Машинный перевод:  ruru enen kzkk cnzh-CN    ky uz az de fr es cs sk he ar tr sr hy et tk ?
Всего новостей: 4169860, выбрано 7 за 0.001 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?
?    
Главное  ВажноеУпоминания ?    даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикацииисточникуномеру


отмечено 0 новостей:
Избранное ?
Личные списки ?
Списков нет
Италия. Весь мир > Агропром. Внешэкономсвязи, политика > fao.org, 30 июня 2017 > № 2235210

40-ая сессия Конференции ФАО: 9 интересных фактов

1. 40-ая сессия Конференции ФАО пройдет с 3 по 8 июля 2017 года. Конференция - это высший орган управления организации, заседания которого проходят раз в два года.

2. Цель Конференции - созвать государства-члены в штаб-квартире ФАО для согласования предлагаемой Программы работы и бюджета, предложенных Генеральным директором. Конференция также является отличной возможностью для укрепления диалога по вопросам продовольствия и сельского хозяйства.

3. На 40-й сессии участники обсудят ряд насущных проблем, в том числе, как перевести обязательства в действия по достижению глобальной цели «Нулевого голода»; проблемы дефицита водных ресурсов, отсутствия продовольственной безопасности и изменения климата на Ближнем Востоке и в Северной Африке; устойчивые решения для предотвращения голода в странах, затронутых конфликтами; План действий по продовольственной безопасности и питанию для малых островных развивающихся государств и роль сельского развития в устранении факторов, стимулирующих миграцию.

4. В этом году ожидается участие около 1000 делегатов, включая 70 министров, 15 заместителей министров и одного Президента. Сессия проходит в течение более 6 дней, во время которых будет проведено около 20 параллельных мероприятий.

5. Конституция ФАО, подписанная 16 октября 1945 год в Квебеке, предусматривает проведение Конференции государств-членов на регулярной основе. Отсчет Конференций ведется со встречи в Квебеке, и с тех пор Конференция проводится раз в два года на протяжении уже более 70 лет.

6. Построенный в 1951 году Зал пленарных заседаний является самым главным местом в штаб-квартире ФАО и специально предназначен для проведения встреч на высоком уровне, таких как Конференция ФАО. Он вмещает 1180 человек, включая основной этаж и балконы. Доминирующий цвет в зале синий, напоминающий синий флаг Организации Объединенных Наций.

7. Потолочные работы зала пленарных заседаний были заказаны итальянским правительством и спроектированы итальянским художником Мирко Басалделла. Площадью около 500 квадратных метров, работа художника представляет собой аллегорическое изображение неба и океанического дна.

8. Перевод на Конференции осуществляется на нескольких языках. Конференц-залы, такие как Зал пленарных заседаний, оборудованы для синхронного перевода, чтобы докладчики могли быть услышаны на шести официальных языках ФАО: арабском, китайском, английском, французском, русском и испанском.

9. В ФАО насчитывается 194 государства-члена плюс одна организация-член, Европейский союз, и два ассоциированных члена, Фарерские острова и Токелау.

Италия. Весь мир > Агропром. Внешэкономсвязи, политика > fao.org, 30 июня 2017 > № 2235210


Сирия. Ближний Восток > Армия, полиция > russiancouncil.ru, 17 февраля 2016 > № 1694524

«Компьютерные джихадисты Ближнего Востока»

Ответы члена РСМД, научного руководителя Института востоковедения РАН, члена-корреспондента РАН В.В. Наумкина на вопросы ответственных редакторов ежегодника ИМЭМО РАН «Запад-Восток-Россия» д.п.н. Д.Б. Малышевой и д.и.н. В.Г. Хороса.

В.Г. Хорос: Виталий Вячеславович, в мире происходят события, которые заставляют уточнять или даже менять привычные понятия и представления. В качестве историка я привык связывать терроризм с действиями сравнительно небольших радикальных оппозиционных групп. Так было в XIX в., так было в основном и в XX в., хотя постепенно масштабы террористических акций росли и приобретали международный характер. Но теперь терроризм стал не только своего рода «интернационалом», он изменил свой облик, превратился в войну, в акцию пусть самочинного, но государства. Куда может завести эта тенденция — к третьей мировой?

В.В. Наумкин: Действительно, если уж где и приходится все время менять привычные представления, так это на Ближнем Востоке. Вы правы, терроризм со времени своего зарождения менялся и мутировал. Правда, я бы не назвал маленькими те группы, которые впервые в истории использовали теракты в борьбе с политическими и идейными противниками. В Древности это, например, движение зелотов в Иудее в I в. до н.э. — I в. н.э. и, особенно, их наиболее радикальное крыло, получившее у римлян название сикариев, или «кинжальщиков». А наибольшую известность как террористы в Средневековье получили члены секты исмаилитов-низаритов, которых прозвали «хашшашин», т.е. «гашишниками» (в европейском варианте «асассины» — слово, вошедшее в западноевропейские языки), поскольку им незаслуженно приписывали любовь к этому наркотику, которым они якобы одуряли себя перед совершением политических убийств. Эти люди образовали в конце XI в. в долине Аламут между Иранским нагорьем и побережьем Каспия свое государство во главе с Хасаном бин ас-Саббахом, просуществовавшее до XIII в. Это была не группа, а государство, и построенное на религиозной основе.

В основе ИГ сегодня тоже лежит проект государственного строительства, и здесь в основе — религия, пусть и в ее экстремистском, извращенном толковании. Но это другая эпоха, другие люди, другая идеология и другие порядки. Как ни странно, мы видим, что эта страшная, бесчеловечная идеология, которую рядят в религиозные одежды, лишь компрометируя ислам, тем не менее, притягивает к себе. Разгоревшаяся война между различными толками ислама, прежде всего между суннизмом и шиизмом, а также между разными направлениями в суннизме, угрожает существованию целых государств и действительно грозит приобрести региональный, если не глобальный масштаб.

Совсем нелепо искать истоки нынешнего терроризма в средневековой истории арабо-мусульманского государства.

Но эта война стала еще и бизнесом, и способом решения геополитических задач региональными державами, борющимися за влияние. Немало вооруженных отрядов сирийских оппозиционеров легко меняет партнеров и идейную окраску ради меркантильных целей. Как пишет один из наиболее серьезных и объективных британских журналистов, Патрик Кокберн: «Некоторые отряды мятежников вокруг Дамаска, которые еще недавно брали себе «исламистски звучащие» имена, чтобы получить финансирование от саудовцев и других «заливников», оппортунистически сменили их на более «светски звучащие», надеясь получить поддержку от американцев».

Среди террористов есть и приверженцы других религий и идеологических систем.

Но наивные мифы об «умеренных» оппозиционерах неистребимы. Возьмем еще один из расхожих заблуждений. Западные политики и журналисты, с воодушевлением участвующие в ожесточенной информационной войне, постоянно обвиняют Б. Асада в сотрудничестве с ИГ. На самом деле правительственные сирийские войска с самого начала воевали с ИГ, но они берегли силы, чтобы избежать слишком больших жертв в войне с сильным противником. Они, как пишет П. Кокберн, в 2014 г. могли успешно сражаться лишь на одном фронте. Но «теория заговора» о союзе Дамаска с ИГ, так полюбившаяся западным дипломатам и сирийской оппозиции, по словам британского журналиста, «продемонстрировала свою фальшивость, когда ИГ стал побеждать на полях сражений». Он сравнивает ее еще с одним мифом, который придумал экс-премьер Ирака Нури аль-Малики для оправдания своих военных неудач после взятия джихадистами Мосула, когда обвинил в сотрудничестве с ИГ курдов, будто бы «вонзивших нож в спину Багдада». Он говорил, что Эрбиль (главный город Иракского Курдистана) это «штаб-квартира ИГ, баасистов, «аль-Каиды» и террористов.

Но будем надеяться, что все-таки до мировой войны дело не дойдет.

В.Г. Хорос: Но именно с исламским миром ассоциируется в наши дни такое угрожающее безопасности явление, как международный терроризм. Специалисты спорят, что здесь играет ведущую роль: различного рода турбулентности, уже давно происходящие в ближневосточном регионе, — или природа самого ислама как религии, если, скажем, иметь в виду, что ислам сформировался и долгое время существовал как религия завоевателей? Иначе говоря, исламистский терроризм имеет ситуационные или более фундаментальные причины, или и те, и другие? Каково Ваше мнение на этот счет?

В.В. Наумкин: Никогда не слышал о каких-либо спорах между специалистами о том, виноваты ли в сложившейся ситуации ближневосточные турбулентности или агрессивная природа ислама как религии. Возможно, спорят об этом некие расплодившиеся у нас в огромном количестве невежды, в том числе и манипулирующие жупелом терроризма для продвижения исламофобских и арабофобских (а теперь и вошедших в моду туркофобских) настроений, не менее опасных для комфортного существования нашего поликонфессионального и многонационального общества, нежели непосредственно терроризм. К сожалению, некоторые из этих так называемых специалистов, ничего не знающих об исламском и об арабском (персидском, тюркском и т.д.) мире, не сходят с экранов телевизоров, призывая то забыть о правах палестинских арабов, то стереть с лица земли какое-нибудь ближневосточное государство. Вот это и порождает болезненную реакцию мусульман.

Исламский мир настолько разный, что любые обобщения будут просто некорректными.

Разве в параноидальных построениях подобных псевдоэкспертов виноваты христианство или иудаизм? Уважающему себя специалисту не придет в голову обвинять в терроризме религию. Когда европейцы завоевывали Америку или Австралию, в которой они перебили или перетравили (как в Тасмании) огромную часть аборигенного населения, они не были христианами? Я уж не говорю о колониальных захватах Запада в странах Азии и Африки, о кровавом подавлении освободительных движений (достаточно вспомнить шестилетнюю войну французов в Алжире). Но при этом никто не говорит, что христианство — религия завоевателей. Монголы также начинали свою мощную и порой разрушительную волну завоеваний, не будучи мусульманами. А арабо-мусульманские завоевания, начавшиеся в VII в., как правило, вообще не сопровождались массовым кровопролитием. Христиане и иудеи в течение столетий мирно жили бок о бок с мусульманами. Все четыре древнейшие православные церкви Ближнего и Среднего Востока благополучно окормляли свою многочисленную паству, хотя сегодня ситуация критическая. Евреи, подвергавшиеся преследованиям в христианской Испании, находили убежище у мусульман-арабов. Эта традиция, кстати, была продолжена и в XX в.: в Марокко нашли убежище евреи, бежавшие от Гитлера.

И экстремизм, и терроризм — это тоже лики глобализации. Без свободы перемещения людей, капиталов и информации террористам будет трудно.

Рядом с Арабским Халифатом в средневековье продолжала существовать Византия, более того, византиец чувствовал себя гораздо более комфортно в Дамаске, Багдаде или Каире, нежели в Париже или в Риме. Средневековые европейцы, позаимствовавшие у арабов-мусульман во время Крестовых походов много культурных достижений, не восприняли у них достаточно высокой для того времени степени свободы, которой отличалась интеллектуальная жизнь Халифата. Замечу, что даже знаменитый историк ислама Бернард Льюис, иногда весьма критически относившийся к некоторым аспектам его наследия, называл поведение крестоносцев на Востоке «чудовищным и варварским». А как пишет западный исследователь Крестовых походов Стивен Рансимэн: «Западный христианин не разделял византийскую терпимость и чувство безопасности. Он гордился тем, что был христианином и, как он полагал, наследником Рима; в то же время он остро чувствовал, что во многих аспектах мусульманская цивилизация была выше, чем его».

В публичных диспутах и на страницах своих книг арабские философы-перипатетики спорили с теологами-мутакаллимами, например, о том, является ли наш мир извечным или сотворенным. Страшно подумать, какую судьбу уготовила бы Святая инквизиция этим спорщикам в Европе (она сохраняла институт пыточного следствия до середины XIX в.). Впрочем, незавидная судьба ожидала бы их и во многих странах мусульманского мира сегодня. Но это, как говорится, совсем другая история. Все, что я хочу сказать, это то, что виновата не религия, а те, кто ею манипулирует, и фанатики, которые всегда были во всех религиях и не только в религиях. И что совсем нелепо искать истоки нынешнего терроризма в средневековой истории арабо-мусульманского государства.

Замечу еще, что подобно тому, как в наши дни в мусульманском мире порицают Запад и его культуру за распущенность, аморальность и вседозволенность, в XIX в. в этом же винили Ближний Восток европейские путешественники. По выражению знаменитого американского автора Эдварда Саида: «каждому европейцу, путешествующему по Востоку, либо постоянно там проживающему, приходилось защищаться от его тревожащего влияния… В большинстве случаев казалось, что Восток оскорбляет нормы сексуального приличия…».

Колониальное наследие востребовано.

Все же если перебросить взгляд в наше время, где действительно пышным цветом расцвел терроризм именно в исламском мире, причем преимущественно в его ближневосточном сегменте, замечу, что среди террористов есть и приверженцы других религий и идеологических систем. По данным Национального консорциума изучения терроризма и ответов на терроризм (США), в 2013-2014 гг. наибольшее число терактов в мире было совершено пятью группировками: ИГ (1 083 теракта в 2014 г. и 6 286 погибших от них), Талибан (соответственно 894 и 3 492), Аш-Шабаб (497 и 1 022), Боко Харам (453 и 6 644) и Коммунистическая партия Индии — Маоистская (305 и 188). Более 60% всех терактов было совершено в пяти странах (Ирак — 3 370, Пакистан — 1 821, Афганистан — 1 591, Индия — 763, Нигерия — 662), но 78% жертв терактов погибли в Ираке, Нигерии. Афганистане, Пакистане и Сирии). При этом все пять группировок захватывали все больше заложников. Наибольшее число людей в 2014 г. было похищено в Ираке (2 658), за ним шла Нигерия (1 298), Индия находилась на 6-ом месте (302). Торговля заложниками стала одним из источников финансирования террористической деятельности так ИГ и других экстремистских группировок.

Чтобы разобраться в том, что происходит в Ираке и Сирии, где базируется ИГ, надо принимать во внимание роль и интересы всех сегментов общества

В.Г. Хорос: Иногда высказывается соображение, что исламский мир хуже других регионов вписался в эпоху глобализации, существенно отставал в плане экономики, технологий, образования. Может быть, насилие — это компенсация за отставание, результат неспособности ответить на действительно трудные проблемы и вызовы глобализации?

В.В. Наумкин: Такое соображение, действительно, нередко высказывается, причем и серьезными экспертами. Однако на самом деле исламский мир настолько разный, что любые обобщения будут просто некорректными. Весьма бурно модернизируется и развивается самая крупная по численности населения мусульманская страна — Индонезия, удивляет успехами современных, в том числе информационных технологий, Малайзия. По объему ВВП на основе паритета покупательной способности Индонезия стоит на 8-ом месте в мире, здесь она не так далеко ушла от нашей страны, занимающей уже 6-ое место. Да и не будем забывать, что быстро развивающаяся Индия отчасти тоже принадлежит исламскому миру — ведь в ней проживает не менее 150 млн мусульман. Разрыв в уровнях развития исламских государств ничуть не меньше, чем между ними и развитыми странами. Есть отставание, но есть и опережение.

Первое место в мире по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, на основе данных МВФ в 2014 г., традиционно занимал Катар — 143 427 долл., другие самые богатые мусульманские государства были: на 4-ом местее — Бруней (73 233), на 5-ом — Кувейт (71 020), на 7-ом — ОАЭ (64 479, на 12-ом — Бахрейн (51 714). Для сравнения: США занимали в списке 10-ое место с 54 597 долл. В том же году по той же оценке Йемен показал всего 3 774 долл., а это близкий сосед аравийских монархий. Замечу, что список традиционно замыкала Токелау — территория, управляемая Новой Зеландией; а ведь, казалось бы, богатая метрополия могла бы обеспечить трем крохотным островам более или менее сносное развитие.

Вы скажете — эти экономические показатели еще не все, и это действительно так. Но вспомним об одной важной системе оценке развития. Это введенный в оборот Программой развития ООН (ПРООН) так называемый Индекс человеческого развития ИЧР), хорошо Вам известный. В нем учитываются такие показатели, как возможность для человека жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни, обладать политической свободой, иметь гарантированные права и самоуважение. Так вот, в докладе ПРООН от 2015 г. по ИЧР на первом месте по индексу стоит Норвегия (0,944). Саудовская Аравия — на 39-ом (0,837,, ОАЭ — на 41-ом (0,835), Бахрейн — на 45-ом (0, 824), Кувейт — на 48-ом (0,816). Наша страна занимает довольно в списке довольно высокое место — 50-ое (0,798). Кстати, сам ИЧР был придуман в 1990 г. представителем мусульманской страны — пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком как «альтернативный показатель человеческого прогресса». Во многих, не только самых богатых государствах исламского мира существуют развитая система современного высшего образования, высококлассное медицинское обслуживание. Конечно, из-за вооруженных конфликтов показатели ИЧР в ряде стран Ближнего и Среднего Востока катастрофически снижаются.

Но если Вы имеете в виду подверженность болезни радикализма, то она выше у некоторых наиболее развитых стран исламского мира, чем у остальных. И еще одно важное соображение. И экстремизм, и терроризм — это тоже лики глобализации. Без свободы перемещения людей, капиталов и информации террористам будет трудно. Рекрутирование людей в террористические группировки идет, в основном, через Всемирную паутину, террористы используют самые совершенные средства связи, современное оружие, возможности финансовых и фондовых рынков, открытость торговли.

В Сирии сформировалась трехэтажная конфликтная конструкция, в нижней части которой в вооруженной схватке противостоят друг другу различные игроки — государственные и негосударственные.

Да и вообще, когда я слышу разговоры об отставании исламского мира, не могу отделаться от мысли об их аналогии с рассуждениями европейских конструкторов нынешней системы национальных государств на Ближнем Востоке. Новую карту региона на скорую руку сверстали в 1916 г. два дипломата — британец Марк Сайкс и француз Франсуа Жорж-Пико, поставившие задачу не допустить создания независимого арабского государства на месте вилайетов Османской империи, а поставить их под мандат европейских держав. При этом, как следует из архивных документов, они исходили из того, что арабы не способны управлять своими обществами и обречены на то, чтобы стать вассалами Великобритании и Франции. Сэр Сайкс, 6-ой баронет Следмирский, побывав в Каире, снисходительно разделил интеллектуальную элиту Ближнего Востока на первый, второй и третий классы “Ancients” («Дремучих») и соответственно “Moderns” («Продвинутых»). В этой полубиологической классификации повезло только первому классу “Moderns”, к которому были отнесены «личности из хороших семейств, полностью воспринявшие западное образование». Последствия поспешной инженерии двух джентльменов Ближний Восток расхлебывает до сих пор.

Колониальное наследие востребовано. Знаменитый разведчик и знаток бедуинской жизни Томас Лоуренс во время первой мировой войны написал краткий трактат-поучение для британских офицеров, направленных служить в Хиджаз, — «Двадцать семь статей», где были и полезные, и весьма экзотические советы. Приведу в пример один: «Воспитанный в Хиджазе раб — лучший слуга, но поскольку правила запрещают британским подданным владеть ими, лучше всего их ‘арендовать’». В 2006 г. командующий американским контингентом в Ираке генерал Дэвид Петреус для «завоевания умов и сердец иракского народа» приказал своим старшим офицерам изучить инструкцию Т. Лоуренса по общению с бедуинскими племенами, хотя к тому времени в Ираке их было всего 2% населения.

Ну, а корни насилия, основанного на экстремально эксклюзивистской интерпретации ислама, ведут в три сферы — системную (причинами этого явления выступают в первую очередь социальные и социально-экономические болезни общества), политическую (здесь и общая исторически обусловленная напряженность в отношениях между исламским миром и Западом, и нерешенность арабо-израильского колнфликта, и военное вмешательство Запада, прежде всего — США) и религиозно-культурную (влияние салафизма, идей теоретиков джихада и т.д.).

Возвращаясь к вопросу о «продвинутости» террористов из ИГ, замечу, что их квалифицированные оперативники, специализирующиеся на работе в социальных сетях поначалу особо полюбили Facebook за его богатые коммуникационные возможности, включая страницы фэнов и т.п. Как утверждают американские эксперты Джессика Стерн и Дж. М. Бергер, ИГ сформировал свои аккаунты в Twitter (@islamicstatee) и Facebook заранее, еще за две недели до официального провозглашения халифата. В последние месяцы террористы стали в большей степени использовать Twitter, а не Facebook и YouTube. Не удивительно, что американские эксперты по терроризму заговорили об «электронных бригадах».

Сегодня, несмотря на все повороты в саудовской политике, руководство этой страны по-прежнему одержимо идеей любой ценой добиться установления в Сирии суннитского режима.

Д.Б. Малышева: Сегодня весьма запутан расклад сил и интересов в сирийском конфликте и вокруг так называемого «Исламского государства». Кто все-таки главные политические игроки в сирийском и других ближневосточных конфликтах? Как соотносятся здесь внутренние и внешние факторы?

В.В. Наумкин: На Ближнем Востоке всегда все было и, боюсь, в обозримом будущем будет запутано. Для распутывания сложнейших клубков противоречий, хитросплетений интересов многочисленных групп, особенно в сильно фрагментированных, глубоко разделенных обществах, нужна профессиональная эрудиция и большая смелость. Я могу лишь высказывать предположения. Чтобы разобраться в том, что происходит в Ираке и Сирии, где базируется ИГ, надо принимать во внимание роль (пусть даже и скромную) и интересы всех сегментов общества — социальных, этнических, конфессиональных, родоплеменных и клановых, профессиональных, корпоративных и т.п. Многие из них пока остаются вне поля зрения наших исследователей.

Приведу простой пример. Возрастающую роль в процессах, происходящих в этой зоне, играют курды, а наше курдоведение находится в упадке. Сколько специалистов в Москве, за исключением самих курдов, может говорить на их языке? В последнее время у нас хоть что-то становится известным о езидах (а их в одном Ираке около полумиллиона человек, живут они, кстати сказать, и в России), которые подверглись ужасающим преследованиям со стороны ИГ, или о туркоманах (а их только в Ираке не менее двух с половиной миллионов жителей). Но кто слышал, например, о такой небольшой, но древней этноконфессиональной группе, как какаи, обитающей в провинциях Сулейманийя и Халабджа на севере Ирака? Обычно их считают сектой. Какаи в течение столетий сохраняют в тайне свои древние верования и отличную от других идентичность, хотя часто ассоциируют себя с курдами. Одна часть какаи считает свою религию ответвлением от ислама (возможно, из опасения быть подвергнутыми нападениям со стороны исламских экстремистов, живущих около мест их обитания в Киркуке и Мосуле), другая не считает себя мусульманами (это ближе к правде).

Но если какаи немногочисленны, то шабаков (еще одна группа) в Ираке около 300 тысяч человек и они разговаривают на своем языке. Шабаки — мусульмане, около 60% шиитов, 40% суннитов. Я думаю, что не все знают и том, к какому толку христианства принадлежат ассирийцы или халдеи. Думаю, что периодически повторяющие в истории проекты создать в регионе государственность, базирующуюся на транснациональной, строго религиозной идентичности объясняются, среди всего прочего, стремлением солидаризовать фрагментированное общество, в котором на протяжении веков враждовали между собой этнические группы, племена и кланы, объединить его разнородные части. Конечно, культурно-цивилизационное разнообразие не беда, а богатство, но им надо с толком распорядиться, эффективно управлять.

Но и в наше время проектов, основанных на религиозной идентичности, немало, в том числе и весьма успешных, как например, велаят-е факих в Иране. Есть некоторое число групп, пытающихся возродить умерший халифатизм перед лицом сложнейших вызовов, стоящих перед исламским миром. В этом ряду стоит и ИГ — страшный, экстремально террористический, но все же проект государственного строительства. Эта группировка, сумевшая поставить под свой контроль немалую часть территории Ирака и Сирии, является одним из главных игроков в сирийском конфликте. Я надеюсь, что те несколько десятков государств, которые ведут пока безуспешную борьбу с этим ужасающе античеловеческим образованием (кстати, не имеющим ни своей авиации, ни средств ПВО), все же сумеют покончить с ним, но полагаю, что халифатистский проект не умрет, равно как и сам радикализм, поскольку остаются все те причины, которые его порождают.

Ну, а если продолжить разговор о главных на сегодня политических игроках в Сирии, то это также противостоящие ИГ правительственные силы и весь лоялистский блок в обществе. В этом конфликте велика и роль внешних акторов. В Сирии сформировалась трехэтажная конфликтная конструкция, в нижней части которой в вооруженной схватке противостоят друг другу различные игроки — государственные и негосударственные, причем воюют между собой не только правительственные силы и поддерживающее их народное ополчение и разномастные вооруженные группы от отрядов светски ориентированных бывших военнослужащих и офицеров полиции до террористических группировок со зловещей репутацией извергов. На стороне одних воюют иностранные наемники-джихадисты, других — добровольцы, приглашенные правительством. Но воюют между собой и сами различные оппозиционные и террористические группировки, к примеру — ИГ с «Джабхат ан-Нусрой» или та же «ан-Нусра» с «Ахрар аш-Шам».

Второй уровень — конфликтующие между собой региональные игроки, каждый из которых выступает спонсором определенных сил внутри страны и преследует свои геополитические цели. Здесь особенно острое столкновение происходит между Ираном и Саудовской Аравией, которые сошлись в схватке не только на сирийской площадке, но едва ли не на всем ближневосточном театре действий. Как метко, пусть и утрированно, высказался один мой американский коллега, «Эр-Рияд и Тегеран, похоже, готовы воевать в Сирии до последнего сирийца». Турция, кажется, полностью зациклилась на противостоянии сирийским курдам.

Наконец, на третьем уровне противостоят другу глобальные державы, в первую очередь — Россия и США, хотя в их взаимоотношениях есть помимо соперничества и элементы сотрудничества, предопределенные общностью вызовов и угроз, а также общей ответственностью за судьбы мира.

В.Г. Хорос, Д.Б. Малышева: Не можем не спросить о России и предпринимаемых ею усилиях для подавления глобальной террористической угрозы. Конечно, побудительные мотивы такой активности на Ближнем Востоке вполне понятны и объяснены российским президентом. Но все-таки, по Вашему мнению, вовлечение России в сирийские дела: это — хорошо просчитанный шаг или акция с непредсказуемыми последствиями? Не станет ли сирийская операция вторым Афганистаном? Насколько далеко готова зайти Россия в помощи сирийским властям? Сблизят ли военные действия против террористов нас с западными партнерами или наоборот? Закрепят ли они наши позиции и влияние в арабском мире?

В.В. Наумкин: Россия была вовлечены в сирийские дела с самого начала внутрисирийского конфликта, но лишь недавно эта вовлеченность вошла в свою активную фазу, когда российские ВКС начали в сирийском небе по приглашению официального Дамаска операцию против ИГ и других террористических группировок. Если бы не Москва, не исключаю, что Дамаск уже был бы столицей псевдохалифата ИГ.

К сожалению, не у всех региональных государств наша акция находит понимание, более того, ее цели искажаются, особенно теми, кто привык использовать террористов для реализации своих геополитических целей. Вспоминаю, как в июле 2014 г., вскоре после взятия Мосула, в выступлении в Лондоне бывший глава М16 Ричард Диарлав сказал, что саудовская политика в отношении джихадистов имеет две противоречащие друг другу мотивации: страх перед возможными действиями джихадистов в королевстве и желание использовать их против шиитских государств за рубежом. По его выражению, для саудовцев «глубоко привлекательны любые милитанты, которые могут эффективно противостоять шиитству». И сегодня, несмотря на все повороты в саудовской политике, руководство этой страны по-прежнему одержимо идеей любой ценой добиться установления в Сирии суннитского режима. Так же как одержима Турция задачей не допустить образования в Сирии протяженного курдской автономии вдоль своей границы.

Виталий Наумкин

Д.и.н., член РСМД, Научный руководитель Института востоковедения РАН

Сирия. Ближний Восток > Армия, полиция > russiancouncil.ru, 17 февраля 2016 > № 1694524


Науру. Тайвань > Рыба > fishnews.ru, 24 сентября 2015 > № 1500935

Науру присоединилось к запрету на перегрузку уловов в море

Инцидент с тайванским судном, пойманным активистами Гринпис при перегрузке улова прямо в море, неподалеку от Науру, привел к полному запрету на подобные операции в территориальных водах этого островного государства.

По словам экологов, им удалось раскрыть крупную схему незаконного промысла рыбы на акватории от Микронезии до Папуа - Новой Гвинеи. Как сообщает корреспондент Fishnews с ссылкой на The Guardian, тайваньское рыболовное судно было поймано при перегрузке улова прямо в море на другой корабль. Такой метод позволяет судам-добытчикам длительное время пребывать на промысле, оставаясь незамеченными для портовых властей и избегая фиксации реального улова. А это, по мнению природозащитников, является одной из главных причин перелова.

Выявленный случай был использован Управлением рыболовства и морских ресурсов Республики Науру для обоснования решения о вводе полного запрета на перегрузку рыбы в своих территориальных водах. По информации ведомства, иностранные суда обладают правом на освоение до 80% квоты на промысел тунца в Тихом океане и часто избегают покупки местных лицензий, оставаясь вдали от побережья. Между тем маленькие тихоокеанские государства зачастую имеют в распоряжении лишь один полицейский катер, и потому не в силах держать под постоянным контролем всю прилегающую акваторию.

В Науру считают, что принятый запрет является актом солидарности с их тихоокеанскими соседями и внесет вклад в сохранение водных биоресурсов. Ранее аналогичная ограничительная мера была введена в исключительных экономических зонах Маршалловых островов и Тувалу.

В том или ином виде запрет на перегрузку действует во многих тихоокеанских странах. Так, иностранным судам запрещено осуществлять перегруз в водах Папуа-Новой Гвинеи, Микронезии, Самоа и Вануату, а в Новой Зеландии и Токелау запрет предусматривает некоторые исключения. На Фиджи, Островах Кука, Кирибати и Соломоновых островах такая перегрузка разрешена, но при наличии специального разрешения государственных органов.

Науру. Тайвань > Рыба > fishnews.ru, 24 сентября 2015 > № 1500935


Новая Зеландия > Электроэнергетика > ria.ru, 2 августа 2012 > № 612207

Жители островной территории Токелау, находящейся под управлением Новой Зеландии, с сентября первыми в мире станут использовать только солнечную энергию, сообщает новозеландская телерадиокомпания 3news.

"На этой неделе мы закончили установку более чем четырех тысяч солнечных панелей, которые будут обеспечивать электричеством население атолла, составляющее 1,4 тысячи человек", - сказал старший инженер проекта Дин Парчомчук (Dean Parchomchuk).

Проект стоимостью 7,5 миллиона долларов профинансирован новозеландским Министерством иностранных дел и торговли.

"Очень хорошо, что мы сможем, наконец, отойти от использования электростанций, работающих на дизеле. Утечки топлива создают огромные проблемы для экологии на атолле. Кроме того, используя солнечные панели, мы перестанем зависеть от поставок извне", - сказал министр энергетики Токелау.

Ежегодно на островах атолла для выработки электроэнергии используется более двух тысяч баррелей топлива стоимостью около миллиона долларов. Применение новых технологий поможет также сэкономить на топливе.

"Согласно нашим расчетам, эта инновация окупится в ближайшие пять лет. Установка батарей обернется значительно экономией средств, тем более, до первого ремонта они должны проработать безотказно в течение, по крайней мере, 20 лет", - добавил руководитель новозеландской компании Powersmart Solar Майк Базетт (Mike Bassett).

Токелау - зависимая территория, входящая в королевство Новой Зеландии. Токелау состоит из трех атоллов (островов на вершине коралловых рифов в форме кольца - ред.) - Нукунону, Атафу и Факаофо. Острова поднимаются над уровнем моря примерно на три-четыре метра; жители островов живут, в основном, за счет рыболовства и субсидий правительства Новой Зеландии. Значительную часть дохода страны составляют средства от прожали коллекционных марок и монет, а также сдачи в аренду национального интернет-домена.

Новая Зеландия > Электроэнергетика > ria.ru, 2 августа 2012 > № 612207


Самоа > Внешэкономсвязи, политика > bfm.ru, 30 декабря 2011 > № 462840

Островное государство Самоа и острова Токелау, находящиеся под управлением Новой Зеландии, пропустили один день - 30 декабря - и перешли международную границу перемены дат, переместившись из Западного полушария в Восточное.

Это изменение должно упростить и сделать более удобным взаимодействие Самоа и Токелау с их основными торговыми партнерами - Австралией и Новой Зеландией.

Когда часы пробили полночь (в 10:00 по Гринвичу) 29 декабря, для жителей Самоа и Токелау наступило не 30 декабря, а сразу 31.

О решении синхронизировать свой календарь с календарем Австралии и Новой Зеландии, находящихся в Восточном полушарии, власти Самоа. В октябре примеру своих соседей решило последовать и руководство Токелау.

Для Самоа это не первый "прыжок" в другое полушарие. 119 лет назад государство перешло с календаря Восточного полушария на календарь Западного. Тогда основным торговым партнером страны были США.

Однако в последние годы товарооборот между Самоа и Австралией, а также Новой Зеландией неуклонно растет. В результате экономика Самоа и Токелау переориентировалась с США на Австралию и Новую Зеландию.

Два дня для бизнеса

"Когда мы ведем дела с Новой Зеландией и Австралией, каждую неделю мы теряем по два дня", - заявил премьер Самоа Тиулаепа Саилеле Малиелогаи. - Когда у нас пятница, в Новой Зеландии - - суббота, а когда мы в воскресенье идем в церковь, в Брисбене и Сиднее люди работают, потому что у них - понедельник", - объяснил сложность ситуации премьер.

В пользу смены календаря приводилось и растущее сотрудничество с Китаем и Сингапуром, для упрощения взаимодействия с которыми также требуется перевести стрелки часов на сутки вперед.

Самоа находится на полпути между Новой Зеландией и Гавайскими островами, население страны составляет всего 180 тысяч человек. Сейчас новый день в Самоа наступает на 21 час позже, чем в Сиднее. Однако уже в субботу 31 декабря наступит в Самоа на три часа раньше, чем в Австралии.

В состав Токелау, находящегося под управлением Новой Зеландии, входят три небольших острова, расположенных к северу от островов Фиджи. Местное время до перевода стрелок здесь отличалось от новозеландского на 23 часа.После смены полушария время в Самоа будет на три часа опережать австралийское

Самоа > Внешэкономсвязи, политика > bfm.ru, 30 декабря 2011 > № 462840


Токелау > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 26 октября 2007 > № 84013

Народ крошечных Тихоокеанских о-ов Токелау вновь не смог обрести государственность – на уже втором в истории островов референдуме не удалось получить больше двух третей голосов в поддержку нового статуса этой одной из последний мировых колоний.На всенародный референдум, который проходил под эгидой ООН, был вынесен вопрос о том, хотят ли граждане коралловых островов общей площадью десять кв.км., обрести статус независимого государства. Как сообщила ООН, за самоуправление в свободной ассоциации с Новой Зеландией проголосовали 64,4% избирателей (надо 75% плюс один). Всего на Токелау избирательным правом обладают 789 чел.

Генсек ООН Пан Ги Мун «с большим интересом следил за референдумом на Токелау», сообщила его пресс-служба. «Он принял к сведению результаты и уважает решение народа Токелау не двигаться к самоопределению в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Важно то, что народ Токелау имел такую возможность выбора», – говорится в заявлении от имени Пан Ги Муна.

В фев. 2006г. 60% участников референдума проголосовали за самоуправление в свободной ассоциации с Новой Зеландией, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы набрать необходимые две трети голосов.

Благоприятная демографическая обстановка на островах привела к тому, что менее чем за год количество избирателей выросло на Токелау на 23%, отмечается в материалах ООН. Однако даже приток молодого электората не смог перевесить чашу весов в пользу равноправного союза с Новой Зеландией. Пока неясно, будет ли предпринята третья попытка референдума.

Токелау представляет собой группу из трех коралловых атоллов – Атафу, Факаофо и Нукунону, каждый из которых, в свою очередь, является «ожерельем» из крошечных островков. Токелау с населением 1518 чел. находится под управлением Новой Зеландии.

Сегодня в мире насчитывается 16 территорий, которые находятся под управлением Великобритании, США, Новой Зеландии и Франции. Резолюция Генеральной ассамблеи предлагает народам малых островов провозгласить независимость от управляющих ими государств или найти приемлемую форму объединения с ними. На момент основания ООН в 1945г. таких территорий было 72. Токелау > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 26 октября 2007 > № 84013


Токелау > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 17 февраля 2006 > № 27351

Острова Токелау останутся под протекторатом Новой Зеландии. Таковы итоги референдума о независимости, который состоялся на этом архипелаге в южной части Тихого океана. В продолжавшемся пять дней голосовании, за которым следили четверо наблюдателей ООН, приняли участие практически все 600 зарегистрированных избирателей. Из них 349 высказались в поддержку независимости, против – 232, три бюллетеня были признаны недействительными. Для принятия предложения о независимости требовалось большинство в две трети голосов. «Народ Токелау традиционно осторожно относится к переменам», – пояснил новозеландский управляющий архипелагом Нил Уолтер. Он отметил, что островитяне в любом случае сохранят подданство Новой Зеландии, где постоянно проживают 7 тыс. выходцев с Токелау. Их денежные переводы родственникам на родине составляют существенную часть бюджета архипелага, на котором нет ни аэропорта, ни даже порта, способного принимать крупнотоннажные морские суда.

Впрочем, как указывают представители ООН и Новой Зеландии, расположенные в 500 км. к северу от Самоа три атолла общей площадью 12 кв.км. с общим населением в 1,5 тыс.чел., в любом случае не смогут существовать без внешней помощи.

Национальный доход Токелау (в основном от продажи используемой для производства кокосового масла копры, почтовых марок, сувенирных монет и изделий кустарного промысла) составляет всего 2 млн.долл., тогда как Новая Зеландия ежегодно оказывает островитянам помощь на 6 млн.долл.

Расположенный на половине пути от Новой Зеландии до Гавайских островов архипелаг был в 1889г. захвачен Британией, которая в 1926г. отдала его под управление своего доминиона – Новой Зеландии. Как сообщили представители ООН, Токелау останется в списке 16 оставшихся несамоуправляемых территорий, в число которых входят Гибралтар (Великобритания), Западная Сахара (Марокко) и Гуам (США). Токелау > Внешэкономсвязи, политика > ria.ru, 17 февраля 2006 > № 27351


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter