Машинный перевод:  ruru enen kzkk cnzh-CN    ky uz az de fr es cs sk he ar tr sr hy et tk ?
Всего новостей: 4164734, выбрано 9 за 0.182 с.

Новости. Обзор СМИ  Рубрикатор поиска + личные списки

?
?
?
?    
Главное  ВажноеУпоминания ?    даты  № 

Добавлено за Сортировать по дате публикацииисточникуномеру


отмечено 0 новостей:
Избранное ?
Личные списки ?
Списков нет
Россия. ЮАР. Танзания. Африка. ЦФО. СКФО > Образование, наука > minobrnauki.gov.ru, 9 ноября 2023 > № 4516397

Преподаватели из Африки посетили Россию для изучения истории, культуры и языка

В Москве завершился проект «Популяризация русского языка и российского образования в странах Африки». На протяжении нескольких недель иностранные преподаватели приобретали новые компетенции в области русского языка, истории и культуры России.

«Россию и Африку долгое время связывают крепкие дружественные отношения. Представители африканских стран проявляют высокий интерес к обучению в российских университетах. Минобрнауки России нацелено на выстраивание российско-африканского сотрудничества в области науки и образования и готово поддержать не только африканскую молодежь, желающую получить высшее образование в России, но и африканских педагогов, преподающих на русском языке на родине», — отметил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.

В проекте приняли участие 100 преподавателей из девяти африканских стран: Южно-Африканской Республики, Танзании, Намибии, Уганды, Зимбабве, Сенегала, Мали, Эфиопии и Египта.

Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что среди участников проекта есть выпускники не только советских, но и российских университетов. Также он выразил уверенность, что культурная программа позволит участникам заново открыть для себя Россию.

В Институте Африки РАН состоялся деловой завтрак, в ходе которого представители официальных делегаций обсудили вопросы статуса русского языка в своих странах, рассказали об опыте преподавания русского языка, а также о значимости российского образования в Африке.

Проект организован Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева при поддержке Минобрнауки России и Института Африки РАН.

Партнерами также выступили ведущие российские университеты: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, Псковский государственный университет, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Пятигорский государственный университет, Северо-Кавказский федеральный университет и Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Россия. ЮАР. Танзания. Африка. ЦФО. СКФО > Образование, наука > minobrnauki.gov.ru, 9 ноября 2023 > № 4516397


Россия. Танзания > Внешэкономсвязи, политика. Металлургия, горнодобыча. Армия, полиция > ria.ru, 26 июля 2023 > № 4430280 Андрей Аветисян

Андрей Аветисян: Россия готовится начать добычу урана в Танзании

Компания "Росатом" может запустить пилотную добычу урана в Танзании в ближайшие месяцы, заявил РИА Новости посол РФ в Танзании Андрей Аветисян. В преддверии саммита "Россия-Африка" в интервью корреспонденту агентства Валерии Балыкиной он рассказал также о том, как развивается военно-техническое сотрудничество двух стран, как приостановка зерновой сделки может отразиться на ситуации с продовольствием в Танзании, и о том, какие соглашения планируется подписать "на полях" саммита.

— Россия и Танзания в 2020 году заключили соглашение о военно-техническом сотрудничестве, предусматривающее поставку вооружений, ремонт боевой техники и подготовку специалистов. Планирует ли Танзания приглашать российских военных специалистов для работы в стране?

— Я думаю, что наша задача в рамках развития отношений с Танзанией — укрепление связей во всех отраслях экономики, в политике и в области безопасности. Конечно, это включает в себя и военно-техническое сотрудничество. Россия открыта для укрепления связей с Танзанией в этой области. Если Танзания сформулирует свои потребности, то, конечно, мы будем готовы откликнуться и рассмотреть предложения.

Военно-техническое сотрудничество — это не только поставка вооружений, техники. Это и обучение специалистов. Здесь у нас развиваются связи очень активно. Если взять нынешний год, то в российские военные академии и военные училища приняты более ста танзанийцев, несколько сотен в настоящее время обучаются в России. Мы надеемся, что уровень профессионализма, который они получат в результате учебы в России, будет оценен в Танзании и эти отношения будут и дальше развиваться. Опять же, мы готовы увеличивать квоты.

Кроме того, увеличиваются квоты студентов и по гражданским профессиям. Я считаю, что отношения в этом плане у нас развиваются нормально. Будем их поддерживать.

— Андрей Левонович, планируется ли в скором времени заключение оборонного контракта? Может ли он быть подписан в ходе саммита Россия-Африка?

— Насколько мне известно, на полях саммита подобных соглашений подписывать не планируется. Необязательно ведь они должны привязываться к таким крупным событиям. Мы будем рассматривать их по мере появления потребности и необходимости.

— Насколько критично прекращение действия зерновой сделки для Танзании? Скажется ли это на продовольственной безопасности в стране и как в целом Додома оценивает для себя риски, связанные с продовольственной безопасностью и дефицитом зерна на мировом рынке?

— Я думаю, что разговоров о критичности приостановки зерновой сделки для Танзании не идет. Танзания не особо почувствует на себе прекращение зерновой сделки. Во-первых, зерно из России поступало, поступает и будет поступать в необходимых для Танзании объемах. Во-вторых, Танзания не входит в число самых нуждающихся стран. Даже если и будет какой-то дефицит в связи с прекращением сделки, то, как сказал президент России Владимир Путин, Россия сможет на безвозмездной основе заместить зерно.

— Какова судьба уранового проекта "Росатома" Mkuju River? В ноябре в госкорпорации сообщили, что рассчитывают завершить в ближайшие несколько лет отработку технологий и после начать промышленное освоение месторождения урана в Танзании. Есть ли точные сроки начала добычи?

— Дочерняя компания "Росатома" Mantra в Танзании осуществляет проект добычи урана. Сейчас, насколько мне известно, они завершают строительство завода по переработке урана и в ближайшие месяцы, думаю, мы услышим о том, что этот небольшой пилотный проект запущен. В ближайшие годы, если он будет успешно развиваться, компания перейдет уже к серьезному промышленному объему добычи и переработки урана.

— Контакты Танзании с Китаем в последнее время значительно участились, многократно возрос объем торговли. Если в страну придет российский бизнес, не будет ли у него проблем с точки зрения конкуренции с китайскими инвестициями?

— Я думаю, что здесь необходимо найти алгоритм взаимодействия с Китаем и там, где речь идет об инвестициях, не вступать в конкуренцию с нашими китайскими партнерами, а наоборот объединять усилия. Мы же прекрасно знаем сильные стороны Китая и России, китайцы знают их. Поэтому можно было бы добиться эффекта синергии, совместив наши и китайские возможности.

Да, сейчас объем инвестиций Китая в Танзанию, товарооборот стран не соразмерен с российским — он в разы больше. Но что касается реализации и развития специальных инфраструктурных проектов, то, думаю, нам с Китаем стоит идти по пути кооперации, объединять как наши знания, опыт, так и финансовые усилия. Это будет выгодно всем трем сторонам — Китаю, России и Танзании. Я думаю, что перспективы нашего сотрудничества с Китаем в Танзании очень хорошие.

— Как обстоит ситуация с туристическими поездками российских граждан в Танзанию?

— История российского туризма в Танзании интересна и переменчива. Если в первые три месяца 2021 года, на Занзибаре побывало больше 80 тысяч российских туристов, то после закрытия границ поток российских туристов упал практически до нуля. Сейчас, после окончания пандемии, он начинает возрождаться, но очень медленно.

Низкий турпоток связан с отсутствием прямого авиасообщения, потому что для туристов это важно с точки зрения времени и денег. По этому вопросу мы активно ведем переговоры с танзайскими коллегами. На полях предстоящего саммита "Россия-Африка" ожидается подписание нового соглашения между Россией и Танзанией о гражданском авиасообщении, которое необходимо для того, чтобы упорядочить воздушное сообщение между странами. Оно у нас есть с советских времен, но с тех пор многое изменилось: потребности в авиасообщении другие, требования к технике безопасности. Поэтому стороны поняли, что нужно его обновить, и сейчас завершается согласование последних деталей этого соглашения.

Могу сказать, что российская авиакомпания Azur Air уже получила разрешение от российских и танзанийских властей гражданской авиации на организацию чартерных рейсов. Я ожидаю, что чартерные рейсы между Россией и Танзанией начнутся где-то с осени, когда спадет загрузка популярных летних туристических направлений и тогда более востребованным станет Занзибар.

Я хотел бы воспользоваться случаем и пригласить наших туристов, которые собираются в Танзанию, не ограничиваться отдыхом в Занзибаре. Танзания представляет собой уникальное место и дает исключительную возможность совместить пляжный отдых с сафари и посещением национальных парков. Можно поделить отдых на две части, и тогда будет возможность совершить незабываемое путешествие по достопримечательностям Танзании, которые будут отличным дополнением к пляжному отдыху.— Планируют ли страны на взаимной основе отказаться от виз?

— Поездки в Танзанию не обременительны с точки зрения виз, потому что россиянам визы выдаются в аэропорту по прилету. Что касается полного отказа от виз, я думаю, это последует за увеличением турпотока. Пока что потребности такой не чувствуется, но с восстановлением этого потока, я думаю, что можно будет договориться и об отмене виз. Но на сегодняшний день мы такие переговоры не ведем.

— Может ли Танзания, в случае увеличения турпотока из России, обсудить с Москвой использование в стране карт "МИР"?

— Я думаю, что этот вопрос нужно рассматривать в более широком контексте перехода торгового-экономических связей на национальные валюты. Например, в последние недели в Танзании возник дефицит наличных долларов. Это представляет собой некоторую трудность для внутренней торговли и для внешних торгово-экономических связей страны. Танзанийскому бизнесу было бы очень интересно искать новые способы оплаты товаров. Вслед за этим можно будет говорить и о внедрении в танзанийские платежные системы российских карт.

— В таком случае, ведутся ли сейчас дискуссии о том, чтобы производить расчеты в национальных валютах или в альтернативных вариантах?

— Мне кажется, что этот вопрос приобрел явную актуальность. Я надеюсь, что на саммите и на мероприятиях в рамках саммита, который состоится на днях в Петербурге, такие дискуссии будут.

— Планируется ли подписание соглашений, договоров на "полях саммита" и в каких сферах?

— Кроме упомянутого соглашения о воздушном сообщении, в продвинутой стадии готовности находятся несколько межведомственных соглашений. Не обязательно, что они будут подписаны на полях саммита, но в ближайшее время, я думаю, мы можем говорить о значительном пакете таких соглашений.

Нельзя здесь не отметить то, что буквально полгода назад было подписано очень важное соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Сейчас задача Танзании и России — сформировать такую межправительственную комиссию, и в ее рамках, я надеюсь, быстро начнут появляться, развиваться и осуществляться проекты в разных областях торговли и экономики. Потому что это станет первым базово-организационным органом для того, чтобы упорядочить развитие наших торгово-экономических связей. Так как создание межправкомисии по торгово-экономическому сотрудничеству предусматривает развитие в разных областях, оно повлечет за собой и разработку, и заключение секторальных соглашений.

Россия. Танзания > Внешэкономсвязи, политика. Металлургия, горнодобыча. Армия, полиция > ria.ru, 26 июля 2023 > № 4430280 Андрей Аветисян


Швеция. Танзания. Весь мир > Образование, наука. СМИ, ИТ > ras.ru, 13 октября 2021 > № 3862941 Абдулразак Гурна

«Сейчас его романы сметены с полок» - эксперт ИМЛИ о Нобелевском лауреате

Нобелевская премия по литературе в 2021 году обоснована формулировкой – за "бескомпромиссное и сострадательное проникновение в последствия колониализма и судьбу беженцев в пропасти между культурами и континентами". Получивший премию танзанийский писатель Абдулразак Гурна мало известен российскому читателю: ни один из десятка его англоязычных романов пока не переведен на русский язык.

О том, почему выбор пал именно на этого автора, рассказала старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кандидат филологических наук, специалист по литературе стран Африки Наталья Фролова:

– Как восприняли решение Нобелевского комитета вы и ваши коллеги?

– Мы, африканисты и литературоведы – а я общалась в эти дни, в том числе, и со своими коллегами из Восточной Африки, – чрезвычайно рады, что Нобелевская премия по литературе отправилась в Африку. Но, на самом деле все не так просто – не совсем в Африку. И в этом вся суть творческого и жизненного пути Абдулразака Гурны, потому что он живет в Великобритании.

Это занзибарец, уехавший из родной Танзании в Англию в конце 1960-х годов, будучи сам гонимым – refugee, беженцем, что и подчеркивает Нобелевский комитет. Ныне он профессор Кентского университета и довольно известный человек, как говорится, «в узких кругах». Его книги продаются, у него есть читатели. Сейчас, конечно, его романы сметены с полок. Я и коллеги надеемся, что благодаря этому событию его наконец-то переведут и на русский язык.

– Что скрывается за другими эпитетами в формулировке о присуждении награды?

– Формулировка Нобелевского комитета изящная и невероятно точная. C одной стороны, Гурна, действительно, поднимает социально-политические, общественно значимые проблемы. Говорит о них не только в своих произведениях, но и всей своей жизнью, творчеством и литературоведческой деятельностью, выступая с лекциями по миру. А с другой стороны, он писатель-гуманист.

Бежал он из Занзибара, как сейчас говорят, «по политическим мотивам». В 1964 году произошла Занзибарская революция, в результате которой был свергнут султан, и вся занзибарская правящая элита и в целом живущие там арабы и азиаты подверглась очень жестким репрессиям.

Позже в одном из интервью Гурна, рассказывая о беженцах по всему миру, делает упор на понятии «террористические государства», вероятно причисляя к ним и собственную тогдашнюю родину, которую был вынужден покинуть. Уехал он в достаточно юном возрасте, ему не было и 20 лет. Вынужденная эмиграция, сопровождающаяся неизменной тоской по родине, ощущением собственной отчужденности, которые так остро чувствуются в его во многом автобиографической прозе, с одной стороны, – его личная трагедия. Но при этом он поднимает проблемы, связанные с миграцией, до уровня социально значимых. Мы «считываем» это в его романах. Эту ностальгию, отчужденность героев, вынужденных жить и выстраивать отношения с людьми совершенно иной культуры.

Темы его произведений – это тема изгнания, самоидентификации и поиска себя на чужбине. Кроме того, это неизменный фокус на теме полиэтничности, национальном разнообразии, болезненного чувства утраты своей культурной принадлежности, не последнюю роль в которой сыграл колониализм.

– Учитывая, что в России мало читателей, знакомых с его творчеством, было бы интересно узнать, в каких конкретно сюжетах автора и каким образом раскрываются эти проблемы.

– В своих романах Гурна в определенной степени рассказывает о себе. Например, герой романа Amazing Silence («Восхищенное молчание») тоже в молодости уехал по политическим мотивам, давно живет в Лондоне и женат на англичанке. У него, в общем-то, все неплохо, но он утомлен скучной английской жизнью, его душа не лежит к этой стране. Герой рассказывает жене о родном Занзибаре, постепенно добавляя в свой рассказ все более и более невероятные подробности, которые далеки от реальности. Постепенно создается картина некоего чудесного мира, в который начинает верить сам герой. Чтобы обрести этот потерянный рай юности, он возвращается на родину и испытывает шок. Потому что это совсем не тот Занзибар, который он себе нарисовал.

Гурна затрагивает очень важные вопросы, на которые, возможно, мы не обратили бы внимание, не будь таких авторов. Ведь мигрантов, беженцев, представителей диаспор огромное количество по всему миру. Донести до широких масс проблемы этих людей – своего рода миссия, которую писатель возложил на себя. Думаю, на все это обратил внимание Нобелевский комитет, вынося своё, на мой взгляд, справедливое, решение.

Все перечисленные темы, которые Абдулразак Гурна так или иначе поднимает в своих романах, он затрагивает и в своих лекциях, посвященных постколониальным литературам, литературам диаспор, представители которых – это люди, оторванные от своей родины, культуры и разбросанные по всему миру, при этом Гурна опять же неизменно подчеркивает не последнюю роль колониализма в этом процессе.

– Политически острая проблематика – частый повод для скептиков говорить о «политических мотивах» присуждения премии. Что можно сказать о художественных достоинствах романов Гурны?

– Его романы реалистические, но писатель искусно пользуется т.н. методом мифологического пересоздания реальности. Чем и интересен и литературоведам, и простым читателям. Пишет он очень увлекательно. В одном из самых, наверное, известных своих произведений Paradise («Рай») – этот роман номинировался на Букера, – он воссоздает панораму доколониальной Восточной Африки. И показывает ее глазами главного героя, который в качестве раба странствует с караваном восточноафриканских торговцев. Читатель познает эту Африку, которая совсем не рай, а скорее даже наоборот, через призму увиденного героем. И вот, этот неуловимый, неведомый Рай, который создан поверьями восточноафриканских торговцев, с которыми идет этот юноша Юсуф, как раз и дает нам представление, о чем можно мечтать, находясь в изгнании.

Гурна, как и ряд других представителей такой эмигрантской литературы, показателен – он олицетворяет собой определенный литературный процесс. В свое время ряд восточноафриканских, и не только, авторов по тем или иным причинам были вынуждены эмигрировать. Это и угандийские писатели, и кенийские, и танзанийские. Так, другой танзанийский автор, но индийского происхождения М. Вассанджи, в своё время уехал в США, а затем в Канаду. Главной темой романов Вассанджи стала жизнь выходцев из индо-мусульманской общины в Восточной Африке. У самого Абдулразака Гурны есть романы «Путь пилигрима» (1988) и «Дотти» (1990), где он рассказывает как раз о жизни общины восточноафриканских индийцев в Англии.

– Что можно сказать о танзанийской литературе в целом, насколько известны в мире ее представители?

– Танзанийская англоязычная литература – это достаточно уникальное, малоизученное явление. А сам лауреат уникален еще и тем, что представляет англоязычный танзанийский роман, который даже в простом количественном отношении (и десятка имен не наберётся) несопоставим с романом на суахили. Дело в том, что танзанийская англоязычная литература, немногочисленная и сравнительно поздно возникшая, развивается в тени огромной массы литературы на суахили. Для Гурны суахили тоже, естественно, родной язык, он частично использует его в своих текстах, хотя пишет на английском.

С момента своего становления танзанийский англоязычный роман был ориентирован на ту читательскую аудиторию, которую принято называть элитарной. И очень хочется, чтобы эта литература добралась не только до литературоведов, писательской и университетской интеллигенция в целом, но и до самого широкого круга читателей. В случае с Абдулразаком Гурной теперь такая вероятность увеличилась.

Швеция. Танзания. Весь мир > Образование, наука. СМИ, ИТ > ras.ru, 13 октября 2021 > № 3862941 Абдулразак Гурна


Швеция. Танзания. Великобритания. Весь мир > Образование, наука. СМИ, ИТ > rg.ru, 8 октября 2021 > № 3853424 Абдулразак Гурна

За что получил Нобелевскую премию писатель из Танзании

Текст: Павел Басинский

Шведская Академия решила опять всех удивить. В прошлом году главной литературной премии мира была удостоена американская поэтесса Луиза Глюк, известная в Америке, но едва ли известная за ее пределами. Во всяком случае в России о ней услышали впервые даже специалисты по зарубежной литературе. В этом году премию присудили прозаику и эссеисту арабского происхождения из Танзании Абдулразаку Гурне, впрочем давно живущему в Великобритании.

Формулировка присуждения: "За бескомпромиссное и сострадательное проникновение в последствия колониализма и судьбы беженцев в пропасти между культурами и континентами".

Очевидно, что не последнюю роль в присуждении премии сыграло ключевое слово "беженцы". Это сегодня одна из главных тем на повестке не только Европы и Великобритании, но и Скандинавии. Таким образом выбор был во многом в адрес политкорректности, а не литературы.

Абдулразак Гурна родился на острове Занзибар в 1948 году в мусульманской семье. В 1968 году в связи с антиарабскими настроениями на Занзибаре был вынужден переехать в Великобританию. С 1980 по 1982 годы читал лекции в Университете Байеро в Нигерии. В 1982 году защитил докторскую степень в Кентском университете и в 1985 году был принят на место преподавателя и прочитал курс лекций, посвященный постколониальной литературе и писателям-выходцам из колоний Великобритании на востоке Африки, Индии и Карибских островов. В настоящее время в звании профессора возглавляет аспирантуру на кафедре английского языка. Был ответственным редактором двухтомного сборника "Эссе об африканской письменности".

Абдулразак Гурна - автор нескольких романов: "Память об отъезде" (1987), "Рай" (1994), "У моря" (2001), "Дезертирство" (2005), "Последний подарок" (2011) и других, а также сборника рассказов "Моя мать жила на ферме в Африке" (2006). Роман "Рай" был включен в шорт-лист Букеровской и Уитбредовской премий, роман "У моря" также номинировался на "Букер".

Его основная тема - проблема беженцев и их адаптации в Англии. Гурна является одним из выразителей мыслей и настроений группы мусульманских писателей, эмигрировавших в Англию в 70-е и 80-е годы и не вернувшихся в страны своего рождения. В его шестом романе "У моря" поднимается важная тема самоидентификации беженцев в другой стране и сохранения памяти о своей родине.

Среди двадцатки лидеров, которым прочили Нобелевскую премию в этом году букмейкеры, имени Абдулразака Гурны не было. В четверку лидеров входили "вечный нобелевский кандидат" японец Харуки Мураками, кениец Нгуги Ва Тхионго, канадская писательница и эссеист Энн Карсон и наша Людмила Улицкая, тоже не первый год являющаяся одним из главных претендентов на Нобелевку.

Боюсь, что в России имя Абдулразака Гурны малоизвестно. Ну что ж? Может быть, мы откроем для себя нового интересного писателя?

Кстати

Присуждение Нобелевской премии не раз сопровождалось скандалами. В 1920 году норвежский писатель Кнут Гамсун получил премию за роман "Плоды земли" и через двадцать лет после вручения отдал премию своему другу Йозефу Геббельсу. Гамсун поддерживал оккупацию Норвегии и симпатизировал нацистам, встречался с Гитлером.

В 1964 году Ж.-П. Сартр отказался от премии. Сторонник левых взглядов, он посчитал, что если он получит премию, то его причислят к правому крылу.

Борис Пастернак в 1958 году был вынужден отказаться от премии в связи с травлей, которая началась со стороны властей. "Доктор Живаго" считался в СССР антисоветским романом. И только через 31 год Нобеля в Стокгольме получил его сын - Евгений Пастернак.

Подготовила Наталья Соколова

Швеция. Танзания. Великобритания. Весь мир > Образование, наука. СМИ, ИТ > rg.ru, 8 октября 2021 > № 3853424 Абдулразак Гурна


Россия. Турция. Танзания > Миграция, виза, туризм. Транспорт > ria.ru, 12 апреля 2021 > № 3691310

Ростуризм подготовил новые меры поддержки туроператоров

Ростуризм подготовил меры поддержки туроператоров для минимизации последствий от ограничений на полеты в Турцию и Танзанию, в частности, ведомство изучает возможность субсидий туроператорам за вывозные рейсы, сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова.

"Мы понимаем, что вводимые ограничения ставят и людей, и бизнес в очень непростые условия. Поэтому, в дополнение к действующим механизмам, мы подготовили комплекс мер поддержки для туроператоров, чтобы минимизировать последствия введенных ограничений и, самое главное, помочь туроператорам продолжить выполнять обязательства перед туристами", - сказала Догузова журналистам.

"Речь об отмене взносов в Резервный фонд, сокращение и отсрочка уплаты взносов в фонд персональной ответственности "Турпомощи" в этом году. Мы также рассматриваем субсидию туроператорам за вывозные рейсы по аналогии с прошлым годом и целый ряд других финансовых и нефинансовых мер поддержки", - добавила она.

Россия. Турция. Танзания > Миграция, виза, туризм. Транспорт > ria.ru, 12 апреля 2021 > № 3691310


Россия. Танзания. Африка > Транспорт > gudok.ru, 29 октября 2019 > № 3174676

РЖД оформляют билет в Танзанию

Премьер-министр восточноафриканской страны предложил холдингу принять участие в модернизации ее железнодорожной сети

На прошедшем в Сочи саммите «Россия – Африка» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин провёл переговоры с премьер-министром Танзании Кассимом Маджаливой о возможном участии холдинга в реализации транспортных проектов в восточноафриканской стране.

Кассим Маджалива предложил ОАО «РЖД» сотрудничество в проекте модернизации железнодорожной сети Танзании.

«ОАО «РЖД» обладает огромным опытом в строительстве и ремонте железных дорог, производстве и ремонте локомотивов и вагонов. Сотрудничество с такой компанией сегодня крайне необходимо Танзании для реализации правительственного плана по модернизации устаревающих Центральной и Танзанийско-Замбийской железных дорог, а также для завершения строительства Северной железной дороги», – приводит слова господина Маджаливы танзанийское издание Mtanzania.

«ОАО «РЖД» заинтересовано в сотрудничестве с танзанийскими партнёрами в части рассмотрения возможности участия в совместных инфраструктурных железнодорожных проектах, – сообщил «Гудку» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин. – Также холдинг готов предоставить необходимые танзанийской стороне технологии железнодорожного строительства и принять участие в организации программ по обмену опытом».

Отметим, на сегодняшний день в Танзании функционируют две железнодорожные линии. Первая – Центральная железная дорога протяжённостью 2600 км с колеёй 1000 мм, пролегающая по маршруту Дар-эс-Салам (крупнейший город Танзании, располагается на Восточном побережье Африки) – Кигома (город на западе Танзании) с ответвлениями на Мванзу (город к северу от железнодорожной линии) и Мпанду (город к югу от железнодорожной линии). Вторая – железная дорога Tanzam (Танзанийско-Замбийская железная дорога с колеёй 1067 мм, связывающая Дар-эс-Салам с городом Капири-Мпоши в центральной Замбии) протяжённостью 1860 км.

С 2017 года в Танзании строится Северная железная дорога с колеёй 1435 мм протяжённостью 2561 км, которая соединит Дар-эс-Салам с Конго, Замбией, Руандой, Бурунди и Угандой. К концу этого года планируется завершить строительство первого 205-километрового участка будущей магистрали от Дар-эс-Салама до Морогоро (город на востоке Танзании).

С реализацией этого проекта Танзания станет всего третьей страной в Восточной Африке после Кении и Эфиопии, где эксплуатируется железная дорога с европейской шириной колеи.

На сегодняшний день железнодорожной сетью Танзании управляют два предприятия: Tanzam эксплуатируется совместным железнодорожным органом Танзанийско-Замбийское железнодорожное управление (Tanzania-Zambia Railway Authority, TAZARA), а остальные дороги находятся в сфере деятельности Железнодорожной корпорации Танзании (Tanzania railways corporation, TRC).

Как заявил Александр Мишарин на саммите «Россия – Африка» в ходе панельной сессии «Транспортная инфраструктура на Африканском континенте», ОАО «РЖД» готово к сотрудничеству с африканскими государствами.

«Мы готовы передать не только технологические проекты и решения, но и финансовые инструменты, которые используются в мире. Это и государственно-частное партнёрство, и различные формы концессий – те технологии, которые позволят реализовать масштабные инфраструктурные проекты», – отметил Александр Мишарин.

В завершение панельной сессии участники затронули вопрос возможного развития железнодорожного сообщения на континентальном уровне. Александр Мишарин выразил готовность ОАО «РЖД» к сотрудничеству в развитии трансафриканских маршрутов. «Если управляющая компания, которая поставит перед собой задачу реализовать масштабные инфраструктурные проекты, будет создаваться, то мы готовы принять в этом участие», – заключил он.

Вадим Павлов

Россия. Танзания. Африка > Транспорт > gudok.ru, 29 октября 2019 > № 3174676


Танзания > Медицина > rospotrebnadzor.ru, 27 декабря 2015 > № 1601726

По данным Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения и социального обеспечения (МЗСО) Танзании в стране к началу декабря зарегистрировано 9871 случай заболевания холерой, 150 из которых закончились смертельным исходом.

Заболевания зарегистрированы в следующих районах: Дар-Эс-Салам (4482 случая), Танга (1398 случаев), Сингида (861 случай), Мванза (504 случая), Мара (436 случаев), Кигома (353 случая), Додома (284 случая), Морогоро (248 случаев), Аруша (239 случаев), Пвани (222 случая), Кагера (128 случаев), Шиньянга (96 случаев), Линди (78 случаев), Геита (48 случаев), Руква (28 случаев), Маньяра (25 случаев), Табора (12 случаев), Иринга (2 случая) и Килиманджаро (2 случая).

В Занзибаре зарегистрировано 425 случаев заболевания, 9 из которых закончились смертельным исходом. На двух затронутых островах, Унгуджа и Пемба, зарегистрировано 223 и 202 случая, соответственно.

Число ежедневно регистрируемых случаев уменьшается. Однако из-за приближающегося сезона дождей и, по прогнозам, сильнейшего за последние 20 лет явления Эль-Ниньо можно ожидать экстенсивных наводнений и необычайно обильных осадков, что может способствовать повышению уровней передачи инфекции.

Министерством здравоохранения и социального обеспечения (МЗСО) Танзании принимаются профилактические меры по борьбе со вспышкой болезни, в том числе усилены меры по обеззараживанию воды, также организованы мероприятия по социальной мобилизации с обходом всех домов.

ВОЗ оценивает сложившуюся ситуацию как напряженную, но не вводит какие-либо ограничения на поездки и торговлю в Республике Танзания.

Роспотребнадзор рекомендует учитывать указанную информацию при планировании поездок в этот регион. Ситуация остается на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Танзания > Медицина > rospotrebnadzor.ru, 27 декабря 2015 > № 1601726


Танзания > Внешэкономсвязи, политика > af-ro.com, 30 августа 2005 > № 340381

Страны-доноры

Большую роль в экономике ОРТ играет иностранная помощь (на 90% безвозмездная). Она составляет 42% бюджета, обеспечивается грантами доноров, мягкими кредитами Бреттон-Вудских институтов, Африканского банка развития, программой HIPC (Всемирный банк и МВФ, Heavily Indebted Poor Countries). Объем иностранной помощи в 2003/4 фин.г. составил 1,175 млрд.долл., из них 727 млн.долл. – гранты, 448 млн.долл. – льготные кредиты, из которых 405 млн.долл. – помощь на поддержку бюджета в рамках программы по борьбе с бедностью. Из внешних источников в 2004/5 фин.г. покрыто 1,6 млрд.долл. бюджетных расходов ОРТ. Из всех ассигнований госбюджета на цели развития (1,1 млрд.долл.) в 2004/5 фин.г. 860 млн.долл. обеспечено внешними спонсорами ОРТ, 240 млн.долл. – из внутренних источников. Из 860 млн.долл. 700 млн.долл. – гранты. Помощь предоставляется в виде физического вклада (строительство), товаров (оргтехники, машин), прямой денежной помощи (с контролем вложения средств), человеческого вклада (иностранные специалисты).

Основные доноры Танзании – ЕС и Япония. ЕС – прежде всего, скандинавские страны – увязывает размеры и постоянство потока помощи с продолжением социально-экономических реформ по рецептам МВФ и ВБ, с сохранением общественно-политической стабильности в стране, а также с реформами по демократизации политического строя и предоставлением оппозиции права свободно вести пропагандистскую работу среди населения. При этом европейцы не замечают или не хотят замечать, что оппозиция – это, в основном, плохо замаскированные исламисты и что природа этой оппозиции деструктивна.

В отличие от ЕС, Япония, а также Китай и Индия, не увязывают свою помощь с политическими условиями. И это очень ценится танзанийцами. Японские компании получают значительные преференции, например, в торговле автомобилями. Похожая ситуация с КНР, оказывающей поддержку танзанийской армии.

Танзания, благодаря относительной внутренней стабильности, а также своему законодательству (см. в этом номере о процедуре получения свидетельства о льготах Инвестиционного центра Танзании), продолжает оставаться привлекательной для инвесторов. В скором времени, вероятно, будет наблюдаться динамичное развитие сельского хозяйства за счет развития индустрии переработки сельскохозяйственной продукции. Страна перспективна для развития туристической отрасли, особенно на фоне соседней Кении. Выявляются резервы в горнодобывающей промышленности, есть перспективы в стройиндустрии, электроэнергетике, особенно в том, что касается мини-электростанций.

Российско-танзанийские политические и экономические связи находятся в вялотекущей стадии, иногда разбавляемой визитами в Россию представителей танзанийского правительства. Последний такой визит был в конце мая 2005г. Министр промышленности и торговли ОРТ Джума Нгасонгва принял участие в инвестиционном форуме, организованном посольством ОРТ в Москве и Торгово-промышленной палатой РФ. Нгасонгва обсудил с председателем правления нефтегазовой компании «Итера» Валерием Отчерцовым вопросы сотрудничества и участия компании в инвестиционных проектах на территории ОРТ. По сообщению пресс-службы «Итера», речь шла об участии компании в разведке и добыче нефти и газа, редкоземельных и драгоценных металлов, строительстве объектов нефтегазовой инфраструктуры. Определенный интерес к танзанийскому рынку проявляет компания «Северсталь-Авто» (автомобили УАЗ). Одним из организаторов форума выступила компания Enline, танзанийское отделение которой – самый успешный проект российского бизнеса в ОРТ.

Крупный российский бизнес в ОРТ не шел, отдельные мелкие бизнесмены, зачастую авантюристы, приезжали в страну, рассчитывая обогатиться на торговле алмазами, но их обычно ждал провал.

Проблема многих российских бизнесменов – излишнее доверие к выпускникам вузов бывшего СССР. Среди них много настоящих мошенников (как, впрочем, и среди выпускников вузов других стран), играющих, в основном, на знании языка. Безусловно, среди них есть порядочные, адекватные люди, настроенные на реальное развитие всесторонних экономических связей РФ и ОРТ, и прежде всего, вышеупомянутая Ассоциация выпускников советских вузов, но осторожность никогда не помешает.

Можно отметить появление определенного интереса к Танзании со стороны крупных российских компаний, но их танзанийские планы пока только в стадии разработки. В стране уже несколько лет присутствует наблюдатель «Алросы», следящий за местной алмазодобычей, но активных действий компания не предпринимает.

Если говорить об отношении танзанийцев к России, то старшее поколение, за исключением, может быть, некоторых мусульман, к России относится позитивно. Это отношение связано с прежней советско-танзанийской дружбой, с тем, что многие танзанийцы получили высшее, среднее техническое или военное образование в СССР (вице-президент Али Мухаммад Шеин). Молодежь практически ничего о России не знает и не может сформировать о ней какого-либо определенного мнения.

Танзания, благодаря внутренней политической и экономической стабильности, остается одной из самых привлекательных африканских стран для инвесторов. Поток иностранной помощи в страну по-прежнему не иссякает. Продолжается развитие экономики: разрабатываются новые месторождения, строятся, восстанавливаются и создаются объекты инфраструктуры, растут доходы от туристического бизнеса. Основную проверку на прочность Танзания будет проходить осенью, когда, наряду с федеральными, состоятся президентские выборы на Занзибаре. Чем меньший урон понесет танзанийская социально-политическая и этноконфессиональная стабильность в результате этих выборов, тем меньше пострадает ее экономика и общее развитие страны. Артем Герасимов.

Танзания > Внешэкономсвязи, политика > af-ro.com, 30 августа 2005 > № 340381


Танзания > Внешэкономсвязи, политика > af-ro.com, 30 августа 2005 > № 340374

Этнос

Население Объединенной Республики Танзания отличается редкой даже для Африки мультиэтничностью и поликонфессиональностью. В стране проживает 120 народов и народностей. Большая часть африканских этносов ОРТ относятся к банту: чагга, ньямвези, ха, нгони. Известны также зарамо, ндегереко, хайа, гого, сукума, маконде, макуа, яо, занаки, ньятуру, хехе, самбаа (шамбала), (зарамо, ндегереко, макуа, маконде, самбаа, ригуа), (чагга, хайа, ха, хехе, гого), (сукума, ньямвези, нгони). В стране проживает несколько нилотских этносов – масаи, несколько кушитских (ираку) и два народа-представителя койсанской семьи (древнейшего населения Африки) – хадза и сандаве.

В конфессиональном плане все они отличаются тем, что очень мало народов полностью исламских или христианских. Есть исламизированные народы, есть христианизированные, есть с равным соотношением христиан и мусульман. Есть народы, большая часть которых придерживается традиционных верований (масаи).

В анкетах, в графе «религия», масаи, ведущие традиционный образ жизни, обычно пишут «католик», но представляется, что католики они чисто номинальные. Чагга, в основном, – христиане, они были «фаворитами» англичан, % чагга с высшим и средним образованием значительно выше, чем у других народов. Видимо, то, что чагга проживают на возвышенностях в районе Килиманджаро, в отличие от большинства других этносов, живущих на саванных и степных равнинах, сделало их пассионарными.

Отношения между представителями различных этносов и конфессий ровные, противоречий между ними практически не бывает, есть некое общее самосознание танзанийских африканцев (Waafrika Watanzania), сильное, чем самосознание на уровне этнической группы (kabila – «племя») или даже конфессии. Чем ниже уровень образования, тем менее танзаниец соотносит себя со своим этноконфессиональным статусом. На уровне людей с высшим образованием встречается иногда, например, неприязнь к чагга, так как по историко-культурным и ментально-психологическим причинам чагга выделяются на фоне других этносов в сфере госслужбы и в экономике. Подобные настроения редки и не оказывают существенного влияния на спокойный фон отношений между различными группами Waafrika Watanzania. Как пока не оказывает на него значительного влияния и прогрессирующая радикализация танзанийских мусульман. В основном, она проявляется в резком неприятии политики США и их союзников на Ближнем Востоке, в неприязни к западной масскультуре, в требованиях «подлинно мусульманского» политического представительства в органах власти.

На Занзибаре несколько иная ситуация. Вышеперечисленные проявления исламской радикализации происходят там значительно чаще и принимают резкие формы. К этому добавляется отсутствие толерантности в отношении немногих собственных христиан и последователей западной масскультуры. Большую роль в дестабилизации обстановки на Занзибаре играют внешние силы, а именно исламисты из соседней Кении. По данным наших источников, во время выборов в 2000г. основными погромщиками были приплывшие из Момбасы на зафрахтованном судне кенийские радикалы. Деятельность международных исламских организаций также не способствует стабилизации.

Что касается внутриконфессионального деления, можно отметить, что мусульмане, в подавляющем большинстве, – сунниты, приверженцы различных тарикатов (суфийских братств). Самосознание на уровне тарикатов достаточно слабо по причине, во-первых, постколониальной секуляризации, а во-вторых, активной деятельности саудовских организаций на территории Танзании. В последние годы на средства, выделенные Саудовской Аравией, по всей стране, особенно в провинции, были построены типовые мечети и обучены священнослужители для них.

Большинство христиан – католики, много лютеран, есть англикане, адвентисты, представители других ветвей протестантизма, небольшое количество православных.

Приверженцы местных традиционных верований живут, в основном, на западе Танзании, составляя небольшую часть населения. При этом большинство танзанийцев так или иначе связано с традиционными культами. Ислам и христианство сочетаются с традиционными представлениями. Многие танзанийцы (прежде всего христиане) пользуются услугами традиционных докторов (mganga wa kienyeji).

Индийская диаспора. Индийцы – самая крупная неафриканская этническая общность ОРТ. Большинство танзанийских индийцев – мусульмане, индуистов среди них мало. Среди индийских мусульман достаточно значительно число приверженцев различных направлений шиизма исмаилитского толка. В Дар-эс-Саламе находится значительное число исмаилитских мечетей, а также Центр Ага-хана (Aga-Khan Centre) с аффилированными организациями (больница, учебные заведения, клубы). Большинство мусульман-индийцев – сунниты, причем крайне ортодоксальные.

Индийцы обычно группируются не по этническому, а по конфессиональному признаку. Помимо прилежного следования религиозным традициям, у танзанийских индийцев сохраняются и традиции социальные, а именно кастовые. По словам одной образованной и богатой индийки, таких кастовых пережитков, как в Танзании, в Индии уже не встретишь. Сохраняется, в значительной степени, кастовая, конфессиональная и этническая эндогамия. В Дар-эс-Саламе широко известна история об одном африканце, который хотел жениться на индийской девушке из высокой касты. Нанятые родителями девушки молодчики зверски избили жениха, а ее отправили к родственникам в Индию.

Приходится констатировать, что в индийской среде нередки проявления нетерпимости в отношении других этнических общностей. Об этом говорят и многие представители самой индийской общины. Глава дар-эс-саламского общества борьбы за трезвость сикх Индер Баджадж рассказывал, что, когда он женился на китаянке, сикхская община его просто отвергла. С тех пор он живет в общине сингалов-буддистов. Индийские хозяева часто бьют своих слуг-африканцев, к африканцам-подчиненным начальники-индийцы зачастую относятся гораздо хуже, чем к индийцам.

Представители низших каст индийской общины часто не знают никакого языка, кроме своего родного. Но те, кто работает вне индийской среды, хорошо говорят на суахили (например, таксисты). Для большинства индийцев основной язык – английский. Географически индийцы, в большинстве своем, проживают в историческом центре Дар-эс-Салама, где они являются хозяевами или служащими различных лавок, магазинов, аптек, закусочных, интернет-кафе. Им также принадлежит значительное число танзанийских промышленных предприятий, авторемонтных мастерских, туристических фирм, СМИ. Среди индийцев есть также врачи, учителя, инженеры. В парламенте индийцы имеют свое лобби. Среди них много сотрудников банков, местных отделений ТНК. Сами индийцы жалуются на плохое отношение к ним со стороны африканцев, на поборы местных дорожных полицейских.

Несмотря на все сложности взаимоотношений индийцев и остальных танзанийцев, открытое противостояние между ними вряд ли возможно. Индийцы, играя очень важную роль в экономике ОРТ, не пытаются использовать это обстоятельство для того, чтобы влиять на политический процесс в стране.

Арабская диаспора. Арабов в Танзании намного меньше, чем индийцев, но их культурное, языковое и политическое влияние было на протяжении веков гораздо ощутимее. После получения независимости Танганьикой и Занзибаром и резни в 1964г. это влияние было сведено к минимуму, но сейчас заметны предпосылки к его реставрации. Танзанийских арабов следует разделить на 2 группы: оманцы и все остальные. Для оманских арабов Танзания – «своя» страна. С Х века Оман через зависимых от него султанов Занзибара контролировал побережье нынешних Танзании и Кении. Багамойо, Килва, Ламу, Малинди и другие города на побережье были перевалочными пунктами в торговле товарами и рабами между Экваториальной и Южной Африкой и Ближним Востоком. Постоянно шли процессы ассимиляции и миграции населения из Омана на Занзибар и побережье и в обратном направлении. Это закончилось в 1964г., когда произошла революция на Занзибаре, султан был свергнут, большинство арабов уничтожено или насильно ассимилировано.

Сейчас оманцы остались в небольшом количестве и, в основном, на материковой части Танзании. В последнее время община оманских арабов стала проявлять определенную активность в политической сфере. Малозаметную на первый взгляд, но в перспективе, возможно, очень важную. По наблюдениям, община оманских арабов в Дар-эс-Саламе является основным источником финансирования и идеологической основой местного отделения оппозиционной партии CUF.

CUF не является «арабской» партией: на Занзибаре арабов даже меньше, чем на материке. Лидеры местной общины понимают, что для них, оманских арабов, это один из немногих шансов вернуться в большую политику Танзании, а в перспективе, возможно, и восстановить утерянное политическое влияние. Поэтому вряд ли оманских арабов устроит отделение Занзибара, без культурно-политических ресурсов которого невозможна полноценная Танзания, скорее им импонирует идея политического доминирования Занзибара внутри федерации. Дар-эс-саламское отделение CUF будет стараться, по возможности, нейтрализовать автономистские (но не исламистские) настроения в партии. Вообще, представляется, что оманское ядро дар-эс-саламского отделения со временем попытается играть руководящую роль в партии и, во всем оппозиционном движении.

Танзанийские оманцы обычно занимаются средним бизнесом: переработкой сельхозпродукции, торговлей золотом, – обыкновенно являясь владельцами фирм и организаций, имея определенную финансовую базу для занятия политической деятельностью. Большинство танзанийских оманцев – ибадиты (как и в Омане), есть небольшое число суннитов. Отличаются ортодоксальностью и традиционализмом. Оманские арабы в Танзании – понятие достаточно условное, оно относится скорее к самосознанию, чем к реальному антропологическому типу. Среди них много людей смешанного арабо-африканского происхождения. Секретарь общины (отец – оманец, мать – ньямвези) по внешности – африканец, правда, с менее смуглой кожей. Оманцы стараются, по мере возможности, сохранять свою культуру и язык, но большинство из них говорят на суахили значительно лучше, чем по-арабски, собрания общины проводятся именно на суахили.

Вторая основная группа танзанийских арабов – йеменцы. В отличие от оманцев, танзанийская история которых очень давняя и насыщенная, йеменцы появились в Танзании одними из последних. Активное переселение их в страну началось в начале 1940гг. в связи с голодом в Йемене. Практически все танзанийские йеменцы – из Южного (Британского, затем НДРЙ) Йемена, поэтому они – сунниты. Изначально йеменцы занимали низкое положение в танзанийском обществе: были носильщиками, дворниками и т. д. Но со временем они поднялись на высокий уровень: сейчас они занимаются средним бизнесом, работают по найму в банках, отделениях корпораций. В политической жизни Танзании, в отличие от оманцев, участия не принимают. К последним относятся как к близкородственному народу, но не более. Ходят друг к другу на свадьбы и похороны, в остальном контакты между общинами ограничены. Арабский язык у йеменцев находится в лучшем состоянии, чем у оманцев, они значительно менее культурно и этнически ассимилированы с коренным населением.

Помимо оманцев и йеменцев, в ОРТ есть небольшое количество ливанцев и единичные представители других арабских народов. К другим конфессиональным и этническим группам танзанийские арабы относятся подчеркнуто нейтрально и ровно (по крайней мере, внешне).

Европейцы, китайцы. Европейцы – третья по величине неафриканская этническая общность Танзании, и третья по времени появления. Первыми в 1880гг. на территории нынешней Танзании появились немцы, вскоре превратившие страну в свою колонию под названием Германская Восточная Африка. При немцах были построены основные железные дороги в центре и на севере страны, заложены основы экономики. Была введена такая сельскохозяйственная культура как сизаль. После Первой мировой войны колония перешла к британцам и получила название Танганьика. Британцы перенесли административный центр страны в город-порт Дар-эс-Салам, основанный занзибарским султаном в 1860гг., и впоследствии немало сделали для развития Танганьики.

В колониальное время в Танганьике проживали достаточно многочисленные общины немцев и британцев. Немецкие поселенцы, еще остававшиеся здесь после Первой мировой войны, вынуждены были покинуть «территорию Танганьика» после начала Второй мировой. В ОРТ остались единицы из числа потомков немецких поселенцев и незначительное число британцев. Растет число европейцев – экспатриантов новой волны. Они обычно работают по контрактам в различных международных организациях и занимают высокие должности в отделениях ТНК и банков, занимаются собственным бизнесом. Среди них заметнее других граждане ЮАР, немцы, итальянцы, скандинавы. Отдельного упоминания достойна греческая община, которая начала формироваться в Танзании в начале XX в. К окончанию Второй мировой войны в стране проживало 3 тыс. греков. Они были, крупными землевладельцами. После получения Танганьикой независимости, образования ОРТ и начала политики уджамаа большинство плантаций, которыми владели греки, были национализированы. С этого времени идет постепенное уменьшение численности общины: ее представители эмигрируют на историческую родину, что грекам-иммигрантам из других стран греческое гражданство предоставляется автоматически, а также в Австралию, США. На настоящий момент греческая община – это 2-3 сотни чел., занимающихся средним бизнесом, менеджерской работой. Греческая община Дар-эс-Салама достаточно сплочена и объединена вокруг храма Александрийской православной церкви на Ali Hassan Mwinyi Road. Храм относится к Митрополии всея Восточной Африки, центр которой – в Найроби (Кения). Настоятель храма – грек. Остальные священнослужители – поровну греки и африканцы. В последнее время, с сокращением числа прихожан-греков, наблюдается некоторое увеличение количества прихожан-африканцев. Но их совсем немного. Значительная часть прихожан – выходцы из бывшего СССР. Богослужение ведется на греческом языке. В Пасху во время песнопения специально для русскоязычных прихожан употребляются и слова из старославянского церковного языка.

Китайская община – самая молодая из значительных некоренных общин ОРТ. При этом динамично развивающаяся. Ее численность – 2 тыс. чел., но она стремительно растет. Как говорят в Танзании, каждый самолет из Китая привозит новых иммигрантов. Китайцы держат десяток ресторанов, магазины, торгующие текстилем, посудой, мотоциклами, другими товарами широкого потребления из Китая. Китайцы – люди подчеркнуто секуляризованные, светские, ровно и позитивно относящиеся к остальным танзанийским этноконфессинальным общностям.

Можно также выделить 2 переходные этнические группы. Они произошли от смешения раннего африканского населения (банту) с пришлыми этническими группами. Во-первых, вышеупомянутые ширази – результат очень давнего смешения африканцев и выходцев из Шираза (Иран). Они давно утратили европеоидные черты, но у них осталось сильное ширазское самосознание. До начала XIX в. занзибарские султаны по происхождению были ширази. В 1832г. Саид Великий (1804-56гг.), султан Омана, от которого на протяжении многих веков султаны Занзибара находились в вассальной зависимости, перенес столицу своей страны на Занзибар. Традиционные правители-ширази были отстранены от власти. В 1856г., после смерти Саида, во главе Занзибара встал один из его сыновей. Правление оманской династии продолжалось до 1964г., когда ширази вернулись к власти в лице Абейда Каруме. Но позициям президента Занзибара Амани, сына Абейда Каруме, представляет угрозу CUF, который, в свою очередь, находится под определенным арабским влиянием, в том числе Саудовской Аравии и оманцев с материка. Среди членов CUF, наряду с арабами, немало ширази и африканцев. Со временем именно арабы будут доминировать в партии, что ознаменует реставрацию арабского влияния и оттеснение ширази от власти.

Вторая переходная группа шангази – потомки арабов, ассимилировавшихся с местным африканским населением. В скором времени они, как ведущие носители арабской культуры и религиозных традиций на Занзибаре, будут играть заметную роль в политической жизни на островах, а, возможно, и в ОРТ в целом.

Самая крупная группа иммигрантов из других стран Африки – малавийцы. Обычно работают слугами и чернорабочими. Среди других иммигрантов из африканских стран выделяются кенийцы, угандийцы, руандийцы, бурундийцы и конголезцы. Малавийцы, кенийцы и угандийцы живут по всей стране, конголезцы – только на западе, на побережье Танганьики, а руандийцы и бурундийцы – это, в подавляющем большинстве, беженцы, причем часто вооруженные, живущие в лагерях на северо-западе Танзании. Помимо этих групп, среди иммигрантов из других стран выделяются сомалийцы. Их мало, и они, в основном, занимаются крупным и средним бизнесом. Сомалийцы – мусульмане-сунниты. Среди них велик % смешанных браков с танзанийскими суннитами, прежде всего, арабами. В целом, иммигранты из африканских стран не оказывают существенного влияния на экономические, культурные и политические процессы в ОРТ. Но их наличие и рост численности, может, в перспективе, создать определенную социальную напряженность в обществе, особенно в силу высокого уровня безработицы среди местных танзанийцев.

Выходцы из бывшего СССР – это, во-первых, жены африканцев, учившихся в СССР, и их дети. Во-вторых, – бизнесмены. В-третьих, работающие в Танзании по контрактам. Все они объединены вокруг Российско-Танзанийского культурного центра (Russian-Tanzanian Cultural Centre, RTCC) в Дар-эс-Саламе. В центре проходят приемы, концерты российских артистов, художественные выставки, работает студия детского рисунка, ведется преподавание русского и других языков. Центр занимается набором студентов в российские вузы, а также переводит и издает на суахили произведения русской и советской литературной классики. На местной радиостанции «Тумаини» центр имеет свою еженедельную радиопрограмму на языке суахили для выпускников советских и российских вузов, которая называется «Вспоминая Россию». По пятницам в центре проходят встречи «Русского клуба». Помимо представителей русскоязычной общины, там собираются выпускники советских вузов, объединенные Ассоциацией выпускников советских и российских вузов «Союз» (The Tanzania Soyuz Alumni Association). Председатель ассоциации – консультант VAC Income Invest (T) Эндрю Китенге, секретарь – преподаватель русского языка Фиделис Магенге. Артем Герасимов.

Танзания > Внешэкономсвязи, политика > af-ro.com, 30 августа 2005 > № 340374


Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter