Всего новостей: 2555791, выбрано 2 за 0.001 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?  
главное   даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикации  | источнику  | номеру 

отмечено 0 новостей:
Избранное
Списков нет

Бородина Арина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Бородина Арина в отраслях: СМИ, ИТвсе
Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2014 > № 1122922 Арина Бородина

Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды

Арина Бородина

колумнист Forbes

Арина Бородина специально для Forbes подводит итоги телесезона 2013/2014 на основных российских телеканалах. Часть вторая

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Что еще смотрела страна по телевидению, кроме Олимпиады и пропаганды, читайте в третьей части материала Арины Бородиной.

Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

Доля телепрограммы – количество человек, смотревших данный канал (программу), среди общего количества телезрителей в рассматриваемый момент времени. Выражается в процентах

Высокие рейтинги олимпийских трансляций могут служить вполне убедительным аргументом в споре с противниками Игр о том, нужна ли была гражданам России Олимпиада в Сочи. Телевизионная аудитория точно встретила ее на ура.

Но еще более эффективно сработала телевизионная пропаганда в отношении Крыма и Украины в целом.

Все без исключения эфирные российские телеканалы, где выходят выпуски новостей («Первый», «Россия 1», НТВ, «ТВ Центр», «Пятый», «РЕН ТВ», «Звезда», «Россия 24»…), выступили единым фронтом с идеологической разнарядкой российской власти. Такого мощного залпа по зрительской аудитории еще не было ни у одной политической кампании — ни у выборов президента Путина, ни у съездов «Единой России», ни даже у войны с Грузией в 2008 году. Начиная с февраля и до настоящего момента подавляющая часть ежедневных выпусков новостей и итоговых программ трех главных федеральных телеканалов посвящена только теме Украины. Внутренняя жизнь России и ее граждан практически исчезла с экранов телевизоров. Весной в новостях вообще прекратили рассказывать и вспоминать о том, что в Российской Федерации есть отдельные регионы и области, есть посевные и надои, строительство дорог и мостов и даже все та же «Единая Россия».

После того как Крым стал российской территорией, из телевизора совсем исчезли проблемы, которые пусть и с сильными перебоями, но все-таки иногда доходили до телеэкрана.

Никто не рассказывал зрителям про их пенсии (аудитория узнавала только про начисление ставок для крымских пенсионеров), про проблемы ЖКХ, больницы, детские сады, школы, детские дома — все куда-то растворилось. Об этом российское телевидение уже не вспоминало. На экране был один Крым и еще зловещая Украина. Ее новый страшный образ телезрителям страны сформировали очень быстро. Фактически во всех телевизорах звучала только одна точка зрения: на Украине «фашисты», «нацисты», «бандеровцы», «каратели», «бандиты»... Без всяких оговорок и отступлений. Вся Украина в эфире российского телевидения стала фашистским государством. В этой идеологической риторике особенно преуспели каналы ВГТРК и главная программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым.

В среднем в течение трех месяцев в «Вестях» в 20:00 и в программе «Время» было по 10 сюжетов продолжительностью от 7 до 10 минут каждый, посвященный только одной теме и одной мысли — на Украине окопалась «киевская хунта», которая ведет «карательную операцию». А всего за день таких выпусков выходило десятки! Новости вместо стандартных 20-30 минут (максимум 40) продолжались по часу, а то и больше. Итоговые программы «Вести недели» («Россия 1») и «Воскресное Время» («Первый») еще с марта перешли на двухчасовой режим вещания. И основные темы — антиукраинские.

Почти два месяца госканалы, часто без объявления, меняли свои программные сетки, смещали время выхода главных сериалов и популярных развлекательных программ. Некоторые проекты вообще слетали с эфира, а вместо них выходили ежедневные многочасовые политические дискуссионные форматы с одним и тем же набором гостей (причем на двух госканалах) и с одной монотемой: на Украине все враги, и враг у ворот. Звучали и открытые призывы вводить войска на территорию Украины. Не отставало и НТВ, где появлялись целые циклы (чаще всего по выходным дням в разгар вечера), посвященные различным политическим лидерам Украины. Достаточно было услышать название фильма «Принцесса у параши» (посвящен Юлии Тимошенко, показывали в субботний прайм-тайм), чтобы представить себе уровень «расследования» в эфире общенационального телеканала НТВ.

А на «России 1» доходило до того, что «Вести» в 20:00 шли почти час, потом уходили на «перерыв», где показывали «Спокойной ночи, малыши!», а потом снова возвращались в эфир, и после прощания с детьми Хрюши, Степашки и других героев на государственном российском канале в «Вестях» продолжали еще около часа рассказывать зрителям про украинских «бандеровцев» и «фашистов». Потом кто-то на ВГТРК понял, что «Спокойной ночи...» на этом пропагандистском фронте все-таки лишние и мешают идеологическим задачам. И их отправили уже на мирный канал «Культура», где они сейчас и выходят, а «Вести» продолжали уже без программных помех больше часа в прайм-тайм сражаться с «киевской хунтой».

Официальной войны между Россией и Украиной никто не объявлял.

Но в российском эфире шла настоящая информационная война с полной мобилизацией пропагандистских ресурсов, направленная на уничтожение отношений между этими странами.

Иногда, правда, в эфире доходило до полного абсурда. В апреле в эфире двух российских телеканалов случилась история, которая должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж.

В одном из специальных выпусков НТВ «Чрезвычайное происшествие», который не был объявлен в эфире, показали сюжет из Николаева. В больничную палату к некоему Андрею Петкову пришел корреспондент НТВ. В ходе сюжета с плашкой «Эксклюзив НТВ» (!) выясняется, что этот Андрей, «немецкий наемник», привез для «Правого сектора» €500 000. Но потом в ходе потасовки он был ранен и привезен в больницу. В больнице Андрей фактически соглашается с тем, что да, он немецкий наемник и привез на Украину €500 000 для того, чтобы их использовали в борьбе против «сторонников федерализации». В этот же вечер, спустя всего полчаса, на канале «Россия 1» в главном выпуске программы «Вести» в сюжете из Николаева показывают того же самого Андрея Петкова в той же самой больничной палате. Но за эти полчаса у одного и того же человека, благодаря российскому телевидению, полностью меняется биография (там вообще много разночтений с НТВ — по поводу гражданства, количества паспортов, профессий, мотивации приезда на Украину...) и политическая позиция. По версии «Вестей», Андрей Петков оказался не «немецким наемником», а наоборот, выступающим против тех, кто поддержал майдан. А эти самые €500 000 (они здесь в сюжете тоже фигурировали) в трактовке корреспондента «Вестей» оказались уже нужны не для «Правого сектора», а для того, чтобы купить форму и помочь «сторонникам федерализации»! Но и в «Вестях», пусть уже и с другими целями, Андрей Петков попал в потасовку и оказался в больнице. Что должен был подумать зритель? Кто перед ним — «немецкий наемник» или «сторонник федерализации»? Кому из двух российских телеканалов — НТВ или «России 1» — верить?

Первыми не выдержали «Вести».

Через два дня в главном выпуске в 20:00 они снова показали Андрея Петкова, посвятив ему уже целый трехминутный сюжет. Он все в той же больничной палате. Но на койке у него появилась георгиевская ленточка (до этого ее не было). Ленточку крупно показывают в кадре, корреспондент в конце добавляет, что она придает Андрею душевных и физических сил. Более того, в сюжете «Вестей» появляются два синхрона по скайпу народного мэра Николаева и кого-то еще из его сторонников. Оба они заверяют зрителей, что Андрей свой, он не в первый раз приезжает, не в первый раз поддерживает народных ополченцев. В общем, такой оптимистический сюжет. Но и это был не конец.

В долгу перед зрителем не осталось и НТВ. Они сделали еще более фантасмагорическое продолжение истории Андрея Петкова. В их новом сюжете (после первого прошла почти неделя) он оказался уже... сумасшедшим. В буквальном смысле слова. В кадре неожиданно появляется найденный родной старший брат Андрея (нестрашно, что братья совсем не похожи, был же «герой» сначала немецким врачом, потом наемником, у которого был то один паспорт, то сразу четыре), живущий в провинции. Брат говорит, что Андрей стоит на учете в психдиспансере (в кадре крупно показывают вывеску психиатрической больницы) и что у него весеннее обострение, а родственники никак не могли его найти и вот увидели по телевизору. Потом на НТВ еще показали какие-то медицинские выписки, подтверждающие сумасшествие Андрея, а сам он на камеру признается (все в той же больничной палате), что да, он не здоров, что он лечится и у него шизофрения. И главное, он совершенно не знает немецкого языка, изучал его по песням на старых грампластинках! И сюжет НТВ так и заканчивается: в кадре звучит песня в плохом качестве на немецком языке, что-то из классических старых советских фильмов о войне про фашистов. А Андрей Петков на скверном немецком пытается ее напевать прямо на камеру.

Это удивительная история пропагандисткой кампании, когда два дружественных друг другу российских общенациональных телеканала даже не смогли договориться между собой, а показывали такую сфабрикованную ерунду, что в их эфирах один и тот же «герой» прошел путь от «немецкого наемника» до соратника народных ополченцев, закончив его рядовым сумасшедшим, выучившим немецкий язык по песням на пластинках. Впрочем, у «Вестей» еще остался шанс. Зрители этого госканала могли не узнать, что Андрей Петков на НТВ «разоблачен» как сумасшедший. Он ведь на «России 1» так и остался борцом и «сторонником федерализации» с георгиевской ленточкой на больничной койке.

Если же говорить об идеологической кампании против Украины через рейтинги, то уникальный рекорд в этом телесезоне принадлежит программе «Время».

Он отчетливо характеризует воздействие пропаганды на российскую телевизионную аудиторию. Если в январе 2014 года по итогам каждой недели у зрителей страны лидером традиционно был Андрей Малахов с «Пусть говорят», а в феврале олимпийские трансляции, то начиная с марта программа «Время» и в Москве, и в других городах становилась самой популярной 13 раз. Исключений всего три: финал детского «Голоса» (апрель), специальный выпуск новостей после парада на Красной площади (9 мая) и финал Чемпионата мира по хоккею, где встречались сборные России и Финляндии (25 мая). Все это выходило на «Первом канале». По итогам недели с 16 по 22 июня программа «Время» тоже отступила. Но вынужденно. Потому что трансляция на «России 1» Чемпионата мира по футболу, где сборная России играла с Бельгией, все-таки интересовала аудиторию гораздо больше — доля там была около 32%. И зрителей можно понять. На неделе с 23 по 29 июня «Время» тоже отступило на одну позицию вниз и тоже из-за футбола — невероятные рейтинги были у ночной трансляции решающего матча российской сборной с Алжиром за выход в 1/8 финала. После часа ночи на «Первом канале» доля аудитории только в Москве составила 54,5% (таких показателей сейчас даже в разгар вечера не бывает). 

Весь же остальной сезон самой популярной программой российского эфира была программа «Время» с рекордными показателями, которые получал редкий отечественный сериал. В среднем более четверти всех зрителей Москвы и остальных городов страны включали на «Первом канале» программу «Время» каждый день! Примечательно, что именно в марте, когда Крым стал субъектом РФ, доля «Первого канала» составила более 16%, тогда как у «России 1» было 13,9% зрителей. А итоговая программа «Воскресное «Время»«с Ирадой Зейналовой на неделе, когда в Крыму проводили референдум, получила рекордный показатель, вошедший в число самых популярных телепроектов «Первого» по итогам сезона — с долей около 25%. Показатели «Вестей» и «Вестей недели» на «России 1» тоже увеличились (в среднем от 15-17% у новостей и от 17-20% у итоговой программы Дмитрия Киселева), но в число самых популярных телепроектов сезона они не вошли. Рейтинги круглосуточного информационного канала «Россия 24» в этом телесезоне тоже выросли благодаря трансляции выпусков с Украины. Если год назад общероссийская доля аудитории «России 24» с сентября 2012 по май 2013 года составила 1,1% (среди зрителей старше 18 лет), то спустя год — 2,3%. Но влияние «России 24» при таком минимальном охвате по сравнению с той же программой «Время», чья доля выше в несколько раз, конечно, было не столь эффективно. 

Если российские телезрители больше трех месяцев смотрят программу «Время» каждый день активнее, чем любой сериал, а точка зрения там представлена только одна, не стоит удивляться, что граждане страны в подавляющем большинстве уверены, что на Украине действительно фашизм и нацисты. В этом смысле именно российское, прежде всего государственное, телевидение несет ответственность за ненависть и агрессию людей, россиян и украинцев друг к другу.

Именно телевидение, а не указы и постановления власти оказалось настоящей разрушающей силой в отношениях между Россией и Украиной. 

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2014 > № 1122922 Арина Бородина


Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2014 > № 1122860 Арина Бородина

Телевизор Олимпиады и Украины: эфир без политики

Арина Бородина

колумнист Forbes

Арина Бородина специально для Forbes подводит итоги телесезона 2013/2014 на основных российских телеканалах. Часть третья

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Как пропагандистские передачи били телевизионные рекорды, а два общенациональных телеканала не смогли поделить одного украинского «героя», читайте во второй части материала Арины Бородиной.

Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

Доля телепрограммы – количество человек, смотревших данный канал (программу), среди общего количества телезрителей в рассматриваемый момент времени. Выражается в процентах

Телевизионная жизнь продолжалась и вне политических кампаний и идеологической обработки населения. Сериалы в этом сезоне продолжали оставаться основной движущей силой эфира. И здесь тоже больше всего удача улыбнулась «Первому каналу». В топ-10 самых рейтинговых сериалов сезона (см. таблицу) - только по одному от «России 1» («Пепел») и НТВ («Ментовские войны-7»). Все остальные — «Первый». Хотя год назад картина была не такой: НТВ и «Россия 1» были представлены куда шире.

А лидер среди сериалов по рейтингам — украинский «Нюхач» про детектива-самородка, нападавшего на след преступников по запаху. Вышел сериал как-то незаметно, под самый конец года, в середине декабря, а в итоге получил самые высокие рейтинги в телесезоне — около трети всех зрителей смотрели его в эфире «Первого». 

Самым обсуждаемым и резонансным сериалом этого телесезона стала «Оттепель» Валерия Тодоровского на «Первом канале». Он не попал в десятку лучших по максимальным показателям, но прошел с хорошими рейтингами, в среднем собрав долю выше 22%. Вообще в первой тридцатке сериалов среди всех зрителей старше 18 лет, большая часть прошла с долей выше 20%.

Но сериал «Оттепель» с блестящим актерским ансамблем, стилем режиссера и атмосферой времени, одноименной песней Константина Меладзе, мгновенно ставшей хитом, стал событием, которого давно не было в телеэфире.

Недаром этот сериал на недавно прошедшей обновленной премии ТЭФИ признан не только лучшим сериалом (а сам Тодоровкий еще получил ТЭФИ и как продюсер «Оттепели»), но и финалистом в номинации «событие телевизионного сезона».

На «России 1» самый рейтинговый сериал — «Пепел». Два главных героя, в исполнении Владимира Машкова и Евгения Миронова, в силу обстоятельств, поменялись судьбами: офицер превратился в бандита, бандит — в офицера Советской Армии, да еще получил в придачу жену. Сериалу сильно досталось от критики, зато зрители наградили его своим вниманием и высокими рейтингами. «Пепел» в среднем смотрело более 27% общероссийской аудитории. А еще одна громкая сериальная премьера «России 1» — «Шерлок Холмс» Андрея Кавуна — совершенно провалилась по рейтингам. Нового Шерлока в исполнении Игоря Петренко и доктора Уотсона — это последняя работа Андрея Панина — аудитория отвергла. Видимо, в силу привычки к классической версии Игоря Масленникова. Но Кавун сделал великолепную виньетку, талантливый фильм, который, возможно, еще оценят в будущем. Про «Бесов» Владимира Хотиненко, показанных 25 мая, в день президентских выборов на Украине, вспоминать неловко, поскольку тут хватило бы только одного упоминания про бездарное программирование, которое канал «Россия 1» приготовил этому сериалу, чтобы говорить о его провале с точки зрения рейтингов у массовой аудитории.

«России 1» в этом телесезоне не везло с сериалами.

«Первый канал» накрыл прайм-тайм и здесь, показав с десяток разножанровых сериалов (при этом отличающихся уровнем качества между собой — от типовых до вполне приличных), которые приносили высокие рейтинги, заметно выигрывая массовую аудиторию у своих конкурентов. А под конец телесезона «Первый» представил сериал «Куприн», в трех частях, по мотивам произведений Александра Куприна. Его тепло встретила критика, а зрители, судя по рейтингам, особенно высоко оценили «Яму».

Заметной премьерой сезона на «России 1» стала телепремьера, успешно прошедшего в прокате фильма Николая Лебедева «Легенда №17», посвященного звезде советского хоккея Валерию Харламову (Данила Козловский) и знаменитому тренеру Анатолию Тарасову (Олег Меньшиков). Госканал поставил показ картину в праздник, 4 ноября, в День народного единства, подчеркнув таким образом ее статус. Доля по стране была 23,2%, а второй показ, в день открытия Олимпиады, прямо перед церемонией открытия, собрал уже 19%. А в июне «Легенда № 17» получила от президента Путина Государственную премию.

Кроме отечественных сериалов на «Первом» и в этом телесезоне было две мировых премьеры. 1 января показали третий сезон суперпопупялрного «Шерлока Холмса» (ВВС), не считая часовых поясов, разница в показе с Лондоном была всего несколько минут. Таковы были условия контракта. И несмотря на то, что в России была глубокая ночь и новогодние каникулы, премьерные серии «Шерлока» собрали очень высокие рейтинги, особено у молодых зрителей от 18 до 30 лет. А вот второму сезону американского «Карточного домика» (House of Cards), который на канале показале в начале февраля, совсем не повезло. Политический детектив с Кевином Спейси в главной роли должен был выходить по будням в полночь. Почти так же, как и год назад. Но из-за бесконечных изменений в сетке в связи с украинскими событиями и экстренными выпусками дискуссионных форматов по этой теме, «Карточный домик» постоянно выходил хаотично, часто совсем глубокой ночью, так что аудитория толком не смогла его увидеть по телевизору.

Неудачно прошло на «России 1» и шоу музыкальных пародий-двойников «Один в один». Если первый сезон этой программы, тогда выходившей на «Первом», год назад закончился с рекордными рейтингами (доля выше 30%), став самым популярным развлекательным проектом года, то второй сезон, который после беспрецедентного скандала стал выходить на ВГТРК, прошел очень скромно. На «Первом» в ответ лоб в лоб поставили похожий проект «Точь-в-точь», и три месяца, разницей в час, обе программы выходили по воскресеньям. Зритель разошелся по двум госканалам, но все и тут закончилось победой «Первого»: средняя доля шоу по стране «Один в один» («Россия 1») составила 15,6%, у «Точь-в-точь» («Первый канал») — 19,2%. Стоило ли платить столь большие деньги за перекупку проекта?

У «Первого» в этом сезоне сработали два шоу — уже ставший «телебестселлером» «Голос» (с первого выпуска проект сразу получил долю выше 30%) и детский «Голос» (его выпуски в среднем собирали около 25% аудитории).

На НТВ среди лучших проектов сезона два выпуска откровений самой знаменитой пара страны — Аллы Пугачевой и Максима Галкина. В программе «Новые русские сенсации» они рассказали о своих новорожденных детях. Эксклюзив зрители оценили по достоинству — около 24% доли по стране. Хорошие рейтинги были у «Центрального телевидения» (во второй половине сезона особенно), но в топ-10 программа не вошла. Все самое популярное на НТВ — это все те же криминальные сериалы, среди которых самый рейтинговый — седьмая часть «Ментовских войн». Название стало уже нарицательным, но сюжет по-прежнему собирает большое количество зрителей. И почти нет сомнений, что восьмой сезон, премьеру очередных «Ментовских войн», зрители, особенно москвичи, будут ждать с нетерпением. В остальном же у НТВ рейтинги заметно просели.

СТС и ТНТ в этом телесезоне разделились каждый по своим нишам. И острая конкуренция, которая еще два года назад была очень заметна, постепенно ушла в тень, оставив эти два канала для молодых и активных зрителей, один на один со своими разными, не пересекающимися телеформатами.

У СТС два несомненных сериальных хита, которые прошли с высокими рейтингами, получили зрительские симпатии и отмечены профессиональными премиями. Это «Кухня» (два сезона) и «Молодежка». Мелодрама о молодой хоккейной команде — это редкий случай, когда настоящим хитом на СТС стал не ситком, а вполне серьезный сериал с разными типами социальных и психологических портретов героев. Оба сериала во главе топ-10 канала, с показателями в целевой аудитории в два-два с половиной раза выше среднего.

У ТНТ по-прежнему абсолютно свой вектор.

Незыблема страсть зрителей канала к экстрасенсам и их битвам, десятилетие неугасающему «Дому-2» и не менее вечному «Комеди Клаб». Ну а на смену сериальному хиту «Интерны» (он в этот раз на третьем месте) пришел «Физрук». Сериал с Дмитрием Нагиевым в главной роли о том, как бывший бандит стал учителем физкультуры в средней школе, вызвал возмущение даже у депутата Елены Мизулиной, предлагавшей запретить его к показу по телевизору. По нынешним временам запрет Мизулиной — это даже больше, чем премия ТЭФИ. Тем более, что максимальный показатель первого сезона «Физрука» — доля аудитории более 30% (14-44) — выше средних показателей канала в три раза. Это несомненный успех.

Под конец сезона ТНТ показал очень необычный, даже по меркам своей аудитории, сериал — «Сладкая жизнь». О частной жизни молодых людей. Там есть и секс, и мат. Но все органично и почти как в реальности. На канале ищут новые жанры, правда, как они приживутся, будет понятно в новом сезоне. Но пока премьера первой части «Сладкой жизни», хоть и не стала рейтинговым хитом, но получила резонанс и хорошие показатели у аудитории ТНТ в новой линейке.

Ничем не отличился в этом сезоне канал РЕН ТВ.

В его топ-10 уже годами обкатанные мультфильмы из пакета компании Сергея Сельянова, выпуск новостей и очередной цикл «космических историй». Мультфильмы «Три богатыря на дальних берегах», «Илья Муромец и соловей разбойник» и особенно «Карлик нос», сколько не показывай их зрителю, всегда приносят огромные рейтинги. И, конечно, феномен — это мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». Ему на РЕН ТВ давно должны поставить памятник. Я давно пишу о телевидении и не перестаю удивляться уникальному рейтинговому потенциалу этого мультфильма. Его, много лет подряд, тот же РЕН ТВ, показывает в праздничные дни, иногда повторяет два дня подряд, и все время, каждый раз, рекордные цифры для такого теледолгожителя. В этот раз 3 января «Алеша Попович...», в который раз показанный в эфире, вновь собрал максимальную долю, почти в два раза выше средней, а «Три богатыря на дальних берегах» и вовсе почти 16% аудитории, что в три раза больше зрителей, чем в среднем смотрят канал.

И еще одна примета сезона на РЕН ТВ. Выпуски новостей канала радикально стали отличаться от программы «Неделя с Марианной Максимовской». Как такие еженедельные телеитоги до сих пор удерживаются в регулярном федеральном телеэфире на нынешнем телевидении, остается загадкой. «Неделя» — это уже даже не белая ворона, это настоящий анклав профессиональной журналистики на фоне пропаганды и искажений в политическом телеэфире. Максимовская с командой репортеров и редакторов сохраняют свою интонацию, и что сегодня в информационном жанре бесценно — здесь по-прежнему звучат мнения и факты, отличные от доминирующей точки зрения власти. Это касается всех российских политических событий, включая происходящее на Украине.

Если на РЕН ТВ должны молиться на мультфильмы про богатырей, то на «Пятом канале» должны установить мемориальную доску производителям сериала «След». Этот сериал, уже какой сезон (сначала он шел на «Первом», а потом «переехал» на «Пятый») приносит каналу стабильные высокие рейтинги и верных зрителей. В топ-10 на «Пятом» по итогам сезона одни сериалы, причем это часто далеко не первые показы (многие выходили в эфир на других каналах), которые, тем не менее, продолжают работать и здесь. И редкий случай — вся продукция отечественная, включая два знаменитых советских телефильма — «Место встречи изменить нельзя» и «Собака Баскервилей» из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». 

Конечно, телевидение, это не только рейтинги. И в каждом телесезоне есть проекты, о которых хочется говорить, и когда они выходят, понимаешь, что телевидение — это не только пропаганда и досуг. Хотя и развлечение может быть разным. Тот же «Голос» тому пример. Его второй сезон активно смотрят аудитория интернета и классическая массовая телеаудитория, которые раньше между собой почти никогда не пересекались у телеэкрана. Появился на молодом канале «Пятница», которому чуть больше года (его доля, кстати, по итогам сезона выросла на 0,6 процентных пункта) развлекательный проект о путешествиях «Орел & Решка». И о нем заговорили. И рейтинги его высоки, в том числе на повторах, его смотрят и обсуждают и те, кто редко включает телевизор. И в конце сезона «Орел & Решка» получают совершенно заслуженную ТЭФИ, в номинации «Образ жизни. Развлекательная программа».

В феврале, когда страна отмечала 70-летие прорыва блокады Ленинграда, на «Первом канале» вышел фильм Катерины Гордеевой «Голоса». О детях блокады. Страшный и лирично-пронзительный одновременно. Такие фильмы сейчас уже никто не делает в федеральном телеэфире. Алексей Пивоваров, который в последнее время создавал подобные проекты про исторические события на НТВ, теперь стал менеджером и идеологом нового направления на «СТС-Медиа». В конце сезона, в День России 12 июня, на «Первом» вышел фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», который пролежал «в запасниках» более полугода, но все равно дошел до своего зрителя и вызвал бурное обсуждение в интернете.

Этот парфеновский фильм — штучная работа, не дающая забыть о том, что телевидение — это еще и искусство, и производство смысла, и, ремесло, и мастерство слова, которые почти забыты.

Их хранят в себе еще и в «На ночь глядя» Борис Берман и Ильдар Жандарев, ряд программ и фильмов на канале «Культура». За весь телесезон может появиться десяток качественных проектов. Их всегда мало, но они есть. 

Рейтинг телепрограммы

Среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. Доля телепрограммы

Количество человек, смотревших данную программу, среди общего количества телезрителей в рассматриваемый момент времени, выражается в процентах.

Данные TNS Russia специально для Forbes

* У «Первого канала» и «России 1» в связи с большим количеством олимпийских трансляций из Сочи представлен топ-20 самых популярных проектов телесезона. У остальных телеканалов топ-10.

И, конечно, очень символично, что событием телевизионного сезона на нынешней обновленной ТЭФИ, тройка номинантов выглядела так: сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского, церемония открытия Олимпиады в Сочи (оба «Первый канал») и серия сюжетов, специальных проектов, документальных фильмов, «посвященных кризису на Украине» от ВГТРК (примечательно, что сама государственная телекомпания посчитала, что то, что они про это показывали в телеэфире и было для нее самым главным в телесезоне). Вообще эта номинация получилась даже не телевизионная, а мировоззренческая. Выиграла — церемония открытия Олимпиады в Сочи. Пропаганда проиграла. А «Оттепель» победила только как сериал. 

Россия > СМИ, ИТ > forbes.ru, 3 июля 2014 > № 1122860 Арина Бородина


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter