смартфон все 3-5 сервисов и использует тот, что удобнее в данный момент.

Россия. ЦФО > Транспорт. СМИ, ИТ > forbes.ru, 20 октября 2016 > № 1940698 Елена Краузова


Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 18 октября 2016 > № 1936734 Елена Краузова

«Когда мы предлагали поставить на стены датчики и снимать бегающего робота, на нас смотрели как на террористов»

Елена Краузова

обозреватель Forbes

«Жизнь робота тяжела: много заданий, потеряться легко, – говорит Максим Третьяков, основатель компании Marvelmind Robotics. – Робот-помощник, «коробочка» шириной 40 см, должен пройти в дверной проем 90 см, для этого ему нужно очень точно знать свои координаты — в 100-1000 раз точнее, чем GPS/GLONASS». Изобретатель достает чемоданчик: четыре стационарных датчика для стен, еще несколько мобильных (для корпуса робота), роутер (флешка для ноутбука).

Соединенные в сеть по радиосвязи маяки на стенах смогут обмениваться информацией с модемом, центральным контроллером системы, до 50 раз за секунду. Положение движущегося объекта определяется с точностью до 2 см. Третьяков представил работающую систему весной 2015 года, сейчас его тестовые наборы покупают университеты в России, США и Европе, Lufthansa и Boeing. Чем российский «внутрикомнатный GPS» понравился заказчикам?

Из Nokia в стартап

Третьяков, выпускник зеленоградского МИЭТа, начал строить роботов почти 15 лет назад, в офисе Nokia в Финляндии. Радиоинженеры, устроившиеся на зарплату в крупные российские компании, могут годами ждать, пока их разработки станут продуктами, а отечественные корпорации не привыкли работать на результат, говорит Третьяков. Поэтому узнав, что однокурсник прошел конкурс в американскую Motorola, он рассылал резюме в зарубежные офисы компаний от LG до HP, но в итоге получил место в Nokia Mobile Phones. Вначале Третьяков занимался разработками для сотовых телефонов, потом — для базовых станций. Параллельно он получил MBA в Helsinki School of Economics. «Мне просто стало надоедать, что я, будучи подчиненным, из-за неэффективного управления вынужден распоряжаться своим временем неоптимально. Я начал думать о менеджерских позициях, а там уже и до идей о своем бизнесе недалеко», — говорит предприниматель.

В свободное время Третьяков развивал фирму Marvelmind. Эта фирма разработала платформу-конструктор для проектирования роботов (аналог сегодняшнего Arduino) и на ее основе делала роботов для университетов. Третьяков закончил только несколько заказов, после чего, по предложению Nokia, переехал работать из Финляндии на Украину, а оттуда — в Азербайджан. Вернулся к работе с роботами он только в 2010 году, когда оказался в Москве.

Компания занялась более сложными автономными роботами — они перемещались, обходили препятствия, перевозили грузы. Но инженерам не хватало простого решения, которое бы научило машины хорошо ориентироваться. Как оказалось, трекинг перемещающихся объектов на улице отлично решается технологиями GPS и ГЛОНАСС, но внутри зданий спутниковая связь не ловится, а ориентация по wi-fi или bluetooth (по базовым станциям сотовых операторов) слишком неточна. Третьяков задумался, как сделать indoor-навигацию доступной, чтобы устройство могло само определить, где оно находится в данный момент, какие препятствия его ждут и как их обойти. Популярные маячки i-Beacon, которые помогут посетителю торгового центра дойти до нужного магазина и даже полки с товаром, или привести посетителя огромного музея к самому интересному для него экспонату, дают точность в несколько метров, а не сантиметров. Технологии LIDAR (лазерное или световое «сканирование») слишком дороги (сенсоры стоят до $50 000). А способы определения перемещений робота вроде одометрии (подсчет оборотов колес и угла их поворота) или магнитометрии предполагают использование в совокупности с другими методами позиционирования. Как быть тем, кому нужны одновременно точность и низкая цена?

Максим Третьяков

Ультразвук-навигатор

Выбор Третьякова пал на ультразвуковые сенсоры. Принцип работы системы не нов — с ним экспериментировали и в советских НИИ, и в MIT. Маяки располагаются в заданных точках и по очереди испускают ультразвуковой сигнал. «Сосед» принимает сигнал и рассчитывает разность времени приема сигналов от каждого устройства. Такое «общение» маяков координирует по радио центральный роутер. Зная начальные координаты передатчиков, а также то, как быстро прошел от каждого из них ультразвуковой сигнал до другого, можно узнать координаты мобильного маяка.

В 2009 году системы на ультразвуковых датчиках обсуждались на форумах российских разработчиков роботов, точность позиционирования тогда достигала 5 см, но дальше тестовых наборов, где датчики были соединены проводами, дело не шло.

Что нового сделала Marvelmind? Ноу-хау стали алгоритмы синхронизации всех маяков без потери скорости обновления данных и с надежным обновлением. Второе новшество — свои алгоритмы для фильтрации данных о расстояниях, которые используются для расчета координат мобильных маяков (в них важно отделить сигнал от «шума»). Продумывать пришлось не только архитектуру решения, но и схемотехнику — подбирать эффективные, но маленькие процессоры, долгоживущие аккумуляторы и т.д.

Marvelmind Robotics притормозила с роботами и начала продажи маяков ($59 за каждый) и их комплектов ($349 за набор). Тестовые автономные роботы с датчиками Marvelmind Robotics нарезали «восьмерки», круги и прямоугольники по маршрутам, задаваемым за несколько секунд. Им давали задания перевозить грузы (около 2 кг) из одной точки в другую, меняя направления на лету. Раньше для такой быстрой навигации надо было чертить на полу метки или даже прокладывать провода. Правда до сих пор большую часть тестов Marvelmind Robotics проводит в своем офисе на Таганке или в Сколково — пробираться в офисы или торговые центры сложнее. «Когда мы предлагали поставить на стены датчики, а еще снимать камерой бегающего робота — на нас иногда смотрели как на террористов», – говорит Третьяков.

Поводырь для развозчиков тапочек

Первыми покупателями Marvelmind Robotics стали американские фирмы и университеты, конструирующие роботов. Например, роботам, которые уже ориентировались по LIDAR, инерциальным датчикам и одометрии, устанавливали и мобильный маяк от российских разработчиков — ультразвуковая система навигации и существующие методы дополняют друг друга. Как разные органы чувств помогают человеку ориентироваться в мире, так и для робота — чем больше источников информации, тем лучше, поясняет Третьяков. Если на пути ультразвукового сигнала между датчиками возник человек или, например, напольная вешалка для одежды — робот не «слепнет».

«Проблема indoor-навигации — глобальная, то, как Marvelmind подступается к ней, имеет все шансы изменить отрасль», – говорит Олег Кивокурцев, основатель проекта Promobot. Его выставочный робот должен был работать в дилерском центре одного из производителей автомобилей, и для автономной навигации разработчики тестировали маяки Marvelmind. На тестовых испытаниях система Marvelmind давала заявленную точность, говорит Кивокурцев. LIDAR, который хотели встроить в робота изначально, не работал бы в автоцентре — лучи лазера отражались бы от поверхностей кузовов, и Marvelmind оказался наиболее точным методом.

Разработкой московского стартапа заинтересовались также создатели коптеров — команда испанских студентов, которым нужно было, чтобы беспилотник на соревновании летал по все той же «восьмерке». Как выяснил Третьяков, датчики-высотометры позволяют беспилотникам удерживать заданную высоту, но для контроля над перемещениями в горизонтальной плоскости решений меньше.

К создателям Marvelmind Robotics обратился и американский стартап, который делает роботов-помощников для отелей. Они развозят забывчивым гостям зубную пасту, шапочки для душа или тапочки. Стали сотрудничать с компанией и разработчики российских рекламных роботов, чтобы те могли перемещаться по конференц-залам. Затем к создателям Marvelmind Robotics обратились создатели контроллеров для виртуальной реальности (VR) — с новыми датчиками человек может не стоять на месте, а перемещаться — каждый шаг будет спроецирован на движения виртуального персонажа.

«Решение выглядит очень заманчиво для производителей VR-оборудования, — уверен Олег Мусин, один из разработчиков российского VR-шлема Fibrum. – Но есть проблема — частота обновления положения датчика в 16 Гц. Для комфортного погружения в VR частота обновления положения человека в пространстве должна быть не меньше 30 Гц, и эта цифра сильно зависит от показываемой сцены. В особенно динамичных сценах шутеров от первого лица нужная частота доходит до 50-60 Гц». Систему Marvelmind можно использовать в VR для трекинга сразу нескольких объектов с большой точностью и скоростью, но только в качестве дополнения к другим системам, отмечает Мусин.

В 2016 году комплекты заказали Boeing и Lufthansa, американский гигант по обслуживанию оборудования для добычи полезных JoyGlobal и производитель спецтехники Caterpillar. Представители компаний просто нашли сайт стартапа в Google. Для каких именно «пилотов» они сделали покупку, представители корпораций не сообщили, говорит Третьяков. Он предполагает, что его датчики используются для доставки автоматическими погрузчиками или отслеживания погрузчиков в ангарах.

Рынок поворотливых роботов

Создание системы обошлось Marvelmind Robotics в несколько десятков тысяч долларов. Сборочное производство у Marvelmind Robotics — в Китае, в России — вся разработка. Продажи идут через компании в России, США и Финляндии. «Набор стоит $350, а оформление по всем таможенным документам каждой «коробки» обошлось бы под $1000, – говорит Третьяков. – В России на данный момент можно успешно разрабатывать софт и отсюда продавать его. Но с «железными» продуктами сложностей неизмеримо больше, что делает экспорт в небольших объемах экономически невозможным».

Пока клиенты покупают от одного до трех наборов (это приносит стартапу от $300 до $1000). Общая сумма продаж превышает $30 000, но предприниматель надеется, что те, кто закупил наборы для оценки в рамках пилотных проектов на несколько месяцев, начнут делать более крупные заказы. Предзаказы на новые партии уже есть, выручка проекта по итогам 2016 года вырастет до $100 000, надеется Третьяков.

Проблемы с точностью позиционирования роботов в помещениях действительно серьезны — роботы могут терять траекторию и просто останавливаться на пути, возвращение им ориентации на местности потребует вмешательства человека, соглашается Сергей Мальцев, сооснователь проекта RoboCV. RoboCV разрабатывает X-MOTION — систему технического зрения и комплекс программного обеспечения для складской техники, которые за счет связи по wi-fi, лазерного сканера LIDAR и видеокамеры превращают погрузчики или тягачи в автономные машины. Точность позиционирования — около 10 см, X-MOTION позволяет технике самой «видеть» препятствия и грузы, просчитывать сценарии поведения и выбирать нужный. «Сейчас многие разработчики роботов пытаются отойти от использования инфраструктуры для навигации. Заказчики хотят автоматизировать существующие бизнес-процессы, но экономически эффективно, а это нечасто позволяют сделать те или иные виды маяков или меток, – отмечает Мальцев. – Marvelmind как раз инфраструктурное решение. Но для определенных задач максимальная надежность навигации может быть очень важна, так что стартап может найти своих покупателей».

Сейчас Marvelmind адаптирует систему для работы вне помещений, текущая точность которой измеряется в метрах. Системы GPS с сантиметровой точностью уже есть (например, их рассчитывает использовать Google в своих автономных авто), но антенны-тарелки для фокусировки GPS-сигнала для них обходятся от $1000, а сверхчувствительный приемники стоят еще дороже. Принцип работы системы на улице останется тем же — нужно только сделать корпус и все ее части устойчивыми к погодным условиям.

Возможно, пока стартап работает в узкой нише, но зато стал в ней лидером по техническим характеристикам и цене, говорит Третьяков. Следующая цель — превратиться из изготовителя компонентов для роботов в производителя законченных роботов. Развитие мобильной электроники создает все предпосылки для появления роботов, которые будут делать поставленные задачи, принимая решения самостоятельно, считает Третьяков. Раньше массивные и не слишком точные сенсоры, гироскопы, акселерометры стоили до $200, сегодня, когда для миллиардов смартфонов и планшетов комплектующие выходят с заводов в Китае, их можно купить уже за $3-4. Та же незаметная пока революция происходит с системами питания, с камерами высокого разрешения, с процессорами. «Как Т-1000 во втором «Терминаторе» собирался по каплям жидкого сплава в человека — так же сейчас собирается воедино этот рынок, – резюмирует предприниматель. – За место на нем поборются и сегодняшние производители мобильных устройств, и новые игроки. Уверен, что и мы на этом рынке найдем место».

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 18 октября 2016 > № 1936734 Елена Краузова


Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 9 июня 2016 > № 1793671 Елена Краузова

«Любой человек с деньгами может заработать»

Елена Краузова

обозреватель Forbes

«Мастер спорта России» — теперь такое титул может получить игрок в Dota 2, League of Legends или Starcraft. Министерство спорта России включило компьютерный спорт в реестр официально признанных видов спорта. Нас ждут официальные соревнования по компьютерным играм, ведение спортивных рейтингов и подготовка судей и тренеров в вузах.

Киберспорт уже вносили в список Минспорта в 2001 году (Россия оказалась первой страной, признавшей виртуальные соревнования), но в 2006 году его исключили — он был недостаточно массовым, объясняли в тот момент в ведомстве. Возвращение было последовательным. С 2009 года Федерация компьютерного спорта России помогала российским сборным выезжать на международные чемпионаты, а в 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) стали учить теории киберспорта.

Сегодня компьютерный спорт в России стал коммерческой индустрией — игроки зарабатывают сотни тысяч долларов на призовых и на показательных выступлениях, крупные бренды присматриваются к спонсированию турниров по сетевым играм. В октябре 2015 года холдинг Алишера Усманова USM вложил $100 млн в компанию Virtus.pro (сегодня — ESforce Holding), которая занимается организацией чемпионатов и развивает медиапроекты для освещения событий в российском и международном киберспорте. Весной в USM сообщили о планах инвестировать более $5 млн в киберспортивный стадион площадью около 5000 кв. м, ESforce Holding провел в Москве крупнейший киберспортивный турнир Epicenter: игроки в DOTA2 из восьми команд с мировым именем сражались за призовой фонд в $500 000.

По оценкам PayPal, российский рынок киберспорта — самый большой в Европе. В 2016 году его объем составит $35,4 млн — это почти на $12 млн больше, чем второй по размеру французский рынок.

Для сравнения: американский рынок, согласно подсчетам SuperData Research, в 2015 году составил $111 млн. Мировую индустрию SuperData Research оценивает более чем в $748 млн по итогам 2015 года. К 2018 году размер рынка вырастет до $1,9 млрд, прогнозируют аналитики компании. Российский рынок к этому моменту вырастет до $43,7 млн. Число участников соревнований по компьютерному спорту в России уже прошло отметку в 2 млн человек, почти половина из них — люди от 25 до 34 лет. Подростки — это только 3% аудитории киберспортсменов, хотя именно их часто считают главными любителями компьютерных игр. Forbes выяснил, что означает для участников зарождающегося рынка российского киберспорта его признание на государственном уровне.

Антон Черепенников, руководитель холдинга ESforce:

«Это очень важное событие для индустрии киберспорта России. Постепенно из увлечения энтузиастов компьютерный спорт вырос до официально признанного вида спорта. В настоящее время у нас в стране соревнуются несколько десятков киберспортивных команд с многомиллионной армией болельщиков – для них это настоящий подарок. А для бизнес-индустрии спорта – это новые возможности для развития и инвестиций в рынок с ростом свыше 50% в год».

Алексей Корнышев, руководитель отдела Competitive Gaming в России и СНГ компании Wargaming:

«В России с киберспортом за прошлый год стали считаться, в него пришли крупные бренды и инвестиции. В немалой степени благодаря популярности игр от Valve. Но инфраструктура, включая площадки, клубы и спортивные ассоциации, в России еще только формируется. Говоря об объеме и потенциале рынка, важно понять, что киберспорт не моноблок, это ряд дисциплин, основанный на популярных играх DoTA2, CS:GO, Hearthstone, World of Tanks, StarCraft 2 и т.д. Данные по этим проектам коммерческие и обладают стратегическим весом для издателей, соответственно, их, обычно, не разглашают.

Тренд большого киберспорта за рубежом задают крупные игровые издатели, для которых наш регион идет третьим или четвертым в приоритете. Отсюда и сформировавшееся отставание. Сейчас на нашем рынке активно работают два издателя: Wargaming (потому что СНГ для нас «родной» рынок) и Riot Games. Трендсеттером для России и стран СНГ являются продукты от Valve, соревнования по которым проводят сторонние организации. Надеюсь, что совместными усилиями догоним зарубежных коллег.

Признание государством — важный шаг вперед в легитимации направления в глазах общественности. Это действительно хороший PR-повод для киберспорта, о котором после этого анонса услышат широкие массы. Важно учитывать, что это известность ситуационная, которую можно реализовать, только работая «на дистанции». Говорить о росте популярности самих киберспортивных турниров в зависимости от официального\неофициального статуса сложно, потому что ряд классических спортивных дисциплин, невзирая на официальный статус, не обладает широкой известностью. Рискну предположить, что соревнования по DoTA2 более популярны, чем, скажем, спортивная стрельба, хотя у второй есть даже олимпийский статус».

Антон Богер, основатель MMO coach (образовательная платформа для геймеров):

«Киберспорт очень динамично развивается, этому сильно способствуют усилия как разработчиков игр, так и самих игроков, которые создают новые турниры и команды. Киберспорт становится бизнесом: раньше было просто нерентабельно вкладывать деньги и время, сейчас можно смело получить очень интересный возврат на инвестиции, имея одну-две хороших команды и хоть какую-то аудиторию. Сейчас игроки одной из топовых команд по League of Legends в России получают 100 000 рублей в качестве зарплаты как минимум — и это помимо бонусов и турнирных призовых.

Но основные деньги не в киберспорте, а вокруг него.

Появляются сервисы, которые позволяют геймерам зарабатывать. Один из самых известных таких проектов — Twitch, он помогает киберспортсменам зарабатывать до $20 000 ежемесячно, транслируя онлайн процесс игры. Сегодня больше 1700 российских игроков проводят трансляции через Twitch. Инвестиции в киберспорт в целом по всему миру растут бешеными темпами — например, в США звезды НБА покупают киберспортивные организации. Шакил О'Нил даже купил команду. Я бы сравнил ситуацию с распродажей активов России в 1990-х. Любой человек с деньгами может сейчас купить сильнейшие команды и при грамотном управлении не только отбить свои деньги, но и заработать в течение нескольких лет. Мой знакомый геймер Ocelote (мы с ним играли в World of Wacraft в 2009 году) сейчас владеет одной из самых популярных команд в мире — Gamers — и зарабатывает не менее $700 000-800 000 ежегодно. Однозначно официальный статус киберспорта в России подстегнет еще больший интерес к индустрии».

Александр Горбаченко, президент Федерации по компьютерному спорту России:

«Компьютерный спорт и интерес к нему постоянно растут: если на заре киберспорта — 15 лет назад — соревнования собирали сотни игроков и болельщиков, то уже 10 лет назад это были тысячи. А за последние 2 года только по спортивным протоколам Федерации компьютерного спорта России в соревнованиях принимали участие более 30 000 спортсменов. Количество болельщиков и зрителей же сегодня исчисляется миллионами, и хороший тому пример — турнир EPICENTER, трансляцию которого смотрели 30 млн человек по всему миру. Если заглянуть в будущее еще на три года вперед, думаю, компьютерный спорт станет самым популярным из всех видов спорта в мире.

Теперь соревнования приобретают официальный статус, судьи проходят аттестацию, а участники чемпионатов могут получать спортивные разряды и звания. Кроме того, появляется возможность существенно упростить процесс оформления спортсменами виз для участия в международных соревнованиях. Безусловно, присутствует важный момент, касающийся восприятия компьютерного спорта старшим поколением.

Признание киберспорта официальным видом спорта дает нам возможность структурировать это массовое социальное явление, а людям старшего поколения — взглянуть на него с новой стороны.

Официальный статус позволит привлечь новых игроков на этот рынок. До недавнего времени основную массу спонсоров и рекламодателей составляли компании, имеющие прямое или косвенное отношение к игровой индустрии. Сейчас ситуация меняется. И на рынок приходят крупные компании, которые заинтересованы в позиционировании своей продукции на молодежную аудиторию и планируют реализовывать долгосрочные маркетинговые программы. У них есть уверенность, что после того, как человек перестает активно участвовать в соревнованиях, он продолжает с интересом следить за ними в качестве болельщика.

Николай Давыдов, управляющий партнер Gagarin Capital:

«Долгое время киберспорт не казался массовой аудитории чем-то стоящим. Единственной причиной играть называли «пусть лучше так, чем пить в подворотне», как это сформулировал как-то один из московских депутатов. И хотя киберспортивные турниры получали поддержку властей еще в середине 2000-х, в то время прорыва в киберспорте для России не произошло. Долгое время и в России, и в мире были турниры, было много игроков, чемпионаты делали зрелищными статусные спонсоры, но для большинства такие мероприятия были непонятны. Они не были зрелищем, они были просто очередной «конференцией компьютерщиков». Но потом выросло новое поколение, и аудитория игр выросла из нишевой. Сидеть по 18 часов в день перед компьютером стало нормальным.

Еще спустя время аудитория игроков повзрослела и начала зарабатывать — начала тратить деньги на игры и поэтому стала интересна самым разным рекламодателям, а не только производителям компьютерных аксессуаров и видеокарт. Российских громких чемпионатов пока нет, но тот же тренд приходит и в Россию — геймеры из России зарабатывают, транслируя в прямом эфире свои выступления, все больше людей, хотя и не играют, но смотрят киберспортивные соревнования, их внимание приковывают игры, которые все больше создаются не столько для сложности прохождения, сколько для зрелищности.

Призовые на последнем чемпионате мира The International по Dota 2, составили больше $20 млн — это деньги из карманов зрителей, которые покупали брошюры со списком участников турнира, 30% от каждой покупки шли в призовой фонд. Если вдуматься: это сопоставимо с призовым фондом «Ролан Гаррос» (€32 млн в этом году)!

Я был в Сиэтле во время проведения The International — игроки приезжали на McLaren, а под проведение соревнований отдали самый большой конференц-центр города. А мы, участники конференции по мобильному маркетингу, на которую, между прочим, приехал Рэймонд Курцвейл, известный футуролог, получили здание куда меньше. В общем-то, это отлично иллюстрирует то, как киберспорт становится индустрией нового времени, которая зарабатывает все больше на том, как десятки миллионов людей каждый день смотрят игры».

Алексей Крайнов, региональный директор Riot Games:

«Мы рады этому событию, хотя это новый заход в ту же реку. Киберспорт уже признавался спортом официально на некоторое время, но в этот раз, уверен, развитие киберспортивного движения в России достигло уровня, когда признание будет надолго. Недавно аналогичное событие произошло в Австралии, ранее в других странах — Турции, Корее.

Для России признание киберспорта — логичное развитие событий. Если вспомнить, что футбольные клубы, такие как «Бешикташ», или «Шальке 04», открывают киберспортивные команды по League of Legends, то можно увидеть, что киберспорт это мейнстрим и его признание государством в официальном статусе — правильное событие. Я думаю, что по уровню развития в киберспорте Россия в уверенных «середняках», аудитория растет, появляется интерес спонсоров, собираются большие площадки, увеличивается количество зрителей онлайн. Да, нам еще далеко до Кореи, Китая или Тайваня, но мы уже точно не слабее по уровню событий и команд многих других регионов, включая США и Европу. В апреле финал летнего сплита по League of Legends собрал целый стадион «Дружба» в Лужниках. Да, 3000 человек на киберспортивном событии — это еще не 40 000 на стадионе в Сеуле на финале чемпионата мира по ЧМ по League of Legends в 2014 году, но огромная динамика развития киберспорта в России очевидна.

Долгое время индустрия киберспорта воспринималась как «развлечения, медиа и компьютерные игры», сейчас благодаря в том числе получению официального статуса у организаторов и игроков рынка появляется больше инструментов для привлечения различных участников. Например, мы развиваем «Университетскую лигу» с «Битвами университетов», и раньше команды-победители приходили в деканат с письмами от нас с просьбой поддержки (помещение, компьютеры и т.д.). Сейчас у ребят появится дополнительный аргумент в виде официального признания киберспорта на государственном уровне. Думаю, это признание может в дальнейшем помочь и в других направлениях, например, для упрощения получения виз для киберспортсменов, прилетающих в Россию на соревнования и турниры.

Безусловно, киберспорт уже сейчас — огромная индустрия: есть ключевые участники (владельцы дисциплин, партнеры, клубы, организации), есть потоки денег, есть зрители и спонсоры — это уже работающая машина. Часто в организацию киберспортивных соревнований инвестируют разработчики игр. Есть дисциплины, в которых деньги собираются с самих игроков — желающие поддерживают киберспортивные события покупкой специально выпущенного контента, серьезная часть доходов от него пойдет на организацию турниров или призовые. Есть модель сбора основного дохода со спонсоров, которым интересна молодая аудитория. В этом случае инвестиции могут идти от организаторов мультидисциплинарных событий, которые возвращаются через спонсорские взносы. Официальное признание поможет в развитии составляющей «шоу» в киберспорте, но не станет в этом определяющим фактором. Главное — интерес аудитории, наличие сильных игровых дисциплин, внимание спонсоров и международный уровень команд.

Роман Поволоцкий, продюсер онлайн-игр, партнер компании Other Kind Games, экс-руководитель проектов в IT­ Territory:

«Киберспорт — это мощный тренд, который поддерживается технологическими компаниями — производителями оборудования для профессиональных геймеров, например MSI, Asus, с одной стороны, и производителями и издателями игр — с другой. Наша страна отстает от других стран в этом направлении, и тем ценнее, что мы теперь можем официально поддерживать наших спортсменов.

Нужно понимать, что официально киберспортсмены — это те, кто участвуют в спортивных играх. Неофициально — все интересующиеся. Первых в России, по моим подсчетам, не более 10 000, вторых около 5 млн. Интерес к киберспорту, безусловно, растет. Если проанализировать просмотры записей игр в YouTube, Twitch с чемпионатов League of Legends, World of Tanks, Counter Strike, FIFA и Dota — масштаб станет понятен. Получение киберспортом официального статуса важно именно с точки зрения психологии массовой аудитории. Киберспортсмены должны иметь возможность заниматься играми при поддержке государства и родителей, иначе это явление не станет массовым».

Игорь Клюкин, исполнительный директор Pixonic:

«Сейчас киберспорт становится большой частью медиапространства и занимает значимое место в современной культуре, вне зависимости от возраста игроков. Активно можно проследить тренд роста популярности киберспорта в последние годы, а поддержка на таком уровне упрощает его популяризацию для игроков рынка.

В целом хорошо, что игры становятся развлечением не только для самих участников киберспортивных турниров, но и для зрителей. Еще лучше, что у нас в России достаточно серьезно обратили внимание на этот значимый мировой тренд. По популярности и скорости распространения нового контента это направление в ближайшие годы сможет потягаться с «мастодонтами» среди спортивных мероприятий, а в недалеком будущем и потенциально обойти их».

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 9 июня 2016 > № 1793671 Елена Краузова


Россия > СМИ, ИТ. Экология > forbes.ru, 19 мая 2016 > № 1761105 Елена Краузова

После дождичка в четверг: как алгоритмы меняют метеоданные

Елена Краузова

обозреватель Forbes

Мы зависим от климата больше, чем нам, возможно, кажется. Ежегодно катаклизмы приносят $250-300 млн экономического ущерба. Как только температура поднимается до 23-30°C, производительность труда падает на 9%. Многолетние наблюдения доказывают, что духота, жара и редкие дожди влияют на итоги политических выборов, поведение и рождаемость. Неудивительно, что IT-компании хотят зарабатывать на предсказаниях погоды. В ноябре 2015 года «Яндекс» запустил тестирование своего сервиса прогноза погоды «Метеум», 18 мая он стал работать по всей стране. О том, как метеоданные меняют бизнес-процессы и рождают новые продукты в IT-отрасли, Forbes поговорил с Андреем Усенко, руководителем «Яндекс.Погоды» с технологией «Метеум».

— Почему «Яндекс» решил развивать технологию прогноза погоды?

— «Яндекс.Погода» появилась больше 10 лет назад. Наша задача — отвечать на вопросы, а погода интересует людей даже больше, чем пробки. Во многих городах о проблемах с трафиком и не слышали, а узнать, будет завтра дождь или солнце, нужно всем. Вначале мы только показывали прогноз погоды от партнеров. Потом стало интересно, смогут ли наши технологии дать более точный прогноз. В команду разработчиков вошли метеорологи. После экспериментов мы поняли, что технологии машинного обучения в сочетании с традиционными методами прогнозирования дают результат, который может конкурировать по качеству с другими прогнозами.

— Конечная цель — увеличение трафика?

— У нас в первую очередь технологическая задача. У«Яндекс.Погоды» всегда была хорошая посещаемость. Но мы понимали, что если мы научимся предсказывать погоду лучше, чем коллеги по цеху, и давать прогноз именно для того места, где находится человек, к нам будут заходить чаще.

— После запуска «Метеума» аудитория «Яндекс.Погоды» выросла?

— Растет. До запуска дневная аудитория не превышала 500 000 пользователей. Сейчас у нас 700 000 установок приложений на iOs и Android, веб-версией пользуются 30 млн человек в месяц.

Интерес к погоде меняется в течение года. Например, его подстегивает рост пробок. Снежный и холодный январь в Москве и во всей центральной России дал нам рекордные показатели — больше 40 млн пользователей веб-версии. Вначале люди ждали, когда их перестанет засыпать, потом — когда уйдут морозы. Проверяли прогноз очень часто. Погода в феврале была ровной — посещаемость упала. А в марте, в первые две солнечных недели, она снова пошла вверх. Трафик погодных сервисов всегда растет перед майскими или новогодними праздниками — люди планируют отдых.

— Для вас это еще и канал для привлечения мобильных пользователей?

— Да, и уже сейчас мобильная аудитория растет динамичнее, чем веб. Чем точнее мы будем, тем чаще пользователь будет сверяться с прогнозом. Тот же путь мы прошли с «Яндекс.Навигатором». Раньше человек мог ночью отправиться домой с работы по МКАД, не заглянув в приложение, и встать в пробку из-за аварии. Теперь он на всякий случай проверит дорожную обстановку перед выездом. В «Яндекс.Погоде» та же идея. Чем чаще человек будет пользоваться смартфоном как «термометром» или для сверхкороткого планирования, тем лучше мы сможем детализировать для него прогноз.

Сервис используют как «термометр» уже сегодня, это видно по отзывам. Люди не выглядывают в окно, чтобы оценить погоду, а смотрят в экран компьютера. Это ставит перед нами сложную задачу точнее предсказывать погоду на коротких временных промежутках. Потому что если мы показываем точный прогноз на ближайшие 15 минут и человек сопоставляет прогноз с тем, что видит за окном, — это повышает доверие к нам.

— Как работает «Метеум»?

— Во всем мире есть очень много методик прогнозирования погоды. Они работают с «большими данными» — нужно свести информацию со спутников, данные с метеостанций, результаты радиозондирования атмосферы и проанализировать источники, косвенно указывающие на погодную обстановку.

Для предсказания погоды в России можно использовать несколько традиционных метеомоделей. Обычно погодные сервисы на этом останавливаются. Мы делаем еще один шаг — сопоставляем новые данные с данными о погоде в прошлом. То есть сегодня мы смотрим, что наша модель спрогнозировала вчера и где она ошиблась. Сопоставляя данные прогноза и реальные погодные данные, механизмы машинного обучения выявляют закономерности, чтобы еще точнее скорректировать прогнозы.

— Какие источники данных вы используете?

— У нас несколько источников данных — спутниковые снимки с европейских, американских и российских спутников, информация от Гидрометцентра России, финской компании Foreca. У нас есть и свои данные, например, из «Яндекс.Карт» — о застройках. Из этой разрозненной информации составляются начальные условия для метеомодели. На ее основе мы составляем прогноз и сравниваем с тем, что дают две другие системы — Weather Research and Forecasting и Global Forecast System.

— Неразвитая сеть метеостанций в России стала проблемой?

— В России около 2500 профессиональных станций в сети «Росгидромета». Конечно, чем больше, тем лучше. Но есть альтернативные источники данных наблюдений — например, данные сотовых вышек операторов о силе сигнала, сообщения от пользователей. Любой человек может сообщить нам, насколько мы сейчас точны. Можно отправить жалобу на неправильный прогноз — через форму на сайте «Яндекс.Погоды» или через приложение. Энтузиасты в небольших городах дают нам данные, которые мы не можем получить иначе. Владельцы мобильного приложения помогают еще больше — например, мы планируем использовать данные с барометров в мобильных телефонах. Не исключено, что в будущем пользователи смогут подключать и домашние метеостанции.

Преимущество этих данных в их объеме, в них распознаются «сигналы» — так на языке анализа данных называются факторы, которые могут заметно влиять на точность прогноза. В «сигналах» как раз преимущество технологий работы с «большими данными» — без новых инвестиций в инфраструктуру, анализируя косвенные данные, можно улучшить прогноз только за счет алгоритмов.

— Насколько сложно вовлечь пользователей в улучшение прогноза погоды?

— С первых дней после анонса «Метеума» и до сих пор мы получаем несколько тысяч сообщений ежедневно. В погодных сервисах краудсорсинг работает иначе, чем в картографических. Если человек «разрисует» парк скамейками, то он почти сразу (после быстрой премодерации) увидит результат труда. В погоде так быстро увидеть, как ты «увековечил» себя, не получится. Твои данные вливаются в общий поток фактов, чтобы улучшить алгоритмы. «Награды» в виде какого-то графического доказательства нет.

— Были идеи интегрироваться с уже запущенными социальными сервисами мониторинга погоды? Например, петербургский проект Narodmon уже пять лет позволяет подключать свои датчики и веб-камеры синоптикам-любителям.

— Честно говоря, пока до этого не дошли руки. Для нас сейчас важнее всего вовлечь в работу свою аудиторию.

— Ваше обещание улучшить точность прогноза на 35% многие восприняли как маркетинговый ход.

— Действительно, было много шума. На самом деле эта цифра относится только к такой оценке, как «количество больших ошибок в температурном прогнозе». «Больших» — это значит больше чем на 3-5°C. Вообще такие ошибки редки, серьезные промахи встречаются только в 5-7% случаев. Так вот если сопоставить абсолютное число таких ошибок в 24-часовом прогнозе у нас и у конкурентов, то действительно мы можем быть на 35% точнее. Нужно понимать, что метрик точности прогноза очень много. Кроме точности прогноза температуры важно предсказывать параметры ветра, облачности и осадков.

— Удалось узнать что-то новое о погоде в России?

— Мы как-то ради интереса посмотрели статистику за последние годы. Самыми дождливыми неожиданно оказался не Петербург, а Северо-Курильск и Сочи, а самыми солнечными — Чита и Хабаровск. Это не «Метеум». Тут важно сказать о методике. Мы посмотрели погоду в утреннее и дневное время суток, когда люди наиболее активны. Можно придумать и другие критерии — например, считать по длине солнечного дня, тогда города будут другими.

Для тестирования «Метеума» мы выбрали 36 регионов в Центральной России, потому что нам нужны были регионы с относительно ровным климатом. На юге, например, сложный рельеф, на северо-западе вносит коррективы морской климат. Мы проверили технологию в боевых условиях на них и сейчас готовы запускаться на всю Россию.

— А есть ли какие-то особенности, как в России «потребляют» прогнозы погоды?

— Интересно, что люди в разное время года по-разному следят за осадками, например. Зимой они не особенно всех интересуют — ну, выпал снег, засыпало машину, что делать. Летом стараются заранее узнать обо всех дождливых днях. Другой любопытный факт, что люди ругаются на прогнозы, даже если они быстро корректируются. Например, выходные в середине апреля должны были быть теплыми и солнечными. Потом появились новые данные наблюдений, оказалось, что будет дождь и прохладно. В пятницу вечером откорректированный прогноз был доступен, но люди, спланировав поездку на природу или прогулку по Москве, уже не проверяли его. За эти выходные на нас обрушился поток упреков.

— Где могут использоваться более точные прогнозы погоды?

— Очевидное применение — сельское хозяйство. У нас огромные территории угодий вдали от городов, где обычно погода предсказывается довольно точно. Если фермер распылил удобрения над полем, а через два часа пошел дождь, для него это прямые убытки. Мы работаем как раз над максимально локальными прогнозами.

Энергетики, зная, когда ждать обледенения проводов, могут лучше планировать график работы ремонтных бригад. Для дорожных работников можно рассчитывать, когда температура воздуха на уровне асфальта (а она отличается от температуры воздуха на высоте 2-3 м) перейдет критичную отметку. В сочетании с прогнозом по осадкам это позволит экономно и эффективно использовать антигололедные реагенты.

Ритейл давно использует погодные данные, чтобы планировать завоз тех или иных продуктов. Понятно, что в прохладную погоду лучше рекламировать горячие пирожки, а в жару — мороженое. Реклама сработает, если будет совпадать с погодными условиями, но более точный метеопрогноз позволит также рассчитать, сколько надо привезти на торговую точку пирожков и мороженого. Много потенциальных применений в маркетинге. Я видел на одном горном курорте табло, на котором кофейня показывает высоту снежного покрова на склоне в виде шапки пены на кофе. Прогноз погоды помог бы заведению задавать значения заранее.

— Метеоданные уже используются в других продуктах «Яндекса»?

— Мы даем доступ к прогнозам через «Яндекс для медиа», есть мысль использовать «метеотаргетинг» для контекстной рекламы. Мы планируем работать RTB-системами, где ставки на рекламные показы об отдельных категориях товаров могут варьироваться в зависимости от погоды. И вообще, люди больше покупают в плохую погоду, так что метеоданные могут, скажем, повышать цены на торгах в дождливый выходной и понижать в теплый субботний вечер. Думаю, метеоданные со временем будут учитываться в подаче информации в «Яндекс.Маркете». Они могут использоваться и в «Яндекс.Расписаниях», и в «Яндекс.Авиабилетах» — информация об осадках, например, позволит вовремя предугадать, что рейс задерживается и сообщить об этом пользователю. Мы уже понимаем, что данные о погоде помогут улучшать сообщения о пробках в «Яндекс.Навигаторе», но пока только начинаем эксперименты.

— Сторонним компаниям вы будете отдавать данные по подписке?

— Скорее, с любым заказчиком мы будем начинать с исследования «под ключ». Есть немного кейсов, которые можно предложить бизнесу на основе наших данных для пользователей — под каждую задачу набор метрик нужно адаптировать. В дальнейшем мы можем создавать сервисы на основе нашего API с круглосуточным обновлением данных для заказчиков. Стоимость таких данных во многом будет зависеть от объема дополнительной работы и специфики исследования.

— Уже есть потенциальные партнеры?

— У нас есть несколько экспериментов, но я не могу раскрывать детали. К некоторым компаниям мы приходили сами, потому что нам было интересно поэкспериментировать. Например, разговаривали с некоторыми ритейлерами. Думаю, через один-два года мы уже сможем говорить не об экспериментах, а о стабильной монетизации b2b-направления. Мы не планируем выбирать между рекламной или b2b-моделью, они не каннибализируют друг друга.

— Это встраивается в стратегию «большие данные для бизнеса»?

— Во всем мире компании переносят данные из физической реальности в цифровую, чтобы обрабатывать их огромные массивы и использовать для улучшения бизнес-процессов и жизни обычных людей. И в анализ метеоданных приходят игроки, чья экспертиза изначально была основана на алгоритмах, — например, IBM. Для нас движение в этом направлении тоже было логичным шагом. Мы хотели бы стать в России одной «точкой входа» метеоданных из повседневной реальности в мир алгоритмов.

— В общем, есть шанс, что анекдоты о синоптиках устареют?

— Может быть, но вряд ли они исчезнут. 100-процентная точность в предсказаниях погоды недостижима, но к ней надо стремиться. Даже если мы сможем делать точную детализацию часового прогноза температуры, нас будут корить за отклонения в пределах 15-20 минут. Задача прогнозирования погоды до сих пор настолько сложна, что тут «нет предела совершенству».

Россия > СМИ, ИТ. Экология > forbes.ru, 19 мая 2016 > № 1761105 Елена Краузова


США > СМИ, ИТ > forbes.ru, 17 мая 2016 > № 1761112 Елена Краузова

Чат с ботом: как бизнес использует искусcтвенный интеллект

Елена Краузова

обозреватель Forbes

«Даже моя мама разобралась бы с чат-ботами, а вот скачать мобильное приложение для нее все еще сложно», — говорит Андрей Ярошевский, партнер стартапа Chatfuel, конструирующего ботов. Боты — это виртуальные собеседники в мессенджерах, по сути разговорные интерфейсы, которые могут дать полезную информацию, выполнить просьбу, сыграть в шахматы или поболтать. Пионерами стали азиатские мессенджеры, затем боты появились в Telegram, Facebook и Skype. «Человечность» ботов быстро обеспечила им популярность. Ярошевский настолько уверен в перспективах ботов, что в январе ради нового проекта оставил работу в «Яндексе», где возглавлял поиск по картинкам.

Пионерка Клара

Chatfuel создали Дмитрий Думик и Артем Пташник, которые давно занимались технологиями персонализации контента. Их первый проект — приложение Myata — анализировал профиль пользователя «ВКонтакте», составляя подборку из событий друзей, анонсов групп, публикаций на страницах мероприятий и так далее. В апреле 2015 года предприниматели продали проект. Спустя несколько месяцев Telegram открыл платформу для ботов. Думик решил, что это отличный новый рынок. К тому же он был знаком с Павлом Дуровым.

Созданный Думиком и Пташником бот стал 11-м ботом в Telegram (первые 10 создали разработчики Дурова). Помимо конструктора ботов друзья запустили еще и каталог роботов-ассистентов StoreBot. Через этот каталог-магазин «Яндекс» стал набирать аудиторию для своих ботов: ImageSearch помогал быстро найти подходящую картинку для остроумного ответа, Yandex Maps рассказывал о пробках в городе и искал фирмы, Yandex Translator в интерфейсе чата переводил слова. В рейтинге скачиваний лидирует поисковый бот Клара, которая реагирует на реплики почти как человек. «Яндекс», как вспоминает Ярошевский, тестировал ботов, наблюдая, как люди с ними общаются — все относились к боту иначе, чем к безличной программе (именно тогда он и принял решение войти в стартап).

После успеха Клары в корпорации создали официальный поисковый бот. «Бот, конечно, дает людям веру в свою магию, — говорит Светлана Григорьева, руководившая запуском официального поискового чат-бота «Яндекса» для Telegram. — Люди часто спрашивают у бота «Ты меня любишь?» или «Кто будет следующим президентом?». Хотя какой, казалось бы, смысл говорить об этом с машиной?»

Chatfuel получил $120 000 от американского акселератора YCombinator и инвестиции от «Яндекса» (уже после ухода Ярошевского из корпорации). Сумму основатели не раскрывают, а по данным отчетности «Яндекса», это $3,5 млн. Меньше чем за год стартап создал 130 000 ботов, которые общаются более чем с 1 млн пользователей ежедневно. Индустрия развивается. Российский предприниматель Микаэл Ян, сын Давида Яна, сделал конструктор для ботов ManyBot и сервис клиентской поддержки с ботами ManyChat, куда 500 Startups уже инвестировал $125 000. У ManyChat уже около 130 000 ботов, общее число подписчиков 5 млн. «Боты полезны бизнесам как еще одна точка контакта с пользователями, — уверен Микаэл Ян. — С помощью ботов можно отвечать на вопросы пользователей, принимать заказы, отсылать уведомления о статусе заказа и доставки, собирать обратную связь и т.д.«

Боты в работе

Сферы применения ботов самые разные. Например, агентства путешествий уже работают с сервисами Pana и Scout Travel, которые могут помочь подобрать тур, забронировать билеты на самолет или поезд, номер в гостинице. Chatfuel, например, создал ботов для американского Forbes и TechCrunch: бот отвечает на вопросы, связанные с содержанием архива статей, присылает подборки по определенной теме и так далее. CNN одним из первых сделал похожего бота для мессенджера Facebook. Через чаты в Facebook и Skype можно заказать такси, доставку еды на дом или кофе в офис. Будет ли человек на другом конце провода или заказ обработает робот, не так важно.

Дэвид Маркус, глава подразделения Facebook по работе с мессенджерами, считает, что боты вскоре заменят приложения: «Люди не хотят взаимодействовать с каждой компанией в ее собственном приложении, они хотели бы сделать все с одного экрана». Но в отличие от живых операторов они не всегда понимают формулировки естественного языка. К тому же, компании пока не освоили новый инструмент, не все знают, как набрать аудиторию для бота, как правильнее использовать этот канал.

OneTwoTrip, например, запустив бота в Telegram в октябре 2015 года, уже разочаровался. «В первые пару месяцев после анонса мы видели около тысячи уникальных пользователей, которые отправляли поиски, сейчас ежедневно только несколько десятков поисковых запросов, — говорит Михаил Соколов, глава компании. — Мы узнавали у коллег по отрасли — у них схожие результаты. За все время через билетный бот купили чуть больше десяти авиабилетов, поэтому в данный момент мы не рассматриваем бота как канал продаж». У Aviasales есть чат-бот в Telegram, бот для Facebook — в разработке. «Но пока это баловство, — скептически комментирует Иван Козлов, руководитель мобильных продуктов Aviasales. — Трафика от них почти нет, единственный плюс — ажиотаж вокруг».

Сервис поиска недвижимости Cian решил бота не запускать. «Пока боты в сфере недвижимости кажутся лишь современной трендовой игрушкой. Для классифайда с миллионами объявлений бот может быть лишь дополнением к основному инструменту — сайту или мобильному приложению», — говорит Евгений Бондарев, диджитал-директор Cian.

Ярошевский же уверен, что боты заменят приложения, которые человек скачал «на случай» и не открывал уже полгода.

«Когда я останавливаюсь в отеле и не знаю, когда приеду сюда снова, мне удобнее обсудить все с ботом отеля в Telegram, а не скачивать их собственное приложение», — иллюстрирует эту идею Думик. Светлана Григорьева из «Яндекса» верит, что будущее за ботами, которые научатся решать проблемы комплексно: «Например, вместо того, чтобы открывать и закрывать одно приложение за другим, ты с помощью бота вначале бронируешь авиаперелет и отель, потом отслеживаешь время вылета и вызываешь такси, а по прибытии получаешь описание достопримечательностей вокруг или совет, где поблизости перекусить».

«Когда-то роботы стали заменять людей на производствах, а платежные терминалы — кассиров. Боты — это такие же роботы, мы просто переживаем новую волну автоматизации, где-то она будет идти быстрее, где-то медленнее, — говорит Николай Давыдов, управляющий партнер фонда Gagarin Capital.

В будущем бот домашнего холодильника, например, может напомнить в чате, что кончился любимый йогурт, и сам закажет его из супермаркета. Работу ботов домашней техники будет координировать бот-консьерж, который будет раздавать задания: универсальный искусственный интеллект обучать сложнее, чем нацеленный на заданный круг поручений и определенный набор ключевых слов и команд. «Метабот» из Сан-Франциско Assist уже координирует задания от заказа до курьерской доставки через SMS и четыре мессенджера. Стартап с российскими корнями Luka тоже представил коллекцию специализированных ботов на одной платформе, а переключаться между ними помогает главный бот.

Бот и деньги

Боты будут тем полезнее и умнее, чем больше разработчиков займутся ими. Но пока непонятно, как именно на этом рынке можно заработать. Chatfuel, ManyBots и другие платформы набирают аудиторию, но пока не получают доходов. «Единственной эффективно работающей моделью остаются системы поддержки пользователей крупных бизнесов, типа ботов компаний IKEA и онлайн-консультантов для банков, — считает Сергей Негодяев, управляющий портфелем ФРИИ. — Боты делают некоторые задачи уже качественнее людей, доступны 24/7, не ошибаются и при этом их стоимость существенно меньше стоимости живого оператора». По его подсчетам, провайдеры программ для онлайн-консультантов в России зарабатывают около 500 млн рублей в год, за эти бюджеты могут бороться и создатели ботов.

В бота уже можно встроить рекламу, но вряд ли баннеры или рекламные сообщения приживутся в чатах. «Реклама в мессенджере — это еще больнее чем по SMS», — объясняет Владислав Гафаров, глава студии разработки ботов Mrbot.im. Но боты могут научиться понимать когда, кому и что можно предложить в чате. Пока, впрочем, даже у самых популярных ботов дневная аудитория не превышает 1500-2000 человек.

Можно продавать компаниям сервисы для их ботов, например аналитику или опросы, интеграцию с внутренними системами фирмы. Эту модель уже развивают создатели ботов для корпоративного мессенджера Slack. Разработчики сервиса Statsbot Михаил Меланин, Артем Кейдунов и Павел Тиунов написали бота, который в рабочем чате дает нужную статистику, может напомнить о задаче и т.д. Statsbot бесплатно используют 8500 компаний по всему миру. Маркетинговые агентства, которым Statsbot помогает лучше анализировать интернет-трафик и эффективность рекламных кампаний, платят за работу бота около $150 в год. Команда рассчитывает интегрировать в бота базы данных крупных фирм (например, ритейлеров или банков), такая версия обойдется в $500-5000 ежемесячно. Еще один бот для Slack — Meekan — распознает упоминания в диалоге планируемых встреч и, сверяясь с календарями участников, предлагает им время и место. Такие сервисы тоже зарабатывают на подписке.

Электронная коммерция в мессенджерах тоже будет набирать обороты. Андрей Загоруйко, Михаил Бузенков и Никита Жильцов разрабатывают Quest.ai — сервис ботов, который сможет общаться с пользователем на естественном языке в рамках всех стадий продаж — от приветствия до «спасибо за покупку». Вы пишете боту в мессенджере, что хотите купить телефон, он узнает ваши потребности и предлагает на выбор три варианта, избавляя вас от тирании выбора, а затем переправляет на страницу покупки. «Диалоговая электронная коммерция гораздо шире интеграции в мессенджеры, — говорит Андрей Загоруйко. — Уже есть примеры интеграций с голосовыми интерфейсами вроде Amazon Echo, вскоре она появится в платформах Apple (Siri) и Microsoft (Cortana), это выведет существующие решения на новый уровень». Такой бот может брать деньги с компаний за свои услуги, может удерживать процент с чека покупателя или помогать организовывать совместные закупки, тоже по комиссионной модели.

Правда, большая часть аудитории мессенджеров — молодежь от 16 до 25 лет, которая уже давно предпочитает сообщения голосовому общению, напоминает Сергей Грибов, партнер фонда Flint Capital. «Как монетизировать эту аудиторию, если не всегда она сама делает покупки? Сами мессенджеры пока только пробуют зарабатывать, чат-ботам тоже лишь предстоит этому научиться,» — говорит Грибов.

США > СМИ, ИТ > forbes.ru, 17 мая 2016 > № 1761112 Елена Краузова


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter