Всего новостей: 2554804, выбрано 4 за 0.001 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Сурыгина Марина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Сурыгина Марина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2017 > № 2231568 Марина Сурыгина

Голосовой поиск, второй экран, дополненная реальность — что меняет рынок Smart TV?

Марина Сурыгина

генеральный директор компании Tvzavr

Стартапы, видимо, не могут совершить революцию на рынке «умного телевидения», поделенном гигантами. Но они могут кардинально изменить мир digital и взаимодействие с пользователями

Сегодня интернет повсюду. «Всемирная паутина», еще полтора десятка лет назад опутывавшая лишь часть общества, распространилась глобально. Плавно, но стремительно «умная» революция произошла с телефонами, которые превратились в смартфоны, а позже перешла и на оплот социальной традиционности – телевизоры, которые есть в каждом доме.

Интерактив в телевизоре

Если семь лет назад рынок «умных» телевизоров нельзя было назвать массовым, тогда только появлялись подключенные к интернету модели и ими интересовались лишь «первые последователи». Сегодня Smart TV сформировали отдельный сегмент, создав по сути новую огромную индустрию. Smart TV – технология, представляющая собой цифровые сервисы, в которых взаимо интегрированы интернет и современные телевизоры. Проще говоря, это телевизоры, которые подключены к интернету — по умолчанию. Ранее это называли «связанное телевидение«(connected tv), что также четко отражает суть.

Основные виды Smart TV:

видео по запросу (video on demand, VoD) — доставка пользователю видеоконтента по его запросу (например, фильм заказывается из каталога);

интернет-телевидение (OTT, over the top) – доставка продукта, как правило, через протокол HTTP.

Мировой рынок SMART TV глобален: по итогам 2016 года, по прогнозным оценкам Futuresource, в поставках телевизоров доля умных телевизоров превысила долю в 59 %, а к 2020 году таких будет не менее 80 %. Для сравнения: к этому же рубежу рост рынка телевизоров в целом составит около 3 %. В численном выражении поставки всех телевизоров составили около 225 млн телевизоров на сумму в $86 млрд.

Что касается России, то в нашей стране 37% всех телевизоров, которые продаются в России магазинах бытовой техники, имеют функцию Smart TV (данные Gfk за 2016 год), и имеют доступную стоимость — от 15 000 рублей. По данным «МВидео», рынок телевизоров Smart TV в январе-феврале 2017 года составил более 14 млрд рублей, было продано 380 000 телевизоров, лидерами рынка остаются Samsung, LG и Sony. Рост продаж составил 6% по отношению к прошлому году, а средняя цена упала аж на 11%.

В России благодаря государственной программе устранения цифрового неравенства интернет проникает во все, даже самые удаленные от центра уголки России. По данным Ipsos Comcon, около 38% покупателей Smart TV подключают их к интернету, причем почти половина из них пользуются интернетом на телевизоре регулярно, а 1/3 – ежедневно (статистика вендоров).

Впрочем, рынок России имеет свою специфику. С одной стороны, удивительно, а с другой – совсем нет: по исследованиям TNS (ныне Mediascope), большинство телевизоров подключено к интернету в населенных пунктах, где небольшое количество или вовсе нет традиционных кинотеатров. Речь о идет прежде всего о городах, в которых проживает менее 800 000 человек. Удивительно – потому что передовые технологии принято ассоциировать с мегаполисами и «силиконовыми долинами», а вполне объяснимо – потому что специфика распространения имеет под собой прозаичные экономические причины. Так, билеты в кинотеатры достаточно дороги, тем более для похода в кино всей семьей – понадобится более 1000 рублей. Через «умные телевизоры» можно смотреть киноновинки по цене до 300 рублей, что значительно выгоднее покупки билетов в кинотеатр для всей семьи или компании. Поэтому рынок SMART TV, на мой взгляд, в России имеет блестящие перспективы.

Чего опасаются рекламодатели?

Один из драйверов рынка Smart TV - очевидно, реклама. Главное преимущество рекламы на Smart TV – это возможность взаимодействия с пользователем, интерактивность. Благодаря интернет-технологиям «умное ТВ» способно продемонстрировать адресную рекламу пользователям, которые смотрят определенные жанры (поведенческий таргетинг), таргетировать ее по модели и размеру диагонали телевизора.

Пользователь может нажать на кнопку, заказать обратный звонок, товары и услуги непосредственно через телевизор. Причем, стоимость рекламы на Smart TV значительно меньше, чем для аналогичного продукта на телевидении, так как считается интернет-размещением.

Также реклама на Smart TV способна продлить контакт бренда со зрителем на неограниченное время. Например, 30-секундный рекламный ролик при заинтересованности пользователя может превратиться в большой информационный продукт. Скажем, когда пользователь интересуется, как именно создается некий рекламируемый товар, то может запустить, например, 1,5-часовой фильм о работе предприятия, запустить интерактивную игру, почитать подробнее о предлагаемых товарах, заказать их.

Тем не менее такой аспект, как отсутствие общепринятых медиаизмерений, является барьером для рекламодателей. Зачастую возрастные категории, пол, наличие семьи и детей, иные категории практически проблематично оценить без стандартов в измерении Smart TV. Безусловно, мы знаем, сколько пользователей приходят смотреть фильмы на Smart TV, но, к сожалению, можем судить о них только по их поведению или при кросс-регистрации на других устройствах, ни одна из общепринятых систем подсчета не дает нам ответа на то, кто этот новый зритель, какой у него возраст, пол, уровень дохода и т.п. И это основной момент, который «отпугивает» рекламодателей от массового размещения рекламы на «умных» телевизорах. Попытки произвести комплексный и исчерпывающий анализ аудитории уже предпринимались, но пока ни один из измерителей не довел дело до конца. Тем не менее, возможности Smart TV все больше привлекают рекламодателей, и это стабильно будет способствовать развитию рынка в целом.

Телевизор в мире гаджетов: рынок гигантов

С развитием мобильных технологий может возникнуть вопрос: устоят ли телевизоры перед натиском и распространением других девайсов – более портативных. С высокой долей уверенности можно сказать, что будущее у «умных телевизоров» есть. Причина – прежде всего в том, что, с одной стороны, Smart TV постоянно совершенствуется, синхронизируясь с новыми технологиями для других девайсов. становится все более удобным для пользователей. С другой стороны, телевизоры всегда будут занимать свою нишу – прежде всего в качестве домашнего кинотеатра. Причем ранее основной сферой приложений были домашние развлечения, однако сегодня Smart TV все более распространяется и на корпоративный и образовательный сегмент.

К примеру, для удобства зрителей внедряются альтернативные способы управления:

Второй экран (пользователь ищет фильм на смартфоне, а смотрит его на большом экране телевизора). Так, к примеру, онлайн-кинотеатр tvzavr одним из первых внедрил технологию Samsung Multiscreen, и пользователи могут найти фильмы в приложении tvzavr для мобильных телефонов, а запускать их на проигрывание на большом экране телевизора. Если при этом приложение для Smart TV у них не установлено, телевизор сам предложит установить его и начать воспроизведение фильма. При этом можно управлять воспроизведением – увеличивать или уменьшать громкость, ставить на паузу. Также возможно более широкое применение второго экрана – показывать расширенную информацию о сценах фильма на экране смартфона, обсуждать фильм с друзьями во время просмотра и т. д.

Голосовой поиск. В этом году компания LG Electronics предложила разработчиком возможность использования голосового поиска в своих новых телевизорах. Пользователю не нужно больше стараться ввести поисковый запрос с экранной клавиатуры, достаточно лишь произнести его – система распознает и отобразит запрос, а приложение подберет релевантные результаты поиска.

Кнопки быстрого доступа к приложениям. Понимая популярность Smart TV, вендоры хотят, чтобы как можно больше пользователей пользовались этой функцией. В этом году LG Electronics также анонсировали возможность добавлять приложения на цифровые кнопки пульта, чтобы облегчить пользователям доступ к любимым сервисам. Не нужно выходить в специальное меню, искать приложение в списке – можно просто нажать кнопку и наслаждаться просмотром любимых фильмов. Интернет-кинотеатры с радостью восприняли такую возможность и стали рекламировать ее своим пользователям. Также популярным симбиозом вендоров и онлайн-кинотеатров стало добавление брендированных кнопок сервисов непосредственно на пульты телевизоров. Кроме того, Smart TV является единственной инфраструктурой, защищенной от пиратства. И благодаря этому онлайн-кинотеатры имеют возможность показывать фильмы на телевизорах Smart TV в коротком «цифровом окне» (то есть через 1-3 недели после проката в кинотеатрах), а, зачастую, одновременно с кинотеатрами. Безусловно, фильмы в ранних цифровых окнах позволяют онлайн-кинотеатрам собирать хорошую кассу.

Как мы видим, рынок Smart TV прочно закреплен за гигантами: Samsung, LG Electronics, Apple Inc., Google, Intel, Microsoft Corporation, Philips, Sony, Haier, and Toshiba, которые являются не только производителями телевизоров, но и разработчиками новых приложений и технологий в сегменте Smart TV. (К примеру, компания Google запустила свое «умное» ТВ Google TV, причем совместно с Sony, Intel and Logitech, тесно связано с платформой Android).

Да, кроме гигантов есть и амбициозные китайские вендоры, например Hisense и Skyworth, которые борются за своего покупателя, расширяя свое присутствие прежде всего в Китае. Стартапы, которые занимают весьма скромную нишу в собственно сегменте Smart TV но активны в смежных сферах, прежде всего в области и онлайн-кинотеатров, о которых было сказано выше.

Но не все так безоблачно: стартапы, не имея возможности совершить революцию на собственно рынке «умного телевидения», могут кардинально изменить мир digital и мир в целом, следствием чего, как предполагают некоторые аналитики может стать кончина гаджетов. Впрочем, стартапы действуют совместно опять же в партнерстве с гигантами рынка. Так, есть версия, что совсем скоро Samsung Galaxy S8 будет продаваться вместе с виртуальным помощником Bixby. По сути, это будет новая экосистема девайсов, новая концепция взаимодействия людей и мира техники. Основа такой концепции – контроль техники голосом.

Топ-менеджер Microsoft Алекс Кипман и вовсе считает, совсем скоро «дополненная реальность» может потеснить все устройства с экраном, в том числе телевизоры и гаджеты: фильмы, переписка в месседжерах, телефонные звонки будут проецироваться в глаза человеку. Стартап Magic Leap при поддержке Google разрабатывает автономную гарнитуру, при помощи которой изображения в формате 3D также будут транслироваться прямо в глаза.

Развитие рекламной модели

Smart TV является перспективным каналом для размещения рекламы. В мае 2017 года, компания Videology сообщила, что расходы компаний на рекламу в сегменте Smart TV выросли на 60% в 1 квартале, при этом количество запросов на рекламу на Smart TV выросли в 6 раз (с 1 квартала 2015 года). А компания Innovid, занимающаяся кросс-платформенным размещением рекламы, отчиталась о 4-кратном увеличении размещений на SmartTV. Такой рост обусловлен комплексом факторов.

Во-первых, повсеместное развитие OTT-сервисов и рост доходов от рекламной модели монетизации. К 2021 году рынок OTT вырастет до 65 млрд долларов, а доходы от рекламы OTT-сервисов через ТВ, по прогнозам аналитиков Diffusion Group, увеличатся до 31,5 млрд к 2018 году. Причины такого роста подтверждает глобальное исследование Nielsen — все больше пользователей (около 30%) переходит от кабельного и спутникового телевидения к онлайн-сервисам. При этом, пользователи готовы смотреть рекламу (59%) для получения доступа к бесплатному контенту.

Во-вторых, реклама на Smart TV более интерактивна и таргетирована. По данным компании BrightLine, показатель CTR интерактивной рекламы в Smart TV составляет 6%, в то время как обычно digital-реклама демонстрирует уровень 0,0175%.

В-третьих, компании развивают способы измерения и сбора данных о пользователях. Совсем недавно компания comScore объявила о запуске платформы OTT Intelligence, которая позволяет собирать данные о пользовательской аудитории OTT-сервисов на ТВ-платформах (таких как Netflix, Hulu,Amazon и даже YouTube). Также, американский стартап iSpot.tv запустил инструмент для отслеживания конверсии рекламы на Smart TV в режиме реального времени. А мировой лидер в управлении медиаинвестициями Group M занимается развитием технологии таргетирования и агрегирования данных о пользователях Smart TV.

Следует заметить, что в данном вопросе существуют ограничения по конфиденциальности, однако недавние события, связанные с Vizio (компания заплатила штраф в размере 2,2 млн долларов за несанкционированный сбор данных пользователей), станут ярким примером для игроков отрасли.

Россия в тренде

Российский рынок находится в тренде глобальных изменений рынка Smart TV, таких как последовательное увеличение проникновения устройств, повышенный интерес рекламодателей и ОТТ-сервисов.

По прогнозу JsonTV, количество устройств Smart TV к концу текущего года составит 29,8 млн штук. По данным «МВидео», рынок телевизоров Smart TV в январе-феврале 2017 года составил более 14 млрд рублей, было продано 380 тысяч телевизоров, лидерами рынка остаются Samsung, LG и Sony. Рост продаж составил 6% по отношению к прошлому году, а средняя цена упала на 11%.

Также, растет количество пользователей, использующих Smart TV для доступа к интернету. По информации Mediascope, количество пользователей Рунета увеличилось до 86 млн человек, при этом количество пользователей Smart TV увеличилось на 11%.

С увеличением числа выходов пользователей Smart TV в интернет, растет и интерес российских рекламодателей. Продажи видеорекламы в Рунете в 2016 году составили 6,6 млрд рублей, показав рост на 19%. При этом, аналитики отмечают Smart TV как один из драйверов роста. А аудитория рекламы на Smart TV, по информации одного из крупнейших селлеров рекламы IMHO, составляет около 4,2 миллионов уникальных пользователей в месяц. Также, топ-10 рекламодателей в видео-рекламе в России – FMCG компании (такие как Mars, P&G, Nestle) уже используют Smart TV для размещения рекламы (около 5% от бюджета). Небольшой размер средств объясняется отсутствием системы измерений. То есть российские компании сталкиваются с той же проблемой, что и компании на глобальном уровне. На данный момент Mediascope реализует пилотный проект, включающий измерение аудитории Smart TV, но результатов еще нет. В перспективе внедрение системы измерений позволит сделать процесс размещения рекламы более прозрачным, рекламодатели смогут планировать кампании исходя из проверенных аналитических данных. На мой взгляд, это повлечет за собой увеличение интереса рекламодателей к Smart TV.

Также на интерес к сегменту «умных телевизоров, с точки зрения размещения реклам, влияет развитие рекламных технологий. Например, российский стартап GetShop.TV успешной продвигает технологию интерактивной рекламы на Smart TV. В рамках недавней кампании с брендом Volvo, CTR составил 5,43%, что является значительным показателем для рекламы на ТВ.

Smart TV также является одним из приоритетов для развития ОТТ-сервисов. Доходы российских онлайн-кинотеатров от рекламы в 2016 году составили 4,7 млрд рублей, при этом игроки рынка сообщали о 5-10% доли Smart TV в этой сумме. К тому же, Smart TV является одним из главных платформ по привлечению платящей аудитории.

Резюмируя вышесказанное, хочу еще раз отметить, что Smart TV будет показывать уверенный рост в ближайшие 5-10 лет. Все большее число пользователей переходит к Smart TV с обычных устройств, и все большая часть аудитории мигрирует с кабельного ТВ на ОТТ-сервисы и интерактивное ТВ. С увеличением количества подключенных к интернету устройств, интерес ОТТ-сервисов и рекламодателей будет только расти. В перспективе, с развитием технологий измерения и управления, реклама на Smart TV встанет в один ряд с традиционными форматами рекламы.

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2017 > № 2231568 Марина Сурыгина


Россия. США > СМИ, ИТ > forbes.ru, 22 июня 2017 > № 2218514 Марина Сурыгина

Эра «Карточного домика»: как онлайн-кинотеатры завоевывают сердца и умы зрителей

Марина Сурыгина

генеральный директор компании Tvzavr

Что движет онлайн-кинотеатрами в разработке оригинального контента и каковы перспективы данного направления на международном и российском рынках?

В мае 2017 года прошел знаменитый кинофестиваль в Каннах. Помимо насыщенной программы, в рамках которой были показаны лучшие фильмы со всего мира, фестиваль был отмечен знаменательным событием — в нем впервые принял участие стриминговый сервис, а именно Netflix. Компания показала два своих фильма, а вслед за этим получила запрет на участие в 2018 году: теперь в этом конкурсе могут участвовать только фильмы, выходящие в обычных кинотеатрах.

Несколькими месяцами ранее Netflix, вместе со своим конкурентом Amazon, получили четыре «Оскара» на двоих. Первые полосы газет называли это событие «историческим» и отмечали начало новой эры в производстве контента — эры стриминговых сервисов. Что же движет онлайн-кинотеатрами в разработке оригинального контента и каковы перспективы данного направления на международном и российском рынках?

Бизнес онлайн-кинотеатров на глобальном рынке набирает обороты. В 2017 году, по данным Statista, ожидается увеличение доходов онлайн-видеосервисов по платной модели до $17 млрд. А Boston Consulting Group оценил всю индустрию таких сервисов (с учетом всех моделей монетизации) в $25 млрд в 2016 году, с ежегодным ростом на 20%! При этом половина доходов индустрии приходится на пять игроков отрасли — YouTube, Facebook, Amazon, Netflix и Hulu. Оставляя за скобками первых двух игроков (в силу их специализации на контенте, созданном пользователями), хотелось бы рассмотреть роль контента в бизнесе в первой тройке глобальных стриминговых сервисов.

Затраты на контент — один из ключевых показателей в экономике любого онлайн-кинотеатра. По мере своего развития, которое включает в себя наработку клиентской базы, выход на новые рынки и улучшения технологической составляющей, любой онлайн-кинотеатр сталкивается с необходимостью увеличения затрат на закупку контента. Достаточно взглянуть на график затрат на контент ведущих онлайн-кинотеатров за период 2012-2015 годов.

Как мы видим, затраты компаний растут по экспоненте и данные 2016 года подтверждают этот факт:

Amazon потратил около $3,2 млрд и планирует увеличить затраты до $4,5 млрд

Netlfix — $5 млрд , с планами по увеличению суммы до $6 млрд

Hulu — около $2 млрд, при этом в планах у компании – догнать Amazon, и выйти на уровень $4 млрд

При этом, складывается ситуация, при которой онлайн-кинотеатры тратят на контент больше средств, чем мейджоры.

Производство контента как часть бизнес-стратегии

Инвестируя в закупку и производство контента онлайн-кинотеатры решают различные бизнес-задачи, среди которых:

Привлечение и дифференциация аудитории

Пересечение аудитории характерно для всех онлайн-кинотеатров, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Так, например, согласно исследованию , около 50% подписчиков также подписаны на . При этом стоимость подписок у разных сервисов примерно одинакова (что в общих чертах характерно и для России), и в этих условиях основным дифференциатором становится контент. Так, например, по данным компании 3Vision, более 50% руководителей из сферы производства, дистрибуции и передачи контента отмечают высокую важность оригинального производства. А результаты глобального исследования потребителей подтверждает важность оригинального контента при выборе -сервиса.

Выход на локальные рынки

Последовательный процесс развития международного присутствия требует от онлайн-кинотеатров более ответственного подхода к выбору контента для локальной аудитории. Один из главных трендов сейчас – производство контента для локальной аудитории, что способствует укреплению локального бренда компаний. Так, например, произошло в Испании – одном из самых сложных рынков для в Европе. В то время как сделал ставку на снижение цены, выпустил сериал, ориентированный на испаноговорящую аудиторию (Las chicas del cable; Телефонистки). В результате, сервис преодолел отметку в 200 тысяч платных подписчиков и планирует увеличить свое распространение до каждого третьего домохозяйства в стране. По данным аналитиков из компании ZenithMedia, именно производство локализованного контента является сильной стороной на испанском рынке. Еще более показательным является пример Индии – благодаря ориентации на локальный контент, смог увеличить количество подписчиков до 9,5 миллионов за полгода, в 2,5 раза больше чем , который запустился в стране намного раньше. Осознав свою ошибку, компания заявила о инвестициях в размере 300 млн в производство локального контента для привлечения локальной аудитории!

В то же время, для оценки эффективности контентной политики OTT-сервисов используется такой показатель как количество просмотренных часов на каждый доллар, затраченный на производство. Так, например, банк UBS подсчитал, что среди американских игроков показатель эффективности составляет от 3,9 часов (Hulu) до 12 часов (Netflix).

В чем же секрет успеха в производстве и дистрибуции оригинального контента глобальных игроков?

Использование аналитики

Количество времени, которые зрители тратят на просмотр контента онлайн-кинотеатров исчисляется миллионами и миллиардами часов (Hulu — 700 миллионов часов в 2016 году, Netflix– 45 млрд часов в 2015 году). В связи с этим, онлайн-кинотеатры имеют огромный объем разнообразной информации о своих пользователях, начиная от их пола и возраста, и заканчивая тем, сколько секунд длятся паузы во время просмотра фильмов. Опираясь на эту информацию онлайн-кинотеатры определяют любимые жанры, актерский состав, тематику, и даже то, в какой период времени популярен тот или иной контент.

Например, перед тем, как приступить к производству сериала «Карточный домик», располагал следующей информацией:

Большинство зрителей посмотрели фильм «Социальная сеть» Дэвида Финчера от начала и до конца

Британская версия «Карточного домика» собрала большое количество просмотров

Зрители, посмотревшие «Карточный домик» также посмотрели фильмы с Кевином Спейси и/или фильмы Дэвида Финчера

Опираясь на эти три фактора, компания смогла создать контент, который завоевал «сердца и умы» аудитории — согласно исследованию, 86% подписчиков сообщили, что скорее всего не откажутся от сервиса из-за «Карточного домика» (правда при условии сохранения стоимости подписки на том же уровне).

Развитие способов продвижения

Даже при условии создания контента высокого качества с участием лучших актеров, остается риск того, что контент будет не востребован аудиторией либо станет «нишевым». В связи с этим, перед онлайн-кинотеатрами встает задача эффективного продвижения своей продукции, которую они успешно выполняют. Уже упоминаемый нами «Карточный домик» получил уникальную модель продвижения. Для этого Netflix создал 10 разных трейлеров, каждый из которых был ориентирован на собственную целевую аудиторию — фанатов Дэвида Финчера, фанатов Кевина Спейси и т.д. Результат превзошел все ожидания — 2 миллиона новых пользователей за 1 квартал.

Помимо этого, онлайн кинотеатры активно развивают рекомендательные сервисы. Так, например, 75% времени просмотра сервиса сгенерировано внутренней системой рекомендаций. Более того, 35% продаж получает за счет рекомендаций. А отчитался о том, что внутренняя система рекомендации позволяет сервису экономить $1 млрд в год.

Возможности российских игроков

К большому сожалению, игроки российского рынка пока слабо вовлечены в производство контента — например, Ivi объявлял о запуске собственного мультфильма, а Megogo занимался финансированием нового сезона популярного мультфильма «Казаки». Сейчас это самые яркие примеры производства контента российскими онлайн-кинотеатрами.

Одним из барьеров на пути развития направления производства контента является отсутствие достаточных средств. В целом, российские игроки не раскрывают данные о затратах на контент – по нашим оценкам, они составляют 30-40% от выручки. Таким образом, ориентируясь на финансовые результаты компаний за 2016 год, можно сделать вывод о затратах в диапазоне от 110 до 840 млн рублей для разных онлайн-кинотеатров, или от $1,8 до $14,4 млн. Эти цифры, безусловно, сложно сопоставить с показателями глобальных игроков, которые в среднем затрачивают около $4 млн на один эпизод сериала.

Также сказывается отсутствие наработанных моделей монетизации, отвечающих реалиям российского рынка. Проблема монетизации усугубляется ситуацией с пиратством и защитой контента – так, например, при запуске контента собственного производства по подписной модели существует риск его быстрого попадания в библиотеки пиратских фильмов.

Вместе с тем, на российском рынке намечаются определенные перемены, которые могут стать предпосылками для более активного участия российских игроков в производстве контента.

Во-первых, происходит последовательный отток аудитории крупных федеральных телеканалов, вызванный фрагментацией аудитории, к нишевым и неэфирным каналам. На первый план выходят такие факторы как отношения с пользователями, умение отслеживать их предпочтения и предлагать интересный контент. Российские онлайн-кинотеатры накопили данные о миллионах часов просмотренного контента, и могут монетизировать эти данные, создавая контент на основе анализа имеющейся информации.

Во-вторых, сокращается время телесмотрения поколений Z (15-20 лет) и Y (21-34 года), и именно эта аудитория наиболее расположена к миграции на ОТТ-сервисы. Создавая контент, ориентированный на представителей этих поколений, онлайн-кинотеатры способны выстроить долгосрочные отношения и обеспечить лояльность аудитории на несколько лет вперед.

Третий фактор, в отличие от предыдущих, опирается на производство контента для телеканалов и развитие сотрудничества с ними. Так, например, данные исследования KVG Research показывают, что производство контента для российских телеканалов выросло на 22% в 2016 году. Следуя данной тенденции, в мае 2017 года Tvzavr запустил совместный проект с продюсером Сэмом Клебановым – серию программ о кино, бизнесе и путешествиях. Эксклюзивные права на показ первого цикла «Каннские дневники» приобрел телеканал «Че». За неполный месяц трансляции программа привлекла внимание иностранных компаний — в частности, контентом Tvzavr заинтересовались телеканалы из Казахстана, Израиля и Балтии. Пример российского рынка показывает, что развивать производство контента в России возможно даже без привлечения сторонних инвестиций — подобный контент может быть интересен федеральным каналам и перспективы данного направления не переоценены

Россия. США > СМИ, ИТ > forbes.ru, 22 июня 2017 > № 2218514 Марина Сурыгина


Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 28 апреля 2017 > № 2159386 Марина Сурыгина

Пять трендов в развитии онлайн-кинотеатров: куда движется рынок

Марина Сурыгина

генеральный директор компании Tvzavr

В 2016 году доходы онлайн-кинотеатров от рекламы составили 4,6 млрд рублей, а доходы от платной модели — 2,7 млрд рублей. Для сравнения: легальные продажи DVD в России в 2009 году составил около $1,6 млрд, то есть российскому рынку онлайн-кинотеатров еще очень далеко до насыщения

В отличие от стран Запада, где рынок онлайн-кинотеатров является очень развитым и емким, в России сектор легальных стриминг-ресурсов только зарождается. По данным TelecomDaily, весь объем рынка онлайн-кинотеатров в России по итогам 2016 года составляет 7,4 млрд руб, мировой рынок интернет-кинотеатров, работающих только по платной модели, оценивается в $17 млрд (Statista).

Небольшие экономические показатели российского сегмента объясняются не только «молодостью», но и рядом других обстоятельств. Речь, прежде всего, о нелегальном контенте, пиратстве. Российские пользователи зачастую не осознают отличия между легальными и пиратскими ресурсами. По опросам Eset Russia, 53% респондентов не утруждают себя поисками легального контента.

Кроме того, в отличие от всего остального мира (прежде всего, стран Запада), где сегмент онлайн-кинотеатров сформировался на основе деятельности телеком-операторов или вырос из рынка видеокассет и DVD (как Netflix, первоначальная бизнес-модель которого включала в себя как раз физические продажи и прокат фильмов), в России рынок онлайн-кинотеатров зародился путем появления нескольких независимых игроков — tvzavr, tvigle, ivi, которые во многом освоились на рынке и наметили основные тренды — по объему рекламных возможностей, моделям монетизации и другим параметрам.

Вторым этапом развития стало вхождение в рынок крупных телеком-операторов, которые стали интегрироваться с онлайн-кинотеатрами или развивать собственные онлайн видеосервисы.

Телеком-операторы, обладающие обширной аудиторией (по предварительным данным «ТМТ-Консалтинг», в 2016 году объем абонентской базы только мобильных операторов составил 259 млн. пользователей), и мощной инфраструктурой, имеют возможность привлечь к легальным видеосервисам обширную дополнительную аудиторию и донести до нее практически любую идею или продукт, а существующие независимые онлайн кинотеатры, такие как tvzavr — опыт в монетизации видеоконтента и экспертизу продвижения в digital-пространстве.

В дальнейшем развитие рынка может пойти по такому сценарию: консолидация отрасли, появление крупных игроков рынка, в том числе через поглощения и слияния.

Потребности зрителя

С развитием рынка конкуренция будет усиливаться, но уже между укрупняющимися стриминг-ресурсами. При этом четкое понимание интересов, предпочтений и потребностей зрителя по-прежнему является главным фактором в борьбе за аудиторию.

В настоящее время развитие ТВ-технологий, в том числе приложений, идет по пути упрощения: основная часть населения предпочитает «смотреть то, что показывают». Именно поэтому онлайн-кинотеатрам необходимо заложить внутрь и историю смотрения пользователя, и рекомендательный алгоритм, то есть сформировать VоD-контент (Video on Demand — видео по требованию) и каналы так, чтобы зритель смог запустить их одной кнопкой.

С каждым годом зритель становится все более избирательным, предпочитая не только все более комфортный и удобный просмотр, простые в использовании технологии, но и все более качественный контент.

В свое время рекорд поставил «Аватар» Джеймса Кэмерона, который стал первым 3D-фильм в истории кино, собравшим $2,8 млрд. Новая технология и формат сподвигли миллионы людей пойти в кинотеатры, а также посмотреть фильм дома на телевизорах с поддержкой 3D. Сейчас эта технология уже не столь популярна и ее сменили другие.

В онлайн-кинотеатрах на сегодня основным форматом является Full HD (разрешение 1920×1080 пикселей), но постепенно наступает время и другого формата — 4K. Это обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4000 пикселей по горизонтали.

Мировой объем рынка 4К вырастет к 2018 году на 50%, к 2020 году по прогнозам составит $371 млрд. В России сегодня крупнейшие операторы включили технологии передачи видео-контента в стратегические планы, онлайн-кинотеатры, производители оборудования и телеком-операторы рассматривают 4К как важное направление для работы. Увеличение объемов контента в формате 4К поможет онлайн-кинотеатрам увеличить аудиторию, в основном, на Smart TV.

О совместном технологическом сотрудничестве в области развития экосистемы 4К в России договорились компания Huawei и онлайн-кинотеатр tvzavr: Huawei занимается разработкой интерактивной ТВ-платформы, инфраструктурных решений и абонентских устройств, а онлайн-кинотеатр предоставит свои ресурсы в области контента 4К для совместных проектов.

Также, учитывая потребности пользователей, онлайн-кинотеатры продвигают не только массовый, но и нишевой контент — например, tvzavr в ближайшее время представит своим зрителям большой каталог артхаусного кино.

Международная конкуренция

Очевидно, что западные игроки, занимающие ведущие позиции в мире, будут стремиться и далее расширять свои позиции.

В то же время и российские онлайн-кинотеатры выходят на глобальные рынки. Первым из российских игроков на международный рынок вышел tvzavr, запустивший приложение «Русское кино» на Smart TV и мобильных устройствах с целью популяризации русского кино во всем мире. Контент приложения на 100% состоит из российских фильмов, сериалов и мультфильмов, а также кинолент, созданных в Советском Союзе. Вслед за tvzavr на мировой рынок начали выходить и другие российские интернет-кинотеатры, такие как ivi и другие.

Впрочем, российское кино интересно не только населению России и СНГ, 30-миллионной русскоязычной зарубежной диаспоре, но и в дальнем зарубежье.

Например, китайские зрители с удовольствием смотрят российские и советские фильмы о Великой Отечественной войне и мультфильмы российского и советского производства, зрители из других стран с восторгом принимают авторское российское кино и киноновинки. Все это открывает для русского кино онлайн глобальные перспективы в продвижении за рубежом.

Конкуренция между онлайном и офлайном

Общество все больше «оцифровывается», стирается грань между онлайн и оффлайн. Применительно к соотношению традиционных и онлайн-кинотеатров это значит, прежде всего, новый уровень партнерства. Традиционные, оффлайн-кинотеатры не являются в полной мере конкурентами онлайн-кинотеатров, вопреки стереотипам. Скорее, это «друзья-конкуренты».

Это совершенно разный способ просмотра фильмов. Поход в кинотеатр — это событие, туда не ходят в одиночку — с семьей, с девушкой, с друзьями. Это своеобразный выход в свет, сопровождающийся, обычно, походом в кафе. В кинотеатр идут, чтобы посмотреть давно ожидаемую новинку раньше всех, чтобы можно было потом обсудить ее в социальных сетях. Ведь онлайн эта новинка появится минимум через 2 недели.

Просмотр фильмов онлайн — это, скорее, альтернатива традиционному телевидению. Их смотрят, чаще всего, вечером. Наиболее популярны в онлайн-кинотеатрах мультфильмы для детей, сериалы и кино для семейного просмотра.

Таким образом, между двумя видами кинотеатров есть не столько конкуренция, сколько де-факто партнерство: это разные ниши и разные эмоции, а онлайн-кинотеатры — отличная площадка для рекламы и популяризации оффлайн-кинотеатров.

Это подтверждается и статистикой: кассовые сборы за 2016 год в кинопрокате России и СНГ составили 52,8 млрд рублей (на 9,5% больше, чем в 2015 году). Посещаемость возросла на 11%, составив 213 млн зрителей (по предварительным данным «Бюллетеня кинопрокатчика»).

От рекламы к подписке

Бенчмарком в развитии российских интернет-кинотеатров является рынок США и Европы, имеющих многолетний опыт развития индустрии. Это же касается и моделей монетизации стриминг-ресурсов. В США 55% сервисов работают только по подписной модели.

В России большая часть контента онлайн-кинотеатров предоставляется бесплатно. Это сложилось исторически, так как логично продолжало модель смотрения бесплатных эфирных каналов, которых у нас, как известно, много, и контент на них можно назвать премиальным. Люди в России, в отличие от европейской и американской аудитории, в большинстве своем, просто не понимают, зачем нужно платить за контент.

Переход на платную модель в России сейчас происходит, благодаря широкому распространению смартфонов с магазинами приложений и контента, а также «умных» телевизоров.

С расширением линейки устройств, подключенных к интернету, доля web-платформ, где самой логичной моделью монетизации являлась реклама, начала падать, соответственно стало расти значение платной модели монетизации онлайн-кинотеатров. Российские игроки совершенствуют свои приложения на новых платформах, которые, являются локомотивом увеличения доли платной модели.

По итогам 2016 года интернет-кинотеатры сообщили о кратном росте платных подписчиков, к примеру, в tvzavr их количество увеличилось в 5 раз (количество тех, кто готов смотреть с рекламой, — всего на 20%).

В целом рекламная модель остается типовой для России, но ее доля снижается. Согласно исследованию TelecomDaily, в 2016 году доходы онлайн-кинотеатров от рекламы составили 4,6 млрд рублей, а доходы от платной модели — 2,7 млрд рублей. Для сравнения, по оценкам экспертов, объем рынка легальных продаж DVD в России в 2009 году составил около $1,6 млрд, то есть рынку наших онлайн-кинотеатров еще очень далеко до насыщения.

Digital TV Research отмечает, что Россия занимает 44% рынка Восточной Европы по количеству людей, потребляющих платный видеоконтент, их число составляет 2,48 млн человек, 2021 году прогнозируется рост до 9,172 млн.

В условиях молодого рынка и значительной конкуренции российские онлайн-игроки делают ставку на лояльную пользовательскую базу: платная модель позволяет привязать пользователя подпиской (на месяц, а в случае, если ему понравится, — продлить ее).

Росту доходов от платной модели будут способствовать, как ожидается, закон об онлайн-кинотеатрах (в частности, вводится дополнительная ответственность за размещение запрещенного контента) и закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов. Они позволят уменьшить аудиторию нелегальных игроков рынка и перевести ее в легальное поле.

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 28 апреля 2017 > № 2159386 Марина Сурыгина


Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 31 марта 2017 > № 2124455 Марина Сурыгина

Блокбастер на диване: как улучшить экономику онлайн-кинотеатров в Рунете?

Марина Сурыгина

генеральный директор компании Tvzavr

Российские онлайн-кинотеатры могут зарабатывать больше, если научатся показывать фильмы одновременно с кинотеатрами, привлекут больше молодежной аудитории или будут использовать новые технологии рекламы

В конце февраля 2017 года в СМИ появилась информация о заморозке онлайн-кинотеатра Zoomby из-за задолженности перед ВГТРК, которая насчитывает 46 млн рублей. Как следует из материала, онлайн-кинотеатр должен был рассчитаться за поставку контента частью рекламных доходов, однако не смог выполнить обязательства. Эти события в очередной раз заставили задуматься о финансовых перспективах онлайн-кинотеатров — и будущем отрасли в целом.Каковы бизнес-модели онлайн-кинотеатров в России и мире и как они могут увеличить выручку?

Говоря о российском рынке онлайн-кинотеатров, необходимо понимать примерный объем рынка. На данный момент, около половины россиян – 47 % населения страны или 69 млн человек потребляют видео онлайн, на онлайн-кинотеатры, по разным оценкам, приходится 38-40 миллионов человек. Около 70 % российского рынка приходится на онлайн-кинотеатры (Tvzavr ,ivi, Megogo, OKKO, и т.д), 7% занимают платформы цифровой дистрибуции, 12% — сервисы телеком компаний и интернет-версии телеканалов.

В 2016 году рынок онлайн-кинотеатров России был объектом пристального внимания общественности – инициативы по законодательному регулированию российских и иностранных сервисов, заявления о убыточности и бесперспективности бизнеса, и в то же время запуск российских проектов, ориентированных на мировой рынок. В феврале 2017 года произошли два события, связанные с правовым регулированием отрасли, которые влияют на бизнес онлайн-кинотеатров – Минкультуры опубликовало пояснения к постановлению Правительства и обязало онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения, а в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий блокировку «зеркал» пиратских сайтов.

Модели монетизации

Модели монетизации онлайн-кинотеатров можно условно разделить на два типа: платная (SVoD, TVoD, EST) и рекламная (AVoD). Для рекламной модели на мировом рынке также используется термин «freemium» или «условно-бесплатный». Ниже приведены определения различных способов монетизации.

AVoD – (Advertising Video on Demand) – пользователь получает бесплатный доступ к контенту, но при этом просмотр сопровождается показом видеорекламы

SVoD (Subscription Video on Demand) – модель, при которой пользователь получает доступ к контенту за счет оформления периодической подписки

TVoD (Transactional Video on Demand) – пользователь может арендовать контент, при этом аренда может быть ограничена количеством просмотров и временным промежутком

EST (Electronic Sell-Through) – пользователь получает доступ к контенту, без ограничений по времени и количеству просмотров, так называемая «покупка навсегда»

Большинство российских онлайн-кинотеатров работают по комбинированной модели (платная и рекламная), при которой значительная доля контента предоставляется на бесплатной основе, однако присутствуют различные варианты подписок, а новинки проката доступны только за отдельную плату.

Согласно исследованию TelecomDaily, объем рынка онлайн-кинотеатров в России по итогам 2016 года может увеличиться на 17,5%, до 7,4 млрд руб. При этом, 4,6 млрд руб. составят доходы от рекламы, а 2,7 млрд руб. — доходы от платной модели. В дополнение, по оценке J'son & Partners Consulting, доходы онлайн-кинотеатров, работающих по рекламной модели (AVoD), выросли, в среднем, на 19% в 2016 году. Некоторые онлайн-кинотеатры показали рост быстрее рынка.

Причина популярности рекламной модели монетизации среди российских онлайн-кинотеатров объясняется тем, что во время становления рынка игроки использовали только WEB-платформу, для которой рекламная модель является самой органичной. К тому же, видео-реклама демонстрирует высокие показатели роста. Объем рынка видеорекламы в России в 2015 году, по данным IAB, составил около 5,6-5,8 млрд руб. или 6% от объема всей интернет-рекламы. Эксперты прогнозировали в 2016 году рост сегмента всего на 10%, однако уже после первого квартала стало ясно, что видеореклама растет почти в два раза быстрее. По предварительным оценкам, в 2016 году она выросла на 18-20%. По словам представителей рекламного селлера IMHO, в 2017 году рост рынка видеорекламы составит порядка 15-20%.

На данный момент игроки российского рынка активно развивают новые платформы – мобильные устройства, планшеты, Smart TV, для которых более выгодна платная модель монетизации. Особенно это коснулось Smart TV, которая сейчас является самой удобной платформой для просмотра контента в высоком качестве.

По оценке компании Digital TV Research, Россия занимает 44% рынка Восточной Европы по количеству людей, потребляющих платный видеоконтент, их число составляет 2,48 млн человек. К 2021 году эксперты прогнозируют рост до 9,172 млн. Эти данные внушают оптимизм, к тому же в последнее время российские игроки сообщают о увеличении числа платящих пользователей, например, у нас их количество выросло в 5 раз за прошлый год.

Несколько другая ситуация на западном рынке, в частности США – 55 процентов сервисов работают только по подписной модели, например — Amazon Prime, Netflix, Hulu. Более того, сервисы, занимающиеся исследованиями OTT-рынка, не включают доходы от рекламы в оценку рынка. Так, например, сервис Statista в прогнозе на 2017 год оценивает мировой рынок онлайн-кинотеатров, работающих по платной модели в $17 млрд.

Азиатские сервисы, например, онлайн-кинотеатры Китая, также, как и российские, используют комбинированную модель, но разница заключается в количестве пользователей. Например, iQIYI, один из популярных китайских сервисов сообщал о 250 млн пользователей, просматривающих контент по рекламной модели ежедневно.

Структура расходов

Основные статьи расходов любого онлайн-кинотеатра – закупка и распространение контента, поддержка и развитие технологической базы и затраты на продвижение, то есть маркетинг и PR.

На российском рынке практически невозможно посчитать количество средств, которые компании затрачивают на закупку контента у поставщиков, эти данные игроки не раскрывают. По нашим представлениям, эти расходы составляют 30-40% от выручки, и варьируются от сервиса к сервису. Все зависит от количества поставщиков, партнерских соглашений с мейджорами, сегментации контента в онлайн-кинотеатре (премиальный, бесплатный и т.д), анализа пользовательских предпочтений. К тому же, очень часто поставщики продают не отдельные фильмы, а каталоги, в которые могут входить как новинки кинопроката, так и старые фильмы. Согласование формулировок соглашений и условий – ключевой момент в взаимоотношениях с правообладателями.

В 2015 году, ключевые игроки американского рынка (Netflix, Hulu, Amazon Prime), потратили от $1,5 до $3 млрд. в год на закупку контента. В 2016 году Netflix потратил около $5 млрд. на контент и планирует увеличить эту сумму до $6 млрд. в 2017 году. Подобный объем выделенных средств обусловлен не только закупкой, но и производством собственного контента – съемки сериалов (например, «Карточный домик») и покупка эксклюзивных прав на фильмы. Последний пункт, помимо доходов от дистрибуции, приносит и значительные репутационные выгоды – на прошедшей церемонии Оскар картины Amazon и Netflix получили 4 награды! На мой взгляд, производство собственного контента – именно то направление, которое российские кинотеатры будут развивать в ближайшие годы. Это позволит дистанцироваться от пересечения аудиторий различных сервисов, которая является нормой не только в России, но и в мире (к примеру, 68% аудитории Amazon Prime подписано на Netflix)

Барьеры и тенденции развития

В силу своей молодости, российский рынок онлайн-кинотеатров остается неоднородным, он подвержен изменениям. На данный момент можно говорить о следующих проблемах, влияющих на игроков рынка – пиратство и отсутствие эффективных правовых механизмов, направленных на борьбу с ним; несформированная культура потребления легального контента; появление законодательных инициатив, касающихся регулирования отрасли – в частности, т.н. законопроект об онлайн-кинотеатрах, ограничивающий долю иностранного участия в онлайн-кинотеатрах России. Ситуация с этим законопроектом может значительно повлиять на приток инвестиций в отрасль и инвестиционный климат в России, который на данный момент улучшается ( по данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR) Global, объем инвестиций в Россию в 2016 году вырос в 5,5 раз).

К тому же, совсем недавно Министерство Культуры РФ опубликовало пояснения к постановлению правительства о правилах выдачи прокатных документов. Теперь онлайн-прокат включен в список обязательных условий для получения прокатного удостоверения и попадает под формулировку «показ фильма «другим техническим способом». На данный момент сложно предсказать последствия, так как существуют юридические неточности в тексте постановления, не ясна ситуация в отношении такого направления как catch-up (показ контента «сразу после эфира»), непонятна механика получения дополнительных прокатных удостоверений, особенно в отношении старых фильмов.

К вышеперечисленному можно добавить опасения экспертов и мнения о отсутствии прибыли в отчетах онлайн-кинотеатров. Проблемы с выходом на операционную прибыль существуют у всех кинотеатров, но сейчас ситуация меняется. Например, представители Tvigleзаявляли о выходе на прибыль, правда без уточнения объема прибыли и подтверждения в SPARK. Сейчас более важным является динамика роста доходов, которая для многих российских компаний остается положительной и быстрее рынка.

Все эти проблемы влияют на модели монетизации бизнеса, и на данный момент мы видим несколько способов увеличения выручки онлайн-кинотеатров:

Сокращение «цифровых окон» в показе фильмов. Как правило, промежуток между началом показа фильма в кинотеатре и онлайн составляет 3-4 недели для российских фильмов и от 16 недель до 6 месяцев для западных. Сокращение этого срока, а в идеальном варианте – показ одновременно с кинотеатром позволит привлечь аудиторию и, тем самым, увеличить выручку онлайн-кинотеатров.

Международная экспансия. Пункт может показаться спорным, однако мы не можем забывать о русскоязычной аудитории за рубежом – по разным оценкам это 30-35 миллионов человек. Интерес к русскому контенту подтверждают, например, последние новости о продаже продюсерским центром «Среда» прав на показ 4 сериалов компании Netflix.

Более активная работа с «поколением Z» (15-20 лет) и «миллениалами» (21-34 года) – по оценке компании Nielsen, 40% и 38% от данных аудиторий соответственно, готово перейти на онлайн-сервисы взамен кабельному и спутниковому телевидению.

Внедрение более персонализированной, интерактивной кроссплатформенной рекламы, основанной на данных геотаргетинга и интересах пользователя.

Совместная работа игроков отрасли по борьбе с пиратским контентом и продвижение культуры легального потребления контента. Эта мера направлена на долгосрочную перспективу, но все же мы можем говорить о корреляции между блокировкой пиратских сервисов и переходом аудитории с этих ресурсов на легальные площадки. Ранее объем мирового рынка пиратского контента оценивали в $200 млн (из них русскоязычные сервисы – порядка $30 млн).

Расширение библиотеки контента в формате 4К. Добавление контента в формате 4К позволит привлечь дополнительную аудиторию, в том числе из сегмента Smart TV. На данный момент, согласно исследованиям, около 50% OTT компаний рассматривают 4К как важное направление для работы. В целом, по оценкам экспертов данное направление будет демонстрировать устойчивый рост, и может достигнуть $371 млрд. к 2020 году.

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 31 марта 2017 > № 2124455 Марина Сурыгина


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter