Всего новостей: 2550431, выбрано 4 за 0.001 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Сапрыкина Алина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Сапрыкина Алина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Россия. ЦФО > СМИ, ИТ. Госбюджет, налоги, цены > mos.ru, 29 декабря 2017 > № 2453430 Алина Сапрыкина

Цирк, уличный лекторий, блошиный рынок: Алина Сапрыкина — о проектах Музея Москвы

Директор Музея Москвы — о том, что можно увидеть в Центре Гиляровского и других филиалах музея, как будет развиваться уличный лекторий и что ждет посетителей Провиантских складов в следующем году.

Музей Москвы давно вышел за рамки обычного музея и привлекает гостей не только выставками. Здесь проводят лекции, кинопоказы, поэтические вечера, концерты, научные конференции, а в музейном дворе периодически организуют детские фестивали, уличный маркет еды и блошиный рынок. Сегодня в Музее Москвы модно бывать.

Директор музея Алина Сапрыкина в интервью mos.ru рассказала о стратегиях завоевания аудитории, выставочных планах на грядущий год и поделилась идеями о том, во что может вырасти недавно открытый пятый филиал — Центр Гиляровского.

Мы идем по пути мультижанрового музея

— Алина, если бы можно было выбрать главное событие года, которым вы особенно гордитесь, что бы это было?

— Трудно выбрать самим, все наши проекты мы делаем так, чтобы ими можно было гордиться. Мы провели опрос, в котором приняли участие коллеги, журналисты, кураторы, художники. Всеобщим голосованием выбрали выставку «Московская оттепель», которая стартовала в Музее Москвы год назад. В итоге проект превратился в целый фестиваль: выставки на тему оттепели после нас открылись также в Третьяковской галерее, в Пушкинском музее.

Мне кажется, в этом году удались все масштабные проекты — это и «Мода и революция», сделанная совместно с Александром Васильевым, и «12 городов будущего: визионерская архитектура XXI века» с молодыми архитекторами-футурологами, и «История Москвы для детей и взрослых», где представлены 2000 главных артефактов из истории Москвы, и «Кунсткамера московских роялей» с ночными концертами пианиста Петра Айду, и «Москва глазами иностранцев» со старинными картами, планами, гравюрами, текстами западных путешественников, и «Три фестиваля» о фестивалях молодежи и студентов, и «Москва моя» художника Семена Файбисовича. Кроме того, внепланово всего за две недели мы придумали и подготовили выставку, где показали самые интересные находки «Моей улицы». Москвичам было интересно, что нашли археологи сейчас — не в 1960-е, не в 1980-е годы, а именно сейчас.

Еще у нас прошла выставка к 100-летию знаменитого руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова, рассказывающая об истории города и страны через жизнь и творчество отдельного человека. Молодой режиссер Максим Диденко представил спектакль «10 дней, которые потрясли мир». И это не было повторением одноименного спектакля, который Юрий Петрович поставил в свое время. Наш выставочный зал стал трансформером, площадкой для иммерсивной постановки.

— Собираетесь ли вы в следующем году делать подобные спектакли в выставочном пространстве?

— Да. Проекты, связанные с театром и кино, у нас будут продолжаться. На днях мы открыли выставку «Старая квартира». Она задумана как путешествие во времени. Из коридора типичной московской коммуналки вы попадаете в комнаты разного времени XX века: то в каморку дореволюционного заводского рабочего, то в гостиную 1920-х годов, то в хрущевку периода оттепели, то на кухню времен перестройки. Ваше путешествие заканчивается двором с песочницами, качелями, голубятней и сценой, где с января начнутся спектакли и концерты. В следующем году будем работать еще и с цирком. Расскажем немного о его истории и о знаковых именах, связанных с ним. Например, планируем проект с Вячеславом Полуниным.

Главная цель нашего музея — рассказать о Москве, исследовать Москву, учить понимать Москву, любить Москву. Вообще мы идем по пути мультижанрового музея. Поэтому сегодня мы делаем столько выставок и событий, сколько не делает ни один другой музей в городе: у нас проходят фестивали, модные показы, презентации, конференции, детские спектакли, поэтические чтения. Мы посвящены городу, а город все время меняется. Мы отражаем его, движемся вместе с ним.

— Можно ли сказать, что многие приходят на выставки именно после этих мероприятий, что через них начинают интересоваться и самим музеем?

— Да! Часто люди, которые впервые приходят к нам послушать лекции или посмотреть кино, потом становятся постоянными посетителями. Кроме того, Музей Москвы с большим удовольствием выходит с выставками на бульвары, на площади, в парки, на вокзалы, даже в торговые центры. Мы не должны сидеть и ждать, когда к нам придут. Мы должны и сами идти к людям.

Показать город через людей

— Так и возникла идея уличного лектория, который Музей Москвы провел этим летом совместно с москвоведами и историками? Лекции читали прямо в столичных дворах. Какой была аудитория?

— Есть люди, которым по тем или иным причинам, например в силу возраста, трудно добраться до музея. Мы сделали этот проект для них. Рассказывали об истории города, привозили слайды, фото, разные материалы. Это было летом, встречи проходили прямо во дворах. Многие жители тех районов могли рассказать о себе, о своей жизни. Каждый рассказ очень личный, трогательный. Записи этих воспоминаний вошли в наш архив, мы даже издали газету проекта. Наш музей пытается показать город и через людей, через живые воспоминания.

— Будете продолжать проект?

— Да. Еще мы, скорее всего, сделаем электронную версию. У газеты все-таки ограниченный тираж. Нужно, чтобы наши исследования были и в цифровом виде, так они войдут еще и в нашу коллекцию.

— А как появился городской маркет еды? Что он дает музею?

— Когда путешествуешь, ездишь по миру, кухня — едва ли не первое, на что обращаешь внимание, знакомясь с той или иной культурой. Путь к сердцу туриста лежит в том числе через еду. Городской маркет еды — это такая молодежная культура, связанная еще и с коммуникацией. Это попытка воспроизвести московскую культуру через еду. Посетители этих мероприятий — это аудитория наших выставок.

— Еще вы устраиваете блошиные рынки. Это, можно сказать, музей в музее. Насколько сложно организовать их работу?

— В центре этого проекта — история через вещи с любовью к этим вещам. Мы приглашаем кураторов, которые связаны с этой темой. Рынок у нас всегда тематический: в этом году был к 100-летию революции. На блошке, которая походила во время выставки «Советское детство», были не только вещи этого периода. Мы всегда стараемся придумать еще что-то — музыку того времени, даже танцы спонтанно бывают, конкурсы ретропричесок, ретрофотосъемка в ретрокостюмах и прочее. Я и сама, кстати, люблю на наших рынках что-то покупать — недавно приобрела серьги всего за 100 рублей, фарфоровых рыбок, мне их как раз двух штук в бабушкином наборе не хватало.

Центр Гиляровского — многофункциональная площадка

— Недавно открылся Центр Гиляровского, ваш пятый филиал.

— Центр находится во дворе дома 9 в Столешникове переулке. В этом доме жил многие годы Владимир Алексеевич. А флигель, где находится центр, пережил несколько эпох. Музею Москвы это здание досталось в удручающем состоянии. Долгое время шла реставрация. Сейчас задумана серия проектов с художниками, архитекторами, урбанистами, краеведами. Одним из первых мы пригласили поучаствовать художника Владимира Селезнева. Получилась инсталляция: портрет Гиляровского, выполненный акриловой краской, возникает в темноте. Мы показываем кабинет писателя: стол, стул, висит тулуп, вырезки из газет, рукописи, в рамке на стене висит визитка героя.

Мы хотим, чтобы это было активное место, потому что Гиляровский сам был тусовщиком, гениальным московским репортером. И там не будет постоянной экспозиции. Центр начал работу с кинофестиваля («Гиляйфест». — Прим. mos.ru) — этим мы хотели подчеркнуть многофункциональность площадки. Уже открылся небольшой кинозал, там показывали короткометражки молодых режиссеров, участников конкурса на лучший документальный фильм о Москве. Параллельно были организованы мастер-классы с легендами кино, такими как Марлен Хуциев и другие. Победителям вручили специально сделанные подковы с гравировкой — Гиляровский был последним известным москвичом, который мог собственноручно разогнуть подкову.

— Что еще гости могут увидеть там в ближайшее время?

— В конце декабря открылась выставка агитпрялок со звездами, знаменами, всадниками на лошадях из коллекции фонда «Открытая коллекция». Это такое наше прощание с уходящим юбилейно-революционным годом. А сама выставка — удивительное соединение исконно народного с историей ХХ века.

— Говорили, что в центре появится и книжный магазин-читальня.

— У нас есть несколько идей по поводу того, что может быть в центре. Как минимум — книгообменник с изданиями, посвященными Москве. Возможно, со временем возникнет и магазин, и кафе, и школа городской журналистики, и школа городских краеведов.

Мы относимся к особому типу музеев

— А есть такой музей в мире, опыт которого вы хотели бы в чем-то перенять?

— В мире есть много известных музеев, на которые можно ориентироваться по тому, что и как там сделано. Это Музей Лувра в Париже, MоMA в Нью-Йорке, Tate Modern, Музей Виктории и Альберта в Лондоне и многие другие. Мы смотрим, как они устроены, изучаем какие-то новшества, идеи. Но мы относимся к совершенно особому типу музеев — мы музей города. Такие музеи есть в каждом мегаполисе, в каждой столице мира — Музей Лондона, Музей Парижа, Музей Нью-Йорка, Музей Берлина, Музей Сингапура, Музей Шанхая, Музей Токио. Все они очень разные, как и все эти города.

В отличие от художественной галереи, например, которая может веками собирать шедевры, а потом просто их показывать, мы работаем с городом и горожанами, историей, современностью и будущим. Для нас важным является не какой-то отдельный вид искусства, хотя в нашей коллекции как раз есть все – и живопись, и графика, и фото, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство, и городской дизайн, и современное искусство.

Наш музей рассказывает о важных событиях Москвы, о ее древней и местами непростой истории, об отношениях между людьми в разное время, о традициях и новых культурных явлениях, которые всегда рождались сначала в Москве, а потом распространялись далее по стране, о вкладе в мировую культуру, о достижениях, о выдающихся людях столицы, о самых обычных жителях и их судьбах.

— За свою историю Музей Москвы несколько раз менял название и концепцию. Каким вы видите его в будущем?

— Сейчас Музей Москвы вобрал в себя все свои предыдущие сущности. Наконец, он находится в одном из лучших архитектурных комплексов столицы — Провиантских складах. Это основная площадка, как сателлиты к ней относятся Музей археологии Москвы на Манежной площади, Старый Английский Двор на Варварке, музей истории «Лефортово», усадьба Влахернское-Кузьминки, теперь также Центр Гиляровского. Каждый филиал по-своему рассказывает о Москве, у каждого есть своя фишка.

Мне хочется, чтобы Музей Москвы был родным музеем для людей, живущих в столице, — как для коренных москвичей, так и для переехавших сюда из других городов. Мы делаем все для того, чтобы музей был интересным, содержательным, современным, гостеприимным — местом, несущим добро, единение для разных людей, ведь город, в котором мы живем, особенный. Он общий для всех. Хочется, чтобы наш музей был успешным, еще более посещаемым. Чтобы люди, которые работают в нашем музее, были счастливы.

Мечтаю, чтобы наш комплекс, памятник архитектуры «Провиантские склады», постепенно отреставрировали. Чтобы он был знаковой яркой точкой, чтобы туристы посещали его так же, как «Зарядье», Музеи Московского Кремля, ВДНХ, Третьяковку, Пушкинский. На 120-летие музея мы придумали ролик. Там рассказывается о том, как музей назывался, что и когда поступало в коллекцию, что происходило. А будущее мы сформулировали так: «Музей Москвы остается главным городским музеем».

Россия. ЦФО > СМИ, ИТ. Госбюджет, налоги, цены > mos.ru, 29 декабря 2017 > № 2453430 Алина Сапрыкина


Россия. ЦФО > СМИ, ИТ. Образование, наука > mos.ru, 4 июня 2017 > № 2197146 Алина Сапрыкина

Алина Сапрыкина: Музей будущего — это про образование и про то, как ориентироваться в большом сложном мире

Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о будущем музеев, столице XXII века и об отличиях московского посетителя от иностранца.

Музей Москвы — место, которое связывает в одном пространстве историю и современность и рассказывает о том, что происходит в городе прямо сейчас. В пространстве музея свободно живут музейные форматы, образовательные программы, осуществляются театральные постановки, проходят кинопоказы и концерты, устраиваются блошиные рынки, маркеты еды, фестивали, конкурсы и фешен-показы. Обо всем этом mos.ru рассказала Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.

— В Москве завершился крупнейший фестиваль «Интермузей-2017», участие в котором приняли более 150 музеев со всей страны. В этом году его тема — «Музей будущего». Как отражает ее Музей Москвы?

— На фестивале мы представили презентацию «Музей города — взгляд в будущее», в которой отразили особенность городских музеев, их роль сегодня. Городской музей — это ведь особый формат. С одной стороны, это музей, а с другой — площадка, посвященная городу, который все время меняется, движется. Главными мемами городского музея становятся события, происходящие с городом и его жителями. В нашем случае музей всецело посвящен Москве, ее уникальности и многообразию.

Мы находимся в центре города, в одном из лучших архитектурных комплексов столицы. Провиантские склады — памятник архитектуры федерального значения. Также под управлением Музея Москвы находятся небольшие музеи — Старый Английский Двор, Музей археологии Москвы, музей истории «Лефортово». И еще усадьба Влахернское-Кузьминки. На сегодняшний день Музей Москвы — пространство с хранилищем, выставочными показами и экскурсионными программами, а также мультидисциплинарный образовательный центр, в котором проходят лекции, мастер-классы, круглые столы, образовательные программы. Место, в котором свободно живут не только музейные форматы, но и театр, кино и многое другое. У нас проходят театральные постановки, кинопоказы, устраиваются блошиные рынки, маркеты еды, фестивали, конкурсы и фешен-показы.

Городская мода, искусство, музыка, литература — все начинает жить здесь, в пространстве музея

Мы не просто задумываемся о том, каким будет музей завтра, а становимся по большому счету отражением Москвы, ее зеркалом. Причем наша задача — связать вчера, сегодня и завтра столицы.

Рассказывать истории и заглядывать в будущее

— Современный музей старается охватить как можно больше направлений: и выставочные проекты, и лектории, и научную работу. Может ли одно дополнять другое и как совмещать исследовательскую работу, не теряя посетителей?

— Исследовательская работа происходит не сама по себе. Это всегда изучение той или иной темы, которое должно быть реализовано в конкретном музейном продукте. Например, у нас скоро открывается выставка «Москва глазами иностранцев», и наша кураторская группа занимается научно-исследовательской работой в этой области, собирает и анализирует источники, связанные с XVIII–XIX веками (именно этот период будет показан на выставке), систематизирует информацию, ищет новое по теме.

Концепция и содержание проекта всегда первичны. Потом идет работа с коллекцией и детальная научно-исследовательская работа. А не наоборот, когда музей показывал бы коллекционные предметы и архивы просто потому, что они у него есть.

Что касается музея как образовательной институции, то он работает с самой сложной современной задачей — помогает человеку ориентироваться в информации и самостоятельно приобрести комплексные представления о мире. Вот в городской среде, например, нам помогает дизайн и навигация. Но человек XXI века живет в двух мирах — реальном и виртуальном. Виртуальный мир по размерам сопоставим с реальным и дает огромное количество информации, которой становится все больше и больше и внутри которой все сложнее разобраться.

Музеи как места хранения артефактов реального мира и как места структурирования информации мира виртуального, как мне кажется, станут со временем теми площадками, которые будут связывать эти миры. Мы, например, пытаемся заглянуть в будущее и увидеть, какой будет Москва завтра. Зачем? Чтобы сегодня сделать все от нас зависящее, чтобы жизнь в будущем стала лучше. Чтобы передать в будущее историю Москвы, которую хранит наш музей уже 120 лет.

Мы пытаемся заглянуть в будущее и увидеть, какой будет Москва завтра. Зачем? Чтобы сегодня сделать все от нас зависящее, чтобы жизнь в будущем стала лучше. Чтобы передать в будущее историю Москвы, которую хранит наш музей уже 120 лет

— Музей должен быть рассказчиком?

— Музейные выставки должны рассказывать истории. Это похоже на создание сценариев фильмов. Потом, все зависит от технических возможностей реализации и еще множества факторов.

— Если представить, например, 2047 год, то какой вы видите Москву?

— К 120-летию Музея Москвы был снят мультфильм, где такая версия: «Мэром Москвы становится искусственный интеллект, запущено двадцать пятое транспортное кольцо, а Музей Москвы остается главным городским музеем». Или вот видите в углу — это произведение Константина Батынкова «Москва, 2117 год». Художник по нашей просьбе нарисовал столицу через сто лет. Это футурология, персональное художественное высказывание, но тем оно и ценно для нас: мы с вами видим совершенный космический мегаполис — и притом узнаем Москву.

Музей Москвы, собирая все, что связано с Москвой, и обладая уникальной коллекцией в один миллион единиц хранения, состоящей из карт, планов, живописи, графики, фото, макетов, гравюр, документов, предметов повседневности, книг и многого другого, — так вот, музей хранит еще и то, как наши предки пытались ответить на подобные вопросы. Например, есть известная серия открыток «Москва будущего», выполненная в 1913 году по заказу фабрики «ЭйнемЪ» и показывающая как бы Москву в 2013 году. Это один из моих любимых экспонатов нашей коллекции.

Что я лично думаю о будущем? Город продолжит развиваться, темпы, конечно, еще увеличатся. Он сохранит наследие и архитектуру. Он воплотит новые технологии. Люди станут терпимее друг к другу, иначе ведь ничего не выйдет. Кстати, иностранцев что больше всего поражает — что Москва дает столько возможностей и очень многое в себе совмещает. Словно это не город, а слоеный пирог, в котором живут такие разные люди. где сосуществуют история и современность, а на пересечении рождаются новые идеи. Мне кажется, эта уникальность — она и ведет нас в будущее.

Музей Москвы — музей города, микромодель Москвы

— Может ли площадка музея превращаться в городскую среду, выходить в открытые пространства и попадать в «нестерильную» атмосферу для выставочных экспонатов и проектов?

— Есть музеи художественные, естественно-научные, музыкальные, военно-исторические, литературные, мемориальные... А Музей города — он в каждом городе всегда такой один. В каждом мегаполисе и столице свой — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Амстердаме, Токио, Шанхае. Кстати, городские музеи очень разные, и каждый из них, как зеркало, отражает свой город. Представьте себе микромодель города, отражающую его устройство в миниатюре. Таким должен быть городской музей. И он должен активно выходить в открытую среду и с выставками, и с идеями.

Для жителей города этот музей как дом, а для туристов — возможность соприкоснуться с чем-то настоящим, живым

— Как сравнить главную художественную галерею города и главный городской музей, например?

— Попробуем на примере путешествий. Как мы знаем, распространены два типа путешествий: первый — купить туристическую путевку и поехать в другую страну с пакетом экскурсий и гидом или второй — погостить у местных жителей. С возможностью посетить день рождения или свадьбу, попробовать домашнюю кухню, почувствовать особенность и энергию этого места. Так, художественная галерея предоставит вам возможность увидеть лучшие шедевры, хранящиеся в городе. А музей города — площадка, которая погружает в историю плюс современную атмосферу места. Для жителей этот музей как дом, а для туристов — возможность соприкоснуться с чем-то важным для его понимания, а также настоящим, живым, тем, что происходит в городе прямо сейчас.

Москвичи и иностранцы

— Какие выставки или экспонаты вызывают наибольший интерес у посетителей — исторические или современные?

— Сложный вопрос. Наша выставка «Московская оттепель» — историческая или современная? Это проект, который рассказал, почему мы стали такими, какие есть сейчас, какими категориями мыслим, как эти понятия были сформированы, какими идеалами живем и почему. Выставка отвечала на вопросы, как повлияли на людей события отдельного времени: первый полет человека в космос, первый Московский кинофестиваль, первый рок-фестиваль, открытие института генетики и так далее. Это был проект о Москве сейчас, но он рассказывал об оттепели тогда.

Сейчас мы работаем над выставкой «Три фестиваля», посвященной, с одной стороны, будущему Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Сочи. С другой стороны, выставка расскажет о поколениях 1950-х и 1980-х годов и о том, какими были прежние фестивали молодежи и студентов, проходившие в Москве.

В экспозиции «Москва. Мода и революция», которая недавно закрылась, мы показывали революцию, десять лет до событий и десять лет после, с 1907 по 1927 год. Это было сделано современным языком, но об исторической эпохе. Связь есть всегда. Интересно соединение.

— А есть ли особенность у московского зрителя, которая отличает москвичей от других посетителей музея?

— Мы всегда говорим, что задача Музея Москвы — объединить разную аудиторию, учитывая, что у всех есть свои предпочтения. Например, москвичи 60 плюс чаще всего ностальгируют по ушедшему городу и любят выставки, посвященные их времени, Москве, которой уже нет. Детям интересно все, что происходит в городе прямо сейчас, особенно к чему они могут приложиться, в чем могут поучаствовать.

Москвичи воспринимают город через свою жизнь. Взрослые — через воспоминания, дети — через свой активный опыт. На выставках мы делаем отдельные маршруты для ребенка и для взрослых. Пример — наша выставка «История Москвы для детей и взрослых». Эти две категории ищут разное, и музей стремится помочь посетителю найти нужное.

Москвичи воспринимают город через свою жизнь. Взрослые — через воспоминания, дети — через возможность поучаствовать в чем-то

— Как воспринимают музей иностранцы?

— Для иностранцев поход в наш музей — это соприкосновение с городом, который они, как правило, не раз видели в кино, на фотографиях и о котором у них сформировалось уже какое-то представление. Попадая к нам, гости оказываются за кулисами разнообразного мегаполиса с богатой и интересной историей и заново открывают для себя Москву. Ощущение открытия — это туристы. Москвичи — это ощущение сопричастности.

Возможность прикоснуться, создать или принять участие

— К слову о сопричастности. Посетителям у вас можно фотографировать и трогать экспонаты?

— У нас можно фотографировать, и у нас есть выставки, в которых можно трогать экспонаты. Это копии, часто неотличимые от оригинала. Сейчас в музеях есть экспонаты, которые можно трогать, костюмы, которые можно надевать, более того, есть выставки, в продакшене которых можно поучаствовать.

Пройти с самыми необычными экскурсиями по музею или району, где он находится, нарисовать книгу, создать мультфильм, сделать театральную постановку, поучаствовать в ней — сегодня в музее возможно все

Познакомиться с выставкой можно при помощи экскурсовода. Здесь тоже большой выбор — попросить обычного экскурсовода, или кандидата наук, или даже самого куратора-автора выставки, а может быть, даже хранителя, а потом еще вместе с ним отправиться посмотреть, как устроен музейный фонд. В музее можно сходить в кино, на лекцию, купить редкие книги в сувенирном, вкусно пообедать. В музее можно отметить день рождения, устроив приглашенным гостям затейливый квест по экспозиции. Этим летом есть возможность оказаться в музее в детском лагере. Можно полежать во дворе на газоне и просто позагорать. Недавно вот к нам стали приезжать женихи и невесты и фотографироваться во дворе на фоне зданий — Провиантских складов как редкого образца ампира, архитектора Василия Стасова, 1835 год, вот это уже, наверное, совсем хорошо.

Пройти с самыми необычными экскурсиями по музею или району, где он находится, нарисовать книгу, создать мультфильм, сделать театральную постановку, поучаствовать в ней — сегодня в музее возможно все.

Россия. ЦФО > СМИ, ИТ. Образование, наука > mos.ru, 4 июня 2017 > № 2197146 Алина Сапрыкина


Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mos.ru, 1 декабря 2016 > № 1994050 Алина Сапрыкина

Открытое хранение, кинетические инсталляции и выставки со звуками и запахами: Алина Сапрыкина — о планах Музея Москвы

Генеральный директор Музея Москвы Алина Сапрыкина рассказала о 120-м дне рождения городского музея, которое он отмечает 1 декабря. А также о новой выставке, посвящённой МЦК, об использовании звуков и запахов в экспозициях и о том, что летом Музей Москвы покажет город будущего.

В этом году Музей Москвы отмечает 120-летний юбилей. Знаменательной дате посвящена выставка «Азбука музея», на которой можно познакомиться с историей столицы в буквальном смысле от а до я. На очереди экспозиция, посвящённая Московскому центральному кольцу, выставка-путеводитель для школьников и проект про московскую оттепель с Пушкинским музеем и Третьяковской галереей. Дальше — больше: реконструкция зданий музея — Провиантских складов, постоянная экспозиция и открытие запасников музея для посещений. Директор музея Алина Сапрыкина не сомневается, что в 120 лет городской музей переживает вторую молодость.

— Расскажите, как отмечаете юбилей?

— Наш музей отмечает юбилейный год интересными мероприятиями и уникальными выставками. Это лучший способ ощутить праздник и поделиться им с горожанами.

Открылась выставка «Азбука музея», где наши гости могут познакомиться с прошлым и настоящим Москвы, путешествуя среди экспонатов, представленных в алфавитном порядке. На этой выставке более 2000 предметов различных времён: от археологических находок, датированных IV веком до нашей эры, до советских автомобилей. Непосредственно в день рождения музея, 1 декабря, мы делаем подарок — приглашаем бесплатно посетить выставку всей семьёй или дружеской компанией. Главное условие — возраст гостей в сумме должен составлять 120 и более лет.

А 15 декабря мы откроем выставку, посвящённую московской оттепели — тому, как жил город с конца 1950-х до середины 1960-х годов. Это большой проект, который далее превратится в фестиваль и объединит три музея: Музей Москвы, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею. Мы расскажем о моде того времени, об атмосфере, архитектуре, кино, культурном прорыве. Выставка продлится до 15 марта.

Экспозиция, посвящённая Московскому центральному кольцу, откроется 20 декабря. Мы хотим рассказать, каким важным событием стало появление этой дороги в конце XIX века, насколько она была красива, удобна и технически совершенна для своего времени. И конечно, нам важно показать, как Московское центральное кольцо преобразилось сегодня.

— И что за экспонаты покажут на выставке о МЦК?

— Их будет множество: это чертежи, планы, а также карты, проездные билеты, фотографии станций и пассажиров. В нашей коллекции есть уникальный альбом с акварельными зарисовками станций старой кольцевой дороги. Будет и видео, и кино, и произведения современных художников на тему движения и железнодорожного сообщения в городе.

Прямо в зале выставки мы соорудим кинетическую инсталляцию. Это будет небольшой спектакль для всех посетителей. Особенно, думаю, понравится детям.

— В преддверии Нового года будет ли в Музее Москвы интересная программа для детей?

— Да, мы за неделю до новогодних праздников откроем проект «История Москвы для детей и взрослых». Это как бы визуальный учебник, путешествие в древнюю историю города. Одно из главных событий нашего юбилейного года.

«История Москвы для детей и взрослых» будет отсылать посетителей в наши филиалы — Музей археологии Москвы, Старый Английский Двор, музей истории «Лефортово», усадьбу Влахернское-Кузьминки, Дом на набережной, Музей русской гармоники, где более подробно представлены конкретные исторические периоды жизни столицы.

Кстати, на этой выставке будут показаны лучшие предметы археологической коллекции музея. Около четверти наших экспонатов (всего в коллекции Музея Москвы порядка одного миллиона экспонатов. — Примеч. mos.ru) — археологические находки. По закону города все предметы и ценности, которые находят при раскопках, передают в Музей Москвы. Эти объекты изучают, реставрируют, хранят, представляют в выставочных проектах, информацию о них публикуют.

— Что в этой выставке привлечёт детскую аудиторию? Далеко не все дети интересуются историей.

— В первую очередь мы представим обновлённые детские программы, в том числе интерактивные. Игры, мастер-классы, квесты с использованием исторических муляжей — копий предметов быта, домашней утвари, предметов торговли, ремесла, оружия. Планируем наполнить новую выставку звуком: в зале будет чуть слышен колокольный звон, звук из мастерской или кузницы, а также речь горожан того времени. Ещё хотим добавить ароматы в зале экспозиции.

Также есть идея сделать специальные образовательные зоны — боксы с экранами, где можно будет прослушать тематические лекции лучших историков московских школ.

— Поделитесь планами на 2017 год: чем будет жить городской музей?

— Конечно же, Музей Москвы готовит выставку к 870-летию Москвы. Из того что мы уже начали делать — проект «Три фестиваля». Как известно, осенью 2017-го в Сочи пройдёт фестиваль молодёжи и студентов. Мы вспомним два московских фестиваля: в 1957-м и 1986-м годах. Покажем фотографии, одежду, символику, афиши, открытки этих фестивалей, хронику. И ещё планируем провести конкурс среди современных художников столицы. Они предложат объекты паблик-арта для фестиваля в Сочи. Таким образом, проект будет на два города: летом выставка открывается у нас, а осенью поедет в Сочи вместе с работами победителей конкурса.

Лето будет посвящено теме Москвы будущего. Не только наши идеи сегодня — мы хотели бы рассказать, какой наши предки представляли столицу в будущем. К примеру, у нас в коллекции есть открытки, выпущенные более ста лет назад конфетной фабрикой «Эйнемъ» (сейчас «Красный Октябрь». — Примеч. mos.ru). На них изображена Москва будущего: летающие поезда, кареты на колёсах, подвесные сооружения — абсолютно потрясающие футуристические виды города. На фасаде здания музея будут транслироваться фильмы о будущем Москвы, во дворе — проходить разные события: от показов городской моды до концертов и поэтических чтений.

— Вы рассказали о том, что одна из выставок поедет в Сочи. А будут ли выезжать экспонаты Музея Москвы в зарубежные города? Обмениваетесь ли вы выставками с музеями мировых столиц?

— Конечно, мы дружим с музеями других столиц. И в этом плане нам очень повезло. Так, на нашей площадке год назад прошла X юбилейная конференция Союза городских музеев. Приехали делегации со всего мира, в том числе из музеев Лондона, Нью-Йорка, Шанхая, Парижа, Амстердама, Токио и многих других. В этом году было подписано соглашение с Музеем Амстердама об обмене выставками. Ещё с несколькими музеями мы ведём переговоры.

— На какие музеи других городов ориентируется Музей Москвы?

— Музей Лондона — это целостный содержательный проект, Музей Токио — интересная площадка, соединяющая историю и современность, Музей Парижа силён скорее традиционностью, а Музей Сингапура — современными технологиями. Ориентируемся на опыт наших зарубежных коллег, реализуем лучшие мировые практики. На конференции союза мы рассказывали о том, что хотим стать одним их лучших городских музеев в мире. Наш музей в какой-то степени является коллективным проектом всех горожан, коллекция во многом состоит из даров москвичей: от известных персон до самых простых людей. Мы — Музей Москвы, а Москва — особенная, исторически самобытная, культурно богатая, быстроразвивающаяся, местами противоречивая. И наша задача — это многообразие отражать.

— Если продолжать тему исторической самобытности Москвы, этим летом коллекция Музея Москвы пополнилась 1000 новых предметов, найденных во время программы благоустройства «Моя улица». Несколько месяцев вы показывали находки на выставке «Тверская и не только». А что сейчас с этими предметами? Будут ли новые археологические проекты в музее?

— В музее показали 100 самых интересных находок «Моей улицы». Действительно за время программы найдено много артефактов, но пока далеко не все из них стали экспонатами — не всё так быстро. Между моментом, когда предмет нашли, и моментом, когда он попадает на хранение, иногда проходит год.

Сначала с находкой работают археологи, затем — реставраторы, потом её каталогизируют, дают учётный номер. И только после этого вещь передаётся в коллекцию — она официально становятся частью музейного фонда Российской Федерации.

То есть прежде чем написать, к примеру, «шахматы, кость, XIV век», специалисты проводят большую научную работу, изучают множество аналогов.

Выставка «Тверская и не только» показала, что людям очень интересно то, что находят прямо здесь и сейчас. Был просто бум посетителей. Мы, наверное, сделаем ещё один археологический проект в следующем году.

Сейчас мы участвуем в разработке проекта, связанного с находкой и дальнейшей консервацией устоев (основания сооружения в архитектуре. — Примеч. mos.ru) Китайгородской стены в парке «Зарядье», фрагмент которой обнаружили при его строительстве. Его собираются поместить под стекло, и он станет центральным экспонатом небольшого музея «Зарядья», который откроется в подземном переходе из парка к набережной. Там мы хотели бы показать историю Зарядья в предметах — это древнейший район, который много раз менял свою функцию: он был торговым, ремесленным, купеческим, был местом жизни очень богатых людей, а одно время — единственным в Москве местом, где было разрешено селиться евреям. Во времена Гиляровского, в начале XX века, это была вторая Хитровка — бандитский район с трущобами. Потом, как известно, там была построена гостиница «Россия», которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса.

Сейчас, во время строительства парка, были обнаружены берестяные грамоты, фрагменты мощения старинных улиц, деревянные мостовые, предметы быта, посуда, украшения, монеты. Интересно было бы эти вещи показать горожанам.

— У вас достаточно много планов по временным выставкам. А каковы перспективы создания постоянной экспозиции?

— Постоянную экспозицию невозможно открыть, пока у нас полностью не пройдёт реставрация комплекса Провиантских складов. Постоянная экспозиция — это очень дорогой проект, его делают надолго. Она должна быть современной и интерактивной; от постоянной экспозиции зависит успех музея. Мы прорабатываем концепцию уже несколько лет, за это время музейные технологии сильно шагнули вперёд. Подлинники из коллекции — это основа. Но они должны быть поддержаны технологиями. Три года назад мы думали использовать проекции, звуки, 5D-экраны, голограммы, и это казалось чем-то абсолютно необычным. Сейчас мы понимаем, что появляются новые технологии, и с интересом ждём, что появится к тому моменту, когда мы сможем сделать эту выставку.

— Провиантские склады — ваш музейный комплекс — сейчас на стадии восстановления. Как идут работы?

— Проект реставрации готов: он разработан для всего комплекса, состоящего из трёх корпусов и кордегардии. В одном из зданий мы уже убрали промежуточные этажи, которые были новоделом советского периода и позволяли использовать помещение под гараж. В другом здании починили крышу. Сейчас приступаем к реставрации ограды.

Важно вернуть общий исторический облик Провиантских складов — памятника архитектуры (построены в 1835 году по проекту архитектора Василия Стасова. — Примеч. mos.ru). Этот комплекс — один из лучших в Москве. Его надо реставрировать, бережно встраивая и разворачивая в нём современный городской музей. И мы к этому готовы.

Когда работы начнутся, три корпуса можно будет реставрировать поочерёдно, не вывозя никуда музей и коллекцию.

После реконструкции мы планируем, что в одном корпусе будет постоянная экспозиция, в другом — временные выставки, лекторий, конференц-зал, детские мастерские, кинотеатр, медиатека, а в третьем хотим сделать открытое хранение. Конечно же, в современном музее, особенно если его активно посещают туристы, должна быть вся инфраструктура: кафе, сувенирный магазин и многое другое.

— А в чём суть открытого хранения? Это запасники музея, в которые будут приходить все желающие?

— Так вышло, что наша коллекция мало известна городу. С ней соприкасались в основном люди из профессионального музейного сообщества. По сути, мы имеем уникальную коллекцию. Но её никто не видит. Можно хранить это как на тайном складе, а можно — и это гораздо интереснее и современнее — открыть для посетителей и сделать из этого ещё одну большую экспозицию. То же хранилище, но упорядоченное и обустроенное так, чтобы в него можно было приходить посетителям, ходить самостоятельно или с экскурсоводом.

— Три с половиной года вы руководите Музеем Москвы. Назовите достижения, которые считаете самыми важными за это время?

— Говорят, музей стал понятным, открытым, доброжелательным, актуальным, и в музее началась жизнь, а раньше он был закрытым и будто спал. Не знаю, со стороны виднее. Бесспорно то, что в Музей Москвы стали ходить новые люди, он стал одним из самых посещаемых городских музеев.

Также был разработан и защищён проект реставрации Провиантских складов. Разработана концепция развития музея и превращения его в современный многофункциональный городской музей. И даже больше — в выставочный, презентационный и образовательный центр, где горожане, дети в первую очередь, знакомились бы и с историей Москвы, с её главными проектами, и событиями настоящего дня, а туристы могли бы узнать всё о Москве за час, получить экспресс-курс по мегаполису с большой историей. И где проходили бы важные для города мероприятия: биеннале, конференции, форумы.

Среди наших достижений и повышение качества выставок, и открытие лектория, детского центра, и запуск новых экскурсионных маршрутов.

У музея появился новый сайт и новый фирменный стиль. Мы стали издавать книги, открыли музейный магазин и два кафе. Не стоит забывать, что Музей Москвы — это объединение, у нас шесть филиалов и их жизнь тоже не стояла на месте. В трёх из них сделан ремонт и открыты новые постоянные экспозиции. Мы организуем выездные выставки музея в городском пространстве: в парках, метро, на улицах, даже в подземных переходах. Да, и собственный внутренний двор Музея Москвы был превращён в новое общественное летнее пространство с активной и интересной культурной программой.

Хотя большая часть нашей работы как раз не видна со стороны, но она-то и является самой важной. Это перенастройка всего организма музея: разбор фондов, которые были в чудовищном состоянии, усиление команды за счёт обучения сотрудников и привлечения молодых и амбициозных специалистов. Получилось обновление за счёт соединения старого и нового. Таким я и хочу видеть Музей Москвы — хранящим историю и традиции, но при этом отражающим самые новые явления, формирующим завтрашнюю жизнь столицы.

Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mos.ru, 1 декабря 2016 > № 1994050 Алина Сапрыкина


Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mn.ru, 20 января 2014 > № 997078 Алина Сапрыкина

"МЫ ХОТИМ СТАТЬ МОСТИКОМ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ГОРОЖАНАМИ"

Беседовала Цветелина Митева

"У Музея Москвы особенный статус - он должен стать визитной карточкой города, той площадкой, которая расскажет об истории города, а также о самом важном, чем сейчас живет Москва. Моя идея заключалась в том, чтобы к исторической составляющей музея добавить современный контент - в ближайшее время у нас в музее вместо одной постоянной экспозиции должно появиться две: "История Москвы" и "Современная Москва" Алина Сапрыкина директор Музея Москвы

Более 1 млн единиц хранения насчитывают фонды Музея Москвы Музей для горожан

Алина Сапрыкина в Музее Москвы: итоги 2013 года

Выставки современного искусства, фестивали молодых художников и регулярный поток лекций - все это часть плана по обновлению Музея Москвы, который его новый директор Алина Сапрыкина успела осуществить за полгода. Мы расспросили ее о том, как будет проходить реставрация корпусов Провиантских складов и каких выставок ждать в 2014 году.

- Вы пришли в Музей Москвы из культурного центра Artplay, в большей степени являющегося галерейной площадкой. На ваш взгляд, в чем специфика работы музея? - Музей - это совершенно особая жизнь, и если говорить об эволюции, то, на мой взгляд, наивысшая точка развития культурного проекта - это музей. Он вбирает в себя самые благородные цели, несет в себе самые грандиозные смыслы.

- Как вы считаете, ваше назначение в музей было плановой перестановкой или вас назначили скорее как "антикризисного менеджера"?

- Прошлый директор ушла на пенсию по возрасту, то есть назначение было запланировано. Но конечно же передо мной стоит задача оживить музей, расширить его, переосмыслить концепцию, добиться более серьезной концептуальной включенности в музейный и городской контекст в целом. У Музея Москвы особенный статус - он должен стать визитной карточкой города, той площадкой, которая расскажет об истории города, а также о самом важном, чем сейчас живет Москва. Моя идея заключалась в том, чтобы к исторической составляющей музея добавить современный контент - в ближайшее время у нас в музее вместо одной постоянной экспозиции должно появиться две: "История Москвы" и "Современная Москва". А помимо временных выставок, посвященных истории города, мы планируем запустить проекты, связанные с актуальной культурой, современным искусством, урбанистикой, а также устраивать фестивали, принимать крупные международные события - форумы, биеннале.

- Расскажите подробнее о направлениях работы, которые вы добавили, придя в Музей Москвы.

- Я возглавила музей в очень благодатный для любого руководителя период. Здесь нужно вкратце дать вводные: во-первых, у музея когда-то был историко-краеведческий профиль, он назывался Музей истории Москвы, потом профиль расширили - и он стал Музеем Москвы, что обусловило определенную творческую свободу и потенциальную широту для развития.

Во-вторых, музею, между прочим, 117 лет, коллекция долго и кропотливо собиралась, но сам музей никогда не обладал площадкой, где мог бы себя раскрыть, вообще много раз переезжал - то в Крестовские водонапорные, то в Сухареву башню, то в бывший храм на Новой площади. Наконец в наши дни музей получил Провиантские склады. Мой приход совпал со всеми этими изменениями, и моя задача - направить их в нужное русло, связав все предыдущее с сегодняшним днем. Я за преемственность во всем. Моя задача - сохранить лучшие традиции, имевшие место в музее, просто перевести их на новый язык коммуникации, заинтересовать новую аудиторию, развить музей и превратить его в современный музей города. Для такого города, как Москва, это не просто - сделать достойный ее музей. И это наша цель. Притом важно сберечь все, что было накоплено до нас, и нельзя никуда спешить, несмотря на то что все мы живем в чудовищной спешке и в погоне за победами.

- Что было сделано летом в первую очередь?

- Первым делом в музейном дворе была запрещена парковка - и мы открыли территорию для свободного посещения, а у нас совершенно удивительный двор. Вместе с молодыми приглашенными архитекторами, с Тамарой Мурадовой, выпускницей института Strelka, наши музейные рабочие построили сцену, амфитеатр, шатры, поставили скамейки и кадки с деревьями - и двор зажил, превратился в новое городское общественное пространство. Ранее в Провиантских были гаражи Генштаба, и нужно было сделать так, чтобы люди, которые раньше сто раз проходили мимо и видели только забор, увидели бы красивый уютный двор, почувствовали, что это место для них. Мы должны были сделать место доступным, притягательным, интересным. Поэтому летом в музее был акцент на уличных событиях - провели пятидневный "Счастливый 13-й", фестиваль-реконструкцию городского праздника, как он проходил в Москве 100 лет назад. Пол-лета крутили кино под открытым небом, кстати бесплатно. Проводили концерты, поэтические вечера, мастер-классы по искусству, архитектуре, танцевальные уроки, выставки и ярмарки. 1 сентября организовали детский конкурс рисунков на асфальте. На День города собрали на одной сцене уличных музыкантов, ребят, играющих на площадях, в переходах, электричках. На нашей сцене пели и бабушки под патефон, и кавказские ребята, исполняющие песни Виктора Цоя. Выступали и молодые студенты Гнесинки, и рэперы, и прекрасный консерваторский оркестр, который собирает аншлаги на улице. Это было одним из наших самых ярких осенних событий.

- Вы придаете большое значение сотрудничеству с молодыми художниками. Как оно продолжится в новом году? - В 2013 году у нас прошло четыре небольших граффити-проекта. Многие молодые люди, представители активных городских субкультур, впервые узнали, что в Москве есть музей города. Мы приняли участие в Московской биеннале современного искусства, провели выставки "Мифология Москвы" и "Ничего подобного". В новом году мы становимся основной площадкой и со организатором Международной биеннале молодого искусства, выставка займет два наших зала и улицу. Кроме того, мы отвечаем за организацию детской секции биеннале, а Евгения Кикодзе, руководитель нашего направления "Современная Москва", станет сокуратором образовательной программы биеннале.

- Как вы формулируете для себя миссию Музея Москвы?

- Мы хотим стать мостиком между прошлым и настоящим, архитектурой и жизнью, городом и горожанами, Москвой и миром. Хотим соединить академическое музейное начало с уличным искусством, а высокое искусство связать с городской культурой. Стать узловым пунктом для связи всех со всеми через историю. Хотим учить людей любить свою страну и город, думать о нем, гордиться достижениями, но также понимать, что были сложные и неоднозначные периоды, чтобы не повторять ошибок.

- Кто ваша целевая аудитория? Планируете ли вы ее расширять?

- Пока большую часть наших посетителей составляют люди старшего возраста и школьники. Так сложилось, что лучше всего мы известны именно школьникам - в программных учебниках по истории много примеров экспонатов из нашего музея, и поэтому учителя часто привозят к нам ребят на экскурсии вместо уроков. Но мы бы хотели развиваться как музей для всей семьи, куда приходят родители с детьми и молодежь. То есть мы хотим расширить аудиторию за счет людей активного возраста - 20-50 лет, а также за счет туристов.

- Как вы планируете это сделать?

- Прежде всего выводим на другой уровень выставочную деятельность.

Дополнительно к выставкам запускаем образовательные программы широкого профиля. С сентября у нас на постоянной основе заработал лекторий. Были лекции про достижения мирового музейного проектирования, про перспективы самоокупаемости и прибыльности музеев, а также много лекций, посвященных сохранению городского наследия, которые мы провели с нашим партнером "Архнадзором". Лекционную и выставочную программу мы стараемся привязать к актуальным городским темам. Но образовательная программа Музея Москвы ориентирована не только на взрослых. На выставках есть мастерские и интерактивные программы для детей. Мы решили усилить направление, ориентированное на ребят школьного возраста. Например, дети могут прямо на выставке поработать настоящими археологами: у нас есть специальная песочница, где ребенок знакомится с археологическим оборудованием, а потом может сам покопаться в песке и найти настоящий средневековый черепок. А еще у нас можно порешать задачи из старинных учебников арифметики, которые использовали в школе, располагавшейся при Петре I в Зарядье. Кроме того, с января мы запускаем детские англоязычные пешеходные экскурсии по Москве.

- Как вы встретили Новый год?

- На Новый год мы организовали масштабную музейную программу: до конца января будет идти выставка с интерактивными шоу - "Волшебные истории Музея Москвы", на которой представлено много веселых экспонатов, ведь это праздничный проект. Детей с трудом потом уводят, они сопротивляются и хотят остаться - значит, выставка удалась. На этой же выставке работает каток для самых маленьких. Сюда можно прийти с детьми от двух лет и даже меньше, с теми, кто еще не умеет ходить, - кататься им помогают специальные пингвины. Надеемся увидеть в музее много молодых родителей.

Что касается посещаемости. Если брать один лишь двор, летом каждое мероприятие собирало по 5-12 тыс. человек, а за четыре месяца посещаемость составила более 100 тыс. человек. Расширилась доля посетителей активного возраста, доля семей с детьми. Также мы расширяем свою работу с туристами - в ближайший год мы этой аудитории будем уделять еще большее внимание. Скоро открываем небольшой сувенирный магазин. Также в планах на ближайший год открыть библиотеку и читальный зал на основе наших фондовых книг.

- В чем специфика городских музеев?

Есть ли какие-то иностранные городские музеи, которые нравятся лично вам, на работу которых вы ориентируетесь?

- Музеи городов мира очень разные - они бывают федеральными, муниципальными и частными, как, например, в Берлине. Кстати, это небольшой, очень современный музей, частично подземный. Музей Амстердама замечательный, Музей Лондона очень хороший, Музей Токио интересен и хорошо оснащен. А в Париже функцию музея города выполняют сразу два учреждения - Musйe Carnavalet (музей истории города) и Pavillon de l'Arsenal (современная площадка с уклоном в архитектуру и урбанистику). Мы в Музее Москвы хотим соединить эти две линии - классическую и современную. И для этого у нас есть возможности. В целом мы ориентируемся на современные музеи больших столиц, и сегодня они выглядят скорее как музейные центры комплексного типа. Особенности таких музеев - запоминающаяся постоянная экспозиция, активная выставочная жизнь, развитая инфраструктура, дополнительные сервисы, образовательная и презентационная программы.

А еще актуальность, и мы постепенно будем развиваться в этом направлении. Так, наша выставка "Зарядье: из прошлого в будущее" открылась в преддверии конкурса на архитектурную концепцию одноименного парка, потому что сейчас это важнейшая для Москвы тема, и мы хотим участвовать в обсуждении. А незадолго до Московского урбанистического форума, на котором особое внимание уделялось проектам по развитию периферий, мы открыли выставку, рассказывающую о старинных усадьбах, сохранившихся на территории "новой Москвы". Музей города должен отражать и выкристаллизовывать городские тенденции, задавать городской дискурс.

- Как продвигается реставрация Провиантских складов?

- Сегодня выставки проходят во всех трех корпусах архитектурного комплекса Провиантских складов. Фасады зданий сохранились очень хорошо, но внутренне они чудовищно изуродованы. Исторически все корпуса были двухэтажными, но чтобы увеличить площадь гаражей, военные воткнули, как в пирог, по этажу в каждое здание. С точки зрения музея и исторического памятника это ужасно. Мы только что получили результаты полного обследования наших корпусов, эта работа длилась четыре месяца. Она показала, что можно восстановить исторический вид каждого корпуса. Причем это можно сделать, не выводя музей с территории. Поэтому мы хотели бы поочередно ремонтировать и реставрировать каждый из трех корпусов, не прекращая работы, более того, одновременно заниматься развитием музея.

Реставрация Провиантских складов должна начаться в 2014 году, навскидку работы такого объема могут продлиться два-три года. Необходимо демонтировать лишние этажи, восстановить лестницы. Уже сейчас мы очищаем кирпичные стены от штукатурки, ремонтируем потолок - в некоторых местах сохранились аутентичные деревянные потолочные перекрытия, а они ведь самые старые из подобных сохранившихся в Москве.

Инженерные коммуникации в зданиях в критическом состоянии, все они должны быть полностью заменены.

Первым на реставрацию в будущем году пойдет маленькое здание кордегардии с колоннами и лепниной, расположенное в центре двора, - бывший контрольно-пропускной пункт.

Мы бы хотели привести территорию в первозданный вид: маленький особняк по центру и три больших корпуса, никаких лишних временных построек, возведенных здесь позднее, да так и застрявших во дворе. Хотим восстановить мощение двора, летом расставлять кадки с деревьями, проводить больше фестивалей под открытым небом. Городу ведь очень не хватает красивых свободных пространств, а у нас оно есть, и это историческая часть - памятник архитектуры федерального значения.

У нас также была предварительная договоренность с РИА Новости превратить парковку агентства (она расположена за комплексом музея) в маленький сквер. Можно было бы делать там совместные выставки, мероприятия.

- Расскажите, как строится работа фондов музея. Какие там работают специалисты?

- В наших фондах более миллиона единиц хранения, в музее 19 ответственных хранителей, каждый отвечает за свое направление - археология, редкая книга, фото, документы, живопись, скульптура, предметы быта, автомобили и так далее. Музей Москвы - один из древнейших в городе. Изначально он возник как музей городского коммунального хозяйства в 1896 году. Со временем музей несколько раз менял свою концепцию, что отражалось на его фондах - в итоге он стал уникальной институцией со своим неповторимым собранием. Музей переехал в Провиантские склады в 2011 году и перевез с собой все коллекции. Сейчас продолжается анализ фондов, идет процесс съемки, описи и оцифровки материала, в результате этой работы появится каталог, возможно, не один. Что касается экспонирования, в крупных музеях в постоянных экспозициях показывают 3-5% своего фондового богатства. В нашем случае этот процент еще меньше, потому что фонды огромные. Поэтому мы настроены на активизацию временных тематических выставок, где будем показывать свои коллекции. После завершения реставрации и описи фондов мы хотим сделать открытый доступ к части фондового богатства, как это делают на Западе. Также собираемся полностью переделать наш сайт и в будущем открыть раздел, где сможем показывать фотографии наших коллекций.

Недавно группу фондовых хранителей возглавила Анастасия Петрова - эта молодая девушка работала в Третьяковской галерее, в "Гараже", была директором галереи им. Люмьер, стажировалась в западных музеях. Команда музея постепенно обновляется, ровно настолько, насколько это диктует время.

- С какими трудностями вы сейчас сталкиваетесь в работе?

- О наших проектах и мероприятиях пока мало пишут. Мы взяли высокий темп, проводим много мероприятий, и очень хороших, но не успеваем их продвигать, поэтому пока немного проседаем с популяризацией своих мероприятий и получаем не такую большую отдачу, как хотелось бы. Но мы будем работать над этим.

Дети могут прямо на выставке поработать настоящими археологами: у нас есть специальная песочница, где ребенок знакомится с археологическим оборудованием, а потом может сам покопаться в песке и найти настоящий средневековый черепок

В крупных музеях в постоянных экспозициях показывают 3-5% своего фондового богатства. В нашем случае этот процент еще меньше, потому что фонды огромные

Более 1 млн единиц хранения насчитывают фонды Музея Москвы

Хотим соединить академическое музейное начало с уличным искусством, а высокое искусство связать с городской культурой

Россия. ЦФО > СМИ, ИТ > mn.ru, 20 января 2014 > № 997078 Алина Сапрыкина


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter